Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Холостой ход

[11:26 18 января 2011 года ] [ Ведомости, № 6, 18 января 2011 ]

Сделка между “Роснефтью” и ВР вызвала две бури одновременно: восторга у нефтегазовых аналитиков и возмущения со стороны западных СМИ.

Но обе группы единодушны: открыв двери в Арктику, ВР закрыла себе все остальные.

Стоит ли овчинка выделки? На первый взгляд партнерство с “Роснефтью” открывает для ВР блестящие перспективы. Их совместное предприятие займется разведкой и разработкой трех участков в Карском море (Восточно-Приновоземельское-1, -2, -3), которые сопоставимы по размеру запасов и перспективности с британским сектором Северного моря. По данным российского правительства, их прогнозные ресурсы огромны: 5 млрд т нефти и 10 трлн куб. м газа. Учитывая, что российские законы позволяют вести работы на шельфе исключительно отечественным государственным компаниям, ВР и правда удачно проторила себе дорогу к несметным арктическим богатствам.

Но дальше начинаются вопросы. Степень изученности шельфа северных морей очень низка, а риск не найти там искомого богатства довольно высок, говорит аналитик “Тройки диалог” Валерий Нестеров. Чтобы оценить реальные запасы этих месторождений, потребуется около 10 лет и $2 млрд. Предполагается, что финансирование фазы геологоразведки возьмет на себя ВР — но эти деньги вполне могут быть выброшены на ветер.

Структура запасов тоже непонятна. Принято считать, что ресурсы Карского моря на 70% состоят из газа. А ВР больше заинтересована в добыче нефти.

Налоговый режим для этого проекта тоже не определен: премьер Путин пообещал ему максимально благоприятные условия, но во что это выльется на практике — вопрос. “Роснефть” наверняка будет добиваться льгот по экспортной пошлине для нефти и газа шельфовых месторождений, поскольку затраты на их разработку будут выше, чем у проектов на суше и на шельфе Каспия, которым уже обещаны льготы. А судя по льготам для новых месторождений Восточной Сибири, можно будет рассчитывать на нулевой НДПИ и беспошлинный ввоз специального оборудования.

Но даже этих льгот может оказаться недостаточно — из-за стоимости добычи в Карском море: она будет запредельно высокой. По условиям добычи даже суровое Баренцево море в сравнении с Карским покажется южным курортом. Большую часть года Карское море покрыто льдом толщиной 1,5-3 м, в самом теплом месяце (июле) температура воздуха в среднем равна 5-6° в западной части моря и 1-2° на востоке и северо-востоке.

Там все время ветер: средняя скорость — 7-8 м/с, но нередко он достигает штормовой силы, а у берегов Новой Земли образуется местный ураганный ветер — новоземельская бора. Глубина участков в Карском море — от 70 до 300 м. В таких условиях нефть и газ еще никто в мире не добывал.

Еще хуже то, что в районе будущей добычи плавают айсберги. Чтобы буровая платформа избежала судьбы “Титаника”, мелкие айсберги нужно вовремя отбуксировать в сторону, а для защиты от крупных нужно придумать технологию, которая бы позволяла снять с места гигантскую платформу и передвинуть на безопасное расстояние в течение считанных часов. Такой технологии нет пока ни у кого, включая норвежцев. К тому же от каждой платформы нужно будет тянуть трубу, которую айсберги в любой момент могут повредить.

И даже если все эти трудности удастся преодолеть и добыча будет налажена, остается проблема транспортировки ресурсов из этого отдаленного края. Правда, здесь у “Роснефти” и ВР есть много союзников: в том же самом заинтересованы и “Лукойл”, и “Газпром”, и “Новатэк”, который сейчас пытается осваивать Северный морской путь. Так что общими силами, надо надеяться, что-нибудь придумают.

Неоднозначной эту сделку делает то обстоятельство, что в России имеются огромные неосвоенные запасы углеводородов и на суше — в Западной и Восточной Сибири, где условия все-таки гораздо лучше арктических. А отсутствие спроса, например, заставило отложить разработку гигантского Бованенковского и Штокмановского месторождений. Ясно, что до Арктики дело дойдет в последнюю очередь — минимум через 20 лет.

Так что экономическую выгоду партнерство “Роснефти” и ВР принесет не скоро. А значит, цели у этого проекта — не экономические.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.