“У нас нет ни особого падения объемов, но, к сожалению, нет и особой динамики роста. Мы стабильно держимся и ожидаемая цифра — где-то порядка 1 тыс. тонн по этому году”, — сказал агентству “Интерфакс-Украина” генеральный директор предприятия Александр Сорокин.
По его словам, увеличение объемов производства возможно только в случае вложения инвестиций в Новоконстантиновскую (НК) шахту, но даже в случае наличия необходимых средств в 2017 году динамика роста произойдет не ранее 2018-2019 гг.
А.Сорокин напомнил, что Ингульская и Смолинская шахты уже не могут дать прирост. В то же время при вложении инвестиций можно увеличить добычу руды на НК, из которой можно получить до 1,5-2,5 тыс. тонн концентрата урана в год.
“Подъемные мощности, которыми располагает НК в настоящее время, позволяют давать порядка 350 тонн, максимум — 370 тонн. Это наши текущие возможности”, — отметил он.
Глава ВостГОка добавил, что предприятие уже не строит иллюзий относительно возможности финансирования развития из госбюджета. При этом он отметил отсутствие возможности вкладывать полученную прибыль в развитие при существующей налоговой и дивидендной политике в стране.
“Мы и этот год работаем с прибылью, но, к сожалению, даже ту прибыль, которую зарабатываем, инвестировать в развитие не можем, поскольку 18% — налог на прибыль — и 75% остатка изымаются в бюджет (в виде дивидендов по итогам в 2015 года — ИФ). Собственно, на этом развитие и заканчивается. Поэтому будем инициировать вопрос уменьшения дивидендов для того, чтобы целевым образом направить их на программы развития”, — пояснил А.Сорокин.
Он напомнил об остающейся возможности включения целевой надбавки для наращивания объемов производства концентрата урана в тарифе НАЭК “Энергоатом” или увеличения цены продажи урана атомной генкомпании.
“Это не такие деньги, которые могут существенно его (тариф — ИФ) деформировать. Атомная энергетика генерируют такой объем электроэнергии, что объем инвестиций, который можно было бы направить в это русло, на киловатте проявится ничтожно мало, практически неощутимо”, — отметил глава ВостГОКа.
Привлечение зарубежных инвестиций в развитие усложняется статусом госпредприятия, находящегося в списке стратегически важных для страны. В то же время ВосГОК ведет переговоры, в частности, с китайской CNEIC (China Nuclear Energy Industry Corporation, Китай), которую интересует участие в ядерной программе Украины.
“На фоне комплексного подхода можно их заинтересовать в НК. В данном случае мы рассматриваем самую простую форму сотрудничества — фьючерсный контракт. Но под это, возможно, понадобятся гарантии со стороны правительства”, — сказал А.Сорокин.
Как сообщалось, ВостГОК в 2015 году получил чистую прибыль 13,273 млн грн против 233,599 млн грн чистого убытка в 2014 году. Выручка ВостГОКа по итогам 2015 года возросла в 2,1 раза (на 1 млрд 495,932 млн грн) — до 2 млрд 844,54 млн грн.
ВостГОК в 2015 году увеличил производство концентрата природного урана на 5,8% (на 54 тонн) по сравнению с 2014 годом — до 980 тонн.
ВостГОК — единственное в Украине и крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке урановой руды.
Ежегодные потребности украинских АЭС в концентрате урана составляют порядка 2,4 тыс. тонн, тогда как его внутренне производство ГП “ВостГОК” составляет около 1 тыс. тонн.