- Кто был инициатором встречи? Что послужило ее поводом? Какие основные темы на ней обсуждались? Каковы ее результаты?
- Это была не первая встреча с господином Шефчовичем, подобные встречи проходят относительно регулярно, независимо от текущей повестки дня. Так в сентябре минувшего года я встречался в еврокомиссаром по энергетике и климату Ариасом Каньете. Кроме того, ДТЭК является членом европейских отраслевых ассоциаций Еuracoal и Eurelectric и принимает активное участие в их работе.
Украинская энергосистема является важным элементом энергетической безопасности всего европейского континента, поэтому регулярный обмен мнениями о ситуации и будущем украинской энергетики полезен как крупным стратегическим игрокам рынка, коим является ДТЭК, так и нашим европейским партнерам.
В ходе встречи мы обсудили достаточно широкий круг вопросов: от функционирования рынка газа до развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности. Поговорили даже о развитии так называемых “умных городов”.
Все это свидетельствует об интересе ко всему происходящему в Украине и готовности помочь нашей стране построить энергетику нового, европейского качества.
Вопрос: Что из происходящего в украинской энергетике наиболее всего интересует Еврокомиссию помимо традиционных тем закупки и транспортировки газа? Обсуждались ли более детально вопросы электроэнергетики?
Ответ: Сейчас одним из ключевых приоритетов Европейской комиссии является разработка и внедрение новой модели рынка электроэнергии. Также Комиссия пристально следит за судьбой законопроекта о регуляторе. Для всей украинской энергетики важно, чтобы соответствующая законодательная база была принята и заработала как можно скорее. Если принятие законов произойдет до конца июня, то, убежден, до конца года мы сможем достичь такого же существенного прогресса по рынку электроэнергии, как и по рынку газа.
Мое ощущение, что для коллег из Брюсселя очень важно понимание и уверенность в том, что процесс реформ необратим и не будет замедляться.
Кроме того, не следует забывать, что реформа рынка является условием предоставления Украине макрофинансовой помощи. Это еще два транша по EUR600 млн. Не говоря уже о том, что прозрачная и понятная система тарифообразования и свободный рынок электроэнергии нужны, прежде всего, самой Украине.
Также мы обсуждали вопрос надежности работы тепловой генерации в предстоящий осенне-зимний период, стабильности поставок антрацита с неконтролируемых территорий. Сейчас ситуация, к сожалению, осложняется тем, что отсутствуют механизмы для выплат зарплат сотрудникам “Укрализныци”, которые находятся и обеспечивают работу железной дороги на неконтролируемой территории. Если вопрос с работой железной дорогой будет решен, то тепловая генерация Украины будет обеспечена необходимыми запасами антрацита.
Наших европейских партнеров очень беспокоит традиционная тема газа и энергетической безопасности Украины. Мой основной месседж остается неизменным: Украина в ближайшей перспективе сможет полностью обеспечить свои потребности в газе за счет собственной добычи. Основные условия — прозрачные и равные для всех игроков правила на рынке газа, профессионализм команды, инвестиции с применением современных технологий. ДТЭК смог за последние два с половиной года увеличить добычу газа почти в три раза. К концу этого года мы планируем добыть более 1,5 млрд куб. м. Уверен, что при выполнении перечисленных условий Украина через пять лет полностью обеспечит себя собственным газом.
- Прозвучала ли уже какая-то реакция Еврокомиссии на программу деятельности Минэнерго, ожидания от работы нового министра? Что должно стать главным приоритетом в ближайшее время?
- Больше деталей будет известно после того, как вице-президент Еврокомиссии и профильный министр встретятся лично. Что-то комментировать до этого с моей стороны было бы некорректно. Безусловный позитив — прогресс по реформированию рынка газа. А что касается ожиданий, то это в первую очередь реформа рынка электроэнергии.
Мы должны показать свою способность выполнять взятые на себя обязательства, создать прозрачные правила игры на нашем энергетическом рынке. Это послужит очень важным сигналом для международных финансовых институций, западных энергокомпаний, финансовых инвесторов.
Прежде всего, это необходимо самой Украине. Заимствуя фразу господина Шефчовича: “We need good stories coming from Ukraine”. С ним сложно не согласиться — нам всем нужны хорошие новости!
- Как М.Шефчович, Еврокомиссия оценивает ход работы над новым Меморандумом о взаимопонимании в энергетической сфере?
- Сейчас речь идет не просто об обновлении документа, который определял бы основные направления сотрудничества в энергетической сфере за последние десять лет. В новом меморандуме закрепляется статус стратегического сотрудничества и, что особо подчеркивалось, в том же самом формате, что и пять основных направлений, заложенных в стратегию Энергетического союза: энергобезопасность, интегрированный рынок электроэнергии, энергоэффективность, защита окружающей среды, исследования и инновации.
В этом контексте нам в ближайшее время необходимо обновить Энергетическую стратегию Украины и отразить в ней реалии сегодняшнего дня в энергобалансе страны, дать стратегические ориентиры для всех участников рынка и вписать в новую модель энергосистемы Европы.
