Rambler's Top100
НОВОСТЬ

Дунайские порты не способны спасти украинский экспорт

[17:00 11 июля 2022 года ]

Ежедневно Украина теряет $170 млн из-за блокады черноморских портов и оккупации тех, что расположены на побережье Азовского моря. Из морских портов сейчас работают только дунайские — Измаил, Рени и Усть-Дунайск.

Это типичные порты для речного судоходства, тогда как ранее Украина делала ставку на морское и океанское. Впрочем, сейчас эти порты вынуждены частично переориентироваться на каботажное плавание для рейдовой перевалки зерновых в порту Констанца. Кроме того, на днях Мининфраструктуры открыло проход судов по каналу Дунай — Черное море через устье Быстрое. Это стало возможным после освобождения от российских войск острова Змеиный.

Даже полная загрузка работающих дунайских портов и значительное увеличение их пропускной способности существенно не поможет украинскому экспорту при продолжении блокады черноморских портов.

До войны дунайские порты “не делали погоды” во общем портовом грузообороте в Украине. Доля дунайских портов в общей перевалке в Украине в 2018-2021 гг. варьировалась в диапазоне 2,5-4,2%, или 4-6 млн т грузов. Этими портами пользовался довольно узкий список грузоотправителей при необходимости доставки грузов клиентам по Дунаю.

Очевидно, что полным аутсайдером является порт Усть-Дунайск, что связано с его общей запущенностью, отсутствием необходимых глубин и ж/д сообщения (железная дорога проведена только к портам Рени и Измаил).

При этом проектная пропускная дунайских морпортов значительно выше их текущих показателей:

  • порт Измаил — 8,5 млн т;
  • порт Рени — 8 млн т;
  • порт Усть-Дунайск — 4 млн т.

Фактическая пропускная способность ограничена имеющейся инфраструктурой, недостаточными глубинами (Усть-Дунайск), проблемой медленной судопроводки румынской стороной, частой низкой водой на Дунае и другими факторами. Кроме того, ж/д инфраструктура находится под постоянной угрозой ракетных ударов со стороны РФ.

По итогам апреля дунайские порты нарастили перевалку грузов почти в четыре раза по сравнению с февралем текущего года — до 850 тыс. т. Однако существующие показатели перевалки слабо помогают существенно нарастить экспорт на фоне довоенных объемов. Также нужно учитывать повреждения моста через Белгород-Днестровский лиман и загруженность ж/д погранпереходов с сопредельными странами.

Доля дунайских портов в экспортной перевалке в Украине в 2018-2021 гг. варьировалась в пределах 2-4% или 2,6-3,6 млн т грузов. Если в ретроспективе 2018-2021 гг. оценить экспортные возможности трех дунайских портов, то ставку нужно делать на Измаил.

В этот же период порт Рени делал ставку на перевалку транзитных грузов (в среднем 1,3 млн т в год), а именно зерновых и других сыпучих грузов. Перевалка украинских экспортных грузов в порту Рени за 2018-2021 гг. не превышала 60 тыс. т. Таким образом, Рени открыт для перевалки “своих” грузов (если не будет транзита).

В то же время показатели деятельности порта Усть-Дунайск с годовым экспортом в 30-60 тыс. т зерновых вообще не позволяют в ближайшей перспективе всерьез оценивать эту точку перевалки экспортных грузов. Порт может работать для перевалки грузов, доставляемых автотранспортом, что дорого и неэффективно. Хотя в текущих условиях даже такой вариант нужно учитывать.

Мининфраструктуры хочет увеличить пропускную способность дунайских морпортов до 25 млн т. Сложно сказать, насколько большой будет их доля в общей перевалке морпортов в Украине, если МИУ реализует свое намерение, поскольку к тому времени уже могут быть открыты черноморские порты. Также нужно учитывать уменьшение грузовой базы и невозможность обработки транзитных грузов вследствие войны. Если соотнести возможные будущие мощности с перевалкой во всех морпортах Украины в 2020-2021 гг., то 25 млн т — это 15-16% от “старого” показателя портового грузооборота.

Ранее в Мининфраструктуры оценивали потенциал роста перевалки в дунайских портах до 1 млн т в месяц, но сейчас планируют увеличить пропускную способность украинских портов на Дунае в 1,7 раза — до 25 млн т в год. МИУ планирует модернизировать порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск, построить новые терминалы и хабы, соединить порты Рени и Измаил прямым железнодорожным сообщением, а также привлечь частные инвестиции для строительства терминалов.

Кроме того, в планах по развитию дунайских портов:

  • проведение дноуглубления;
  • дальнейшая реализация проекта глубоководной навигации “Дунай — Черное море”;
  • строительство флота внутреннего плавания;
  • ремонт и модернизация существующего парка;
  • привлечение подержанного парка для максимально быстрого эффекта;
  • строительство и модернизация подъездных ж/д путей;
  • создание условий для беспрепятственного дорожного сообщения.

Запланированные инвестиции в реализацию проекта составляют около $200 млн.

Наверное, Украина хочет нарастить мощности портов за счет западных средств, так как такие намерения были оглашены в ходе форума по послевоенному восстановлению страны в Лугано (Швейцария). Однако многие экономисты критически воспринимают этот план и его статьи расходов (многие из них банально перенесены из довоенной реальности). И пока не определены источники финансирования и не начаты реальные действия, планы МИУ остаются просто намерениями.

В рамках расширения возможностей дунайских портов также можно рассматривать инициативу, которая уже приобрела осязаемые формы. Осенью 2022 года планируется восстановить движение грузовых поездов на участке железной дороги Березино (Украина) — Бессарабская (Молдова): Молдова построит 1,2 км путей, а Украина — около 23 км. За счет этого Молдова планирует экспортировать и импортировать товары после возобновления ж/д сообщения через украинский порт Измаил. Украина, в свою очередь, сможет наладить импорт в Молдову и Евросоюз.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.