Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Интеграция в СНГ не имеет ничего общего с проектом СССР”

[13:05 21 января 2010 года ] [ Слон.ru, 21 января 2010 ]

Выступление первого вице-премьера Игоря Шувалова на конференции “Россия и мир: вызовы нового десятилетия”.

Задачи, которые стоят на ближайшее будущее : на сегодня шний день стоят вопросы, повлияет ли кризис на наши планы до 2020 года, поменяются ли планы по модернизации страны до 2012 года, потому что этот год является ключевым, базовым. На все эти вопросы нам нужно дать ответы.

Для меня это является большой ответственностью, так как я не являюсь профессиональным экономистом, я — юрист, но все последние годы работаю в экономической сфере. Я практикующий экономист, и для меня видение проблем иногда отличается от тех, кто прошел солидную экономическую школу. Я работаю со всеми значительными экспертами в РФ.

Сегодня я бы хотел поделиться видением того, как мы формируем повестку дня. Она не отличается от того, что я говорил в 2008 году. Считаю, что главное, что надо было сделать с 2008 по 2012 год, еще впереди.

Я сегодня буду говорить о социальном и экономическом развитии страны через призму интеграции. Рассчитываю, что в ходе конференции удастся продвинуть наше внимание в сторону решения проблем ближайшего десятилетия, сформулировать ряд конкретных предложений на 2010 — 2012 годы.

Мы сегодня переживаем очень важный, переломный момент изменения экономических и социальных процессов. Мир сталкивается с новыми технологическими вызовами, они требуют трансформации мировой экономики. Глобальный кризис сам стал порождением этих процессов и одновременно поставил вопросы о структурных и институциональных изменениях в обозримом будущем . Ни нам, ни другим государствам не удастся от них уклониться. Кризис продолжается, однако уже стало очевидно, что мы имеем набор уроков по прохождению наиболее острой фазы кризиса.

Итак, кризис продемонстрировал устойчивость основных экономических и политических институтов. Это был второй крупный кризис, через который прошла Россия, причем нынешний кризис гораздо тяжелее, чем кризис 1998 года. Несмотря на это, удавалось довольно быстро реагировать на изменения. ЦБ находил новые инструменты для решения проблем, органы власти находили решения проблем на рынке труда. Уверен, что из этого кризиса Россия выйдет с новым уровнем доверия к политическим и экономическим институтам.

Второе, была утверждена правильная макроэкономическая политика минувшего десятилетия. В том числе необходимость формирования стабилизационных резервов. Особо хочу подчеркнуть, что это было сделано в том числе и благодаря усилиям Гайдара. Он был одним из идеологов формирования стабилизационных фондов. Но мы усвоили и еще один урок. Резервы — это не решение проблемы. Это жаропонижающее для больного. Симптомы снимает, но болезни не лечит.

Остается высокая зависимость страны от доходов за счет торговли природными ресурсами, от фактора, который полностью находится вне нашего контроля. Отсюда вытекает третий пункт — острая необходимость модернизации экономики. Минувший год продемонстрировал то, что важнейшее препятствие для модернизации — в нас самих. Широко распространено мнение: дождемся восстановления цен на нефть и металлы и будем жить по-старому. Информационные технологии, энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии, телекоммуникационные, медицинские технологии — это именно те приоритеты, на которых необходимо сконцентрироваться. Но список не исчерпывающий.

Имеющиеся структурные и институциональные проблемы снижают конкурентоспособность экономики. При выработке антикризисных мер мы постоянно наталкивались на ограничения, связанные с высоким уровнем монополизма и инфляции. Первый фактор ограничивал возможности бюджетного стимулирования. Второй потребовал ужесточения политики регулирования, когда большинство других государств мира, наоборот, смягчали.

Кризис вновь напомнил об уровне защиты частной собственности. Данная проблема напрямую связана с курсом на модернизацию. Курс на стабильность: социальная стабильность является необходимым условием для успешной модернизации. Важное условие — именно социальная стабильность.

От советской экономики нами унаследованы многие проблемы институционального характера. Эти проблемы не могут решаться быстро. Иногда даже [приходится действовать] вопреки рациональности. Например, “АвтоВАЗ”. Часто спрашивают, зачем вы занимаетесь этим? Не проще ли закрыть? Но это не так, там живут десятки тысяч людей. Это проблемы людей, которых государство не может бросить на произвол судьбы.