- Сейчас многие эксперты обсуждают новую методику ценообразования на уголь. Как Еврокомиссия оценивает эту инициативу НКРЭКУ?
- Мы говорили в целом о реформах в энергетике, не вдаваясь в детали отдельных методик или правил. Могу лишь добавить, что реакция некоторых комментаторов этой темы не учитывает реального положения дел в отрасли и дискуссия во многом ведется в политической, а не в экономической плоскости.
Во-первых, утверждение методик или формул, которые привязаны к международным рыночным индексам — это безусловно правильное решение. Ранее это делалось вручную, непрозрачно, что давало массу возможностей для административного или политического вмешательства и злоупотреблений. Сегодня сложно спорить с объективностью европейского индекса цены угля (API2), по которому осуществляются практически все сделки по поставкам энергетического угля в Европу.
Во-вторых, наличие методики — это реальный шаг в реформировании рынка электроэнергии. С 2013 года, когда был принят закон о рынке электроэнергии на базе европейских принципов, мы никак не продвинулись в его имплементации. Решили принимать новый закон, и это продолжается уже два года, потом еще два года для внедрения. Все это время на энергорынке отсутствует какая-либо предсказуемость, и мы живем в постоянном поиске правды — в ценах на газ, на уголь, в тарифах. Вся страна стала заложником этого поиска, а популисты зарабатывают краткосрочные дивиденды, разрушая остатки экономики.
Как вы знаете, у нас почти два года ведется непростой диалог с регулятором по многим вопросам, достаточно часто мы встречаемся в судах — и это ненормально для ключевого сектора экономики. Мы всегда требовали одного — правил работы, рыночных и равных для всех. Методика ценообразования на уголь — это правила. Хорошие или нет — можно бесконечно обсуждать, главное, что эти правила основаны на рыночных индикаторах и влияние “политической целесообразности” в установлении цен значительно снижается.
Также странно звучат лозунги якобы экспертов о сверхприбыльности ДТЭК в связи с переходом на новую формулу ОРЦ. Это пример непрофессиональной и политически ангажированной дискуссии. За два последних года по многим внешним и внутренним факторам, включая недальновидную политику профильного министерства, мы получили разрушенную угольную отрасль, аномальный уровень аварийности на атомных станциях и тепловую генерацию в состоянии банкротства. Чтобы восстановить эту разруху, нужна предсказуемость и разумная инвестиционная политика, а не режим выживания из месяца в месяц. Украина в перспективе ближайших 20 лет не сможет отказаться ни от собственного угля, ни от тепловой генерации. За последние 10 лет ДТЭК инвестировал в эти отрасли более $5 млрд долларов, что дало определенный запас прочности. Сегодня он исчерпан, и ни мы, ни любой другой инвестор не будет вкладывать в украинскую энергетику без устойчивых рыночных правил. Поэтому новая методика дает какую-то надежду, что ситуация поменяется.
Пока экономический эффект от этой методики мы не чувствуем, анонсированный отдельными экспертами рост нашего тарифа на 20-30% не состоялся: в апреле он был 116 копеек, а в мае снизился до 106 копеек, в среднем за 5 месяцев составил 100 копеек, что на 10% выше чем за аналогичный период прошлого года при инфляции 50%. При этом долг “Энергорынка” только перед ДТЭК вырос более чем на 1 млрд грн. в 2016 г. Пусть при таких цифрах популисты научат нас и других игроков как можно нормально работать, обеспечивать сотни тысяч рабочих мест и инвестировать в будущее украинской энергетики.
Критика и общественный контроль — необходимы и важны. Но критика должна быть конструктивной, профессиональной, предлагать альтернативные решения, которые будут работать в долгосрочной перспективе.
- Но еврооблигации ДТЭК в последние недели существенно подорожали, что связывают именно с новой методикой и повышением цен на электроэнергию, производимую ДТЭК и другими теплоэлектростанциями. Как вы прокомментируете эту информацию?
- Данные материалы являются ярким примером ситуации, когда дискуссия ведется не в экономической, а в политической плоскости, и факты искажаются в политических целях. Рост котировок украинских компаний, которые торгуются на внешних рынках, — это лучшее, что может быть сейчас для Украины! Это мощный позитивный сигнал для международных партнеров, инвесторов, в целом для внешнего рынка капиталов. И этому надо радоваться всем, кто желает восстановления экономики и страны в целом, а не придумывать различные теории.
Касательно ДТЭК, я считаю, что причиной роста котировок стали первые признаки восстановления промышленного производства в стране, и, соответственно, увеличение потребления электроэнергии. Мы восстановили нормальные объемы добычи угля в первом квартале. Плюс в конце апреля мы возобновили выплаты по купонным платежам.
Также вступило в силу решение держателей еврооблигаций о предоставлении компании шести месяцев на урегулирование вопроса по реструктуризации кредитного портфеля. 18 мая агентство Moody's подтвердило корпоративные рейтинги ДТЭК и DTEK Finance Plc's на уровне “Ca”. У нас ведется конструктивный диалог с кредиторами и, я надеюсь, в скором времени мы сможем подписать глобальный план реструктуризации долговых обязательств.
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.