Rambler's Top100
НОВОСТЬ

АМКУ разоблачил картельный сговор крупных украинских ритейлеров

[16:03 16 сентября 2013 года ]

Антимонопольный комитет обвинил крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре. В списке — “АТБ-Маркет”, “Фуршет”, “Ашан” и еще полтора десятка ритейлеров.

Предварительные выводы расследования приводит Forbes.

По мнению Комитета, ритейлеры договорились об антиконкурентных согласованных действиях, результатом чего стало повышение цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Ведомство намерено оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий, причем каждый из них может обойтись сетям в максимальные 10% от оборота за предыдущий год. Это — 13,4 млрд гривен в пересчете на финрезультаты лишь 6 крупнейших ритейлеров, и около 20 млрд гривен в целом.

Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато Антимонопольным комитетом в мае 2012 года. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты — на 50-70%.

Черный список: “Фоззи-Фуд”, “Фора”, “Фуршет” (и ряд дочерних предприятий) “Ашан Украина”, “Фудмаркет”, “АТБ-Маркет”, “Эко”, “Адвентис”, “Билла-Украина”, “Край-2”, “Новус Украина”, “Икс 5 Ритейл Групп”, “Спар-Центр”, “Бимаркет”, “Метро Кеш энд Керри Украина” и “АС Нильсен Украина”

В ведомстве заподозрили, что причина — в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара. Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.

Предварительные выводы расследования — более чем двухсотстраничный документ — были разосланы компаниям в начале прошлой недели. Ритейлеры подтверждают факт получения документов. “Мы выявили и разоблачили картель”, — заявил в пятницу в разговоре с Forbes замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин.

По мнению специалистов ведомства, большие торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних.

“По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара”, — подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко.

Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ — 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen. “Nielsen — якобы коммуникатор нашего сговора. Вы считаете это нормальным?” — удивляется основной владелец компании “Фуршет” Игорь Баленко.

Рафаэль Кузьмин поясняет: “Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого — к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров”. “Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение”, — констатирует Алексеенко.

В итоге по каждому из двух пунктов претензий АМКУ предлагает наложить на компании штраф в размере до 10% выручки за 2012 год. То есть всего до 20% от оборота каждого из фигурантов расследования.

Nielsen, в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят, по крайней мере, на текущем этапе. Ее АМКУ лишь планирует обязать “прекратить сбор и распространение информации, которая приводит к ограничению конкуренции на рынках Украины”.

Точные суммы штрафов еще не ясны. Компаниям дано 10 дней на ознакомление с выводами расследования. “Сейчас мы ждем ответов субъектов хозяйствования о том, какие аргументы они могут противопоставить нашим выводам. Мы проанализируем эти аргументы, а затем будем выносить решение”, — объясняет Кузьмин. Несогласные компании смогут подать на решение в суд. Но статистика судебных решений говорит, что Комитет выигрывает в 90% случаев, отмечает Алексеенко.

Он считает, что финальные суммы штрафов наверняка будут меньше 10% от оборота. Наложение штрафа в размере 10% от оборота в украинской практике — исключение, а не правило, подчеркивает он: в среднем финальный размер штрафа, по его словам, колеблется в пределах от 1% до 5% оборота.

Но здесь возникает другая сложность. Законодательно не определено, от чего зависит размер штрафа, а потому сейчас в силу вступит способность убеждать АМКУ в своих аргументах каждой отдельно взятой компании. В Украине это означает высокие коррупционные риски.

К тому же, даже если АМКУ снизит предельный размер одного штрафа, скажем, до 3-5% от оборота, штрафов для каждой компании предполагается два — то есть все равно очень болезненно. При этом, если по первому пункту претензий Комитету будет сложнее выстроить адекватную юридическую защиту, то в вопросе маркетинговых наценок и бонусов его позиции в разговоре с розницей — куда более сильны, считает юрист.

С учетом всех этих факторов ритейлеры, каждому из которых грозит штраф от нескольких десятков миллионов до двух миллиардов гривен, настроены более чем пессимистично.

Высказываться официально большинство из них пока не хотят. В Fozzy Group отказались от комментариев. Жерар Галле, генеральный директор “Auchan-Украина”, сказал Forbes, что не получал никаких предварительных выводов. Начальник отдела по связям с общественностью компании “АТБ” Анна Личман лишь уточнила, что компания осведомлена о существования расследования, и готова предоставить АМКУ запрашиваемые данные.

Но неофициально несколько собеседников в различных ритейлерах не сдерживают эмоций. “По Украине едет трактор, и сейчас ему под колеса попала наша отрасль. Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день все попавшие под удар торговые сети будут банкротами”, — говорит на условиях анонимности топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.

Доводы комитета убедительными им не кажутся. Торговцы признают, что цены на продукты в 2010-2011 годах росли, и довольно заметно, но отрицают свою причастность к их удорожанию. “Причина этого — в росте стоимости продуктов у производителя. Это можно легко проверить — динамика торговых наценок и маркетинговых платежей в тот период у нас не менялась, а, значит, не могла спровоцировать рост цен”, — поясняет один из руководителей другого крупного ритейлера.

Если у международных компаний, таких как Metro, будет возможность компенсировать проблемы в Украине за счет других рынков, то украинские сети выхода просто не видят, говорит один из собеседников Forbes.

Еще один существенный повод для беспокойства компаний — “рассылка” АМКУ. Отправив ритейлерам общие предварительные выводы расследования, Комитет попутно “засветил” перед конкурентами ряд конфиденциальных финансовых данных, касающихся маркетинговой политики, расчетов с поставщиками и др.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2013-09-17 12:53:46] [ Аноним с адреса 10.1.21.* ]

смешно читать. экономическая политика нынешней власти сводится к отбиранию денег без каких-либо помыслов о экономической реформах. Причем, раньше их за грабежи преследовали по Закону, а сейчас они, дорвавшись до власти, под видом закона занимаются вымогательством. Уложили средний и мелкий бизнес и рассказывают об увеличении рабочих мест. В общем, мэр Феодосии - первый сигнал о том, что будут делать люди в ответ, когда им нечего терять.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.