Ежедневно Украина теряет $170 млн из-за блокады черноморских портов и оккупации тех, что расположены на побережье Азовского моря. Из морских портов сейчас работают только дунайские — Измаил, Рени и Усть-Дунайск.
Это типичные порты для речного судоходства, тогда как ранее Украина делала ставку на морское и океанское. Впрочем, сейчас эти порты вынуждены частично переориентироваться на каботажное плавание для рейдовой перевалки зерновых в порту Констанца. Кроме того, на днях Мининфраструктуры открыло проход судов по каналу Дунай — Черное море через устье Быстрое. Это стало возможным после освобождения от российских войск острова Змеиный.
Даже полная загрузка работающих дунайских портов и значительное увеличение их пропускной способности существенно не поможет украинскому экспорту при продолжении блокады черноморских портов.
До войны дунайские порты “не делали погоды” во общем портовом грузообороте в Украине. Доля дунайских портов в общей перевалке в Украине в 2018-2021 гг. варьировалась в диапазоне 2,5-4,2%, или 4-6 млн т грузов. Этими портами пользовался довольно узкий список грузоотправителей при необходимости доставки грузов клиентам по Дунаю.
Очевидно, что полным аутсайдером является порт Усть-Дунайск, что связано с его общей запущенностью, отсутствием необходимых глубин и ж/д сообщения (железная дорога проведена только к портам Рени и Измаил).
При этом проектная пропускная дунайских морпортов значительно выше их текущих показателей:
Фактическая пропускная способность ограничена имеющейся инфраструктурой, недостаточными глубинами (Усть-Дунайск), проблемой медленной судопроводки румынской стороной, частой низкой водой на Дунае и другими факторами. Кроме того, ж/д инфраструктура находится под постоянной угрозой ракетных ударов со стороны РФ.
По итогам апреля дунайские порты нарастили перевалку грузов почти в четыре раза по сравнению с февралем текущего года — до 850 тыс. т. Однако существующие показатели перевалки слабо помогают существенно нарастить экспорт на фоне довоенных объемов. Также нужно учитывать повреждения моста через Белгород-Днестровский лиман и загруженность ж/д погранпереходов с сопредельными странами.
Доля дунайских портов в экспортной перевалке в Украине в 2018-2021 гг. варьировалась в пределах 2-4% или 2,6-3,6 млн т грузов. Если в ретроспективе 2018-2021 гг. оценить экспортные возможности трех дунайских портов, то ставку нужно делать на Измаил.
В этот же период порт Рени делал ставку на перевалку транзитных грузов (в среднем 1,3 млн т в год), а именно зерновых и других сыпучих грузов. Перевалка украинских экспортных грузов в порту Рени за 2018-2021 гг. не превышала 60 тыс. т. Таким образом, Рени открыт для перевалки “своих” грузов (если не будет транзита).
В то же время показатели деятельности порта Усть-Дунайск с годовым экспортом в 30-60 тыс. т зерновых вообще не позволяют в ближайшей перспективе всерьез оценивать эту точку перевалки экспортных грузов. Порт может работать для перевалки грузов, доставляемых автотранспортом, что дорого и неэффективно. Хотя в текущих условиях даже такой вариант нужно учитывать.
Мининфраструктуры хочет увеличить пропускную способность дунайских морпортов до 25 млн т. Сложно сказать, насколько большой будет их доля в общей перевалке морпортов в Украине, если МИУ реализует свое намерение, поскольку к тому времени уже могут быть открыты черноморские порты. Также нужно учитывать уменьшение грузовой базы и невозможность обработки транзитных грузов вследствие войны. Если соотнести возможные будущие мощности с перевалкой во всех морпортах Украины в 2020-2021 гг., то 25 млн т — это 15-16% от “старого” показателя портового грузооборота.
Ранее в Мининфраструктуры оценивали потенциал роста перевалки в дунайских портах до 1 млн т в месяц, но сейчас планируют увеличить пропускную способность украинских портов на Дунае в 1,7 раза — до 25 млн т в год. МИУ планирует модернизировать порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск, построить новые терминалы и хабы, соединить порты Рени и Измаил прямым железнодорожным сообщением, а также привлечь частные инвестиции для строительства терминалов.
Кроме того, в планах по развитию дунайских портов:
Запланированные инвестиции в реализацию проекта составляют около $200 млн.
Наверное, Украина хочет нарастить мощности портов за счет западных средств, так как такие намерения были оглашены в ходе форума по послевоенному восстановлению страны в Лугано (Швейцария). Однако многие экономисты критически воспринимают этот план и его статьи расходов (многие из них банально перенесены из довоенной реальности). И пока не определены источники финансирования и не начаты реальные действия, планы МИУ остаются просто намерениями.
В рамках расширения возможностей дунайских портов также можно рассматривать инициативу, которая уже приобрела осязаемые формы. Осенью 2022 года планируется восстановить движение грузовых поездов на участке железной дороги Березино (Украина) — Бессарабская (Молдова): Молдова построит 1,2 км путей, а Украина — около 23 км. За счет этого Молдова планирует экспортировать и импортировать товары после возобновления ж/д сообщения через украинский порт Измаил. Украина, в свою очередь, сможет наладить импорт в Молдову и Евросоюз.
Что скажете, Аноним?
13:00 16 ноября
12:30 16 ноября
11:30 16 ноября
11:00 16 ноября
10:30 16 ноября
10:00 16 ноября
09:30 16 ноября
09:00 16 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[17:01 16 ноября]
[14:55 16 ноября]
[23:22 15 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.