Преодоление экономических трудностей следует искать не в протекционизме, а в укреплении [экономики]. В конце 2009 года были подписаны положения о Таможенном союзе, в этом году Россия председательствует в СНГ, продолжает переговоры по присоединению к ВТО. Все названные направления — звенья одной цепи. Насколько эти направления связаны? Мы считаем, что это звенья одной цепи, единой политики. Мы выстраиваем тесное объединение систем, создается и единое экономическое пространство. При формировании такого пространства мы руководствуемся законодательством европейского сообщества. То пространство, которое мы будем создавать, между Россией, Казахстаном и Белоруссией, оно предполагает не только гармонизацию законодательства, но и преодоление барьеров.

В этом году Россия председательствует в СНГ, и я начал объезжать государства СНГ. Мы получаем информацию от лидеров СНГ, это будет в начале марта и мы будем об этом говорить. Раньше говорилось, что СНГ будет реформироваться. Мы начали работу с тем, чтобы активизировать сотрудничество, уже готов договор о зоне единой торговли. Мы прокладываем мост к другим государствам СНГ через параллельное передвижение в этом направлении.

Активный интеграционный процесс — не локальный проект, дань дружественным отношениям, но и не результат ностальгии по СССР, ничего общего с проектом СССР он не имеет. Единый таможенный союз и единое торговое пространство создают условия для нашего развития, способствуют усилению не только внешней, но и внутренней конкуренции. В связи с этим бизнес может выбирать, где ему лучше развиваться, какое законодательство эффективнее, где ему лучше работать. Когда я говорю о внутренней конкуренции, надо это использовать. Надо использовать опыт партнеров. По этому поводу президент принял решение, и мы стараемся это сделать до 1 марта, основные решения будут приняты.

Модернизация — вопрос не только технологий, она должна охватывать все сферы жизни. Следует ли нам изменить эти ориентиры, изменить программу? Мы не намерены пересматривать задачи и время их исполнения. Время необходимо наверстать более интенсивной работой. Мы должны создать условия, при которых человек сможет заниматься любимым делом, а государство должно ему в этом помочь. Работа по достижению этих целей ведется. Очевидно, что уровень экономической несвободы [высок], и необходимо работать над этим — это самая острая задача. Мы работаем с другими ведомствами, и надеемся, что в ближайшие годы бизнес-климат будет улучшен.

Природные ресурсы переместить нельзя, а бизнес будет функционировать там, где ему удобнее. Развитие человеческого капитала — одна из главных задач правительства. Рассматривается вопрос о равном доступе к деньгам на доступную медицину и обучение. У нас есть все шансы принять закон в 2010 году. Пока не принято окончательно, но мы могли бы пойти на освобождение здравоохранения от налога на прибыль.

За кризисный год нам удалось сохранить строительную отрасль и увеличить строительство социального жилья. Удалось установить ценовые ориентиры для рынка жилья эконом-класса. До кризиса жилье эконом-класса имело неоправданные цены. В ближайшее время мы примем ряд мер по демонополизации этого сектора. При снятии определенных градостроительных ограничений мы сможем построить жилья эконом-класса даже больше, чем в кризисный период.

К модернизации относится и энергоэффективность, переход к рациональному потреблению ресурсов. Общество меняет модель своего потребления, внедряет новые технологии. Позволим субъектам двигаться быстрее там, где они готовы.

Успех в интеграции должен способствовать улучшению нашей финансовой системы. Международный бизнес сейчас стремится к экспансии. Рост налогов все активнее заставляет смотреть в восточном направлении. У нас открылся уникальный шанс — стать привлекательным рынком. Тенденция перетока капитала в новые регионы будет набирать силу. Был принят конкретный план создания международного финансового центра. И мы считаем, что мы готовы принять решение в течение ближайших годов.

Укрепление системы позволит ответить на вызов десятилетия — сбалансированная пенсионная система. Егор Гайдар настаивал, что неясность в пенсионной системе — важнейший вызов в будущем . Мы существенно повысим пенсии, улучшим положение пенсионеров, но и повышение пенсий повысит спрос. По мере экономического роста, по нашим планам, доля среднего класса к 2020 году резко возрастет, и возрастет доля тех, кто может позволить себе частные накопления.

Мы извлекли ряд уроков из кризиса. Мы не только не отступаем от плана модернизации, но и идем вперед. Для того, чтобы быть конкурентоспособными, мы должны вплотную заняться улучшением экономического климата. И надо помнить о том, что жизнь простых людей должна улучшаться, не надо их мучить бюрократическими процедурами. Мы прошли сложный год. Я не согласен с тем, что перспективы упущены, так как это год, когда мы не приняли ключевые решения. Я считаю, что это неправильно. Если вы посмотрите на то, что было сделано правительством, [то увидите, что это не так].

Екатерина ЧЕКМАРЁВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.