Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Общество потребления кредитов

[09:13 17 июня 2008 года ] [ Коммерсант-Украина, №100, 17 июня 2008 ]

Потребительское кредитование в Украине переживает пик популярности — среди жителей больших городов сейчас сложно встретить человека, который еще ни разу не обращался в банк за кредитом.

Поэтому кредитные учреждения, за последние три года в десять раз увеличившие портфели розничных кредитов, не намерены останавливаться на достигнутом. В борьбе за клиента банкиры пытаются сделать деньги еще более доступными для потребителей и продолжают не замечать риски увеличения проблемной задолженности в будущем.

Быстрый старт

До 2005 года рынок потребительского кредитования в Украине находился на стадии становления — его объем не превышал 15 млрд грн. Это объяснялось низкой платежеспособностью населения и жесткими условиями кредитования. Для получения займа, например на покупку бытовой техники, банки требовали местную регистрацию, справку об официальных доходах, ликвидный залог и первоначальный взнос. Но уже в 2005-2006 годах банки резко снизили требования к платежеспособности клиентов — при выдаче кредитов нужен был лишь паспорт и идентификационный код — и начали активно предоставлять кредиты на покупку бытовой техники и автомобилей. Интерес к этому сегменту был легко объясним — доходность потребкредитов в два-три раза превышала среднюю.

Некоторые банки сделали ставку лишь на розницу — за три последних года объем потребительского кредитования вырос более чем в 10,5 раза и достиг 155,54 млрд грн, что составляет более трети всего кредитного портфеля банков. Нацбанк не разглашает информацию о доле потребительских беззалоговых кредитов в этой сумме, но известно, что по итогам I квартала 2008 года ипотека составляла ее треть (свыше 65 млрд грн), а еще две трети занимали авто- и потребкредиты.

“Банки выдавали розничные кредиты всегда, но пик начался полтора-два года назад. Население начало зарабатывать больше денег и захотело 'жить здесь и сейчас', а не копить деньги на будущие покупки, — говорит заместитель председателя правления УкрСиббанка Тарас Кириченко. — Увеличение темпов роста потребкредитования было связано с желанием банков заработать больше денег и увеличить клиентскую базу. Кроме того, потребкредиты требуют небольших денежных затрат”. Например, один кредит на покупку однокомнатной квартиры в Киеве идентичен 90-100 потребительским кредитам по 1 тыс долл. В середине 2007 года массовой стала выдача банками населению кредитов наличными и кредитных карт с лимитами в среднем до 5 тыс долл . Преимуществом таких карт стал льготный период (в среднем 30-40 дней) бесплатного пользования кредитом. На розничный рынок обратили внимание даже корпоративные банки, такие как Ситибанк (Украина) и ИНГ Банк Украина.

Банковские хитрости

Однако уже во второй половине 2007 года стало понятно, что первоначальный спрос на доступные кредиты удовлетворен и банкам необходимо искать новые способы привлечения заемщиков. Кредитные учреждения в прямом смысле слова вышли на улицу. БТА Банк запустил программу “Мобильные офисы”, в рамках которой специальные автобусы курсировали по Киеву и выдавали всем желающим карточные экспресс-кредиты на сумму до 3 тыс долл . с беспроцентным обналичиванием средств в банкоматах Украины. Похожий проект внедрял и Альфа-банк. А ПриватБанк создал сеть своих киосков на остановках общественного транспорта.

Одновременно банки запустили программы кредитования через SMS, например ПриватБанк и БТА Банк. В ПриватБанке рассчитывают, что такие займы будут востребованы их клиентами в период различных распродаж, и готовы через SMS выдать на срок до шести месяцев сумму от 10 грн до 1000 грн. Более доступными кредиты пытаются сделать и для интернет-пользователей — Астра-банк начал онлайн-выдачу кредитов для покупок в интернет-магазинах. А ВиЭйБи Банк решил занять нишу малоплатежеспособных клиентов, запустив льготный кредитный продукт — проценты выплачиваются со второго месяца, сумма долга — с третьего. “Украинские банки перенимают методы у западных, но конкуренция заставляет выдумывать все новые механизмы”, — отмечает господин Кириченко.

Доход покроет все

Банкиры готовы идти на подобные ухищрения из-за высокой доходности потребкредитов. Исследовательская компания “Простобанк консалтинг” подсчитала, что в июне реальные ставки по ипотечным займам составляют 19,47% в гривне и 14,32% в долларах США, автокредитам — 21,97% и 15,83%, соответственно. При этом гривневые кредиты на покупку товаров и кэш-кредиты обеспечивают среднюю доходность соответственно в 50,02% и 49,22% годовых. Чем более доступен кредит, тем выше его стоимость. Например, ПриватБанку за использование SMS-кредита на сумму 100 грн необходимо платить 1,33 грн в день (485% годовых), за 1000 грн — 7,15 грн (261% годовых).

Такие высокие ставки банки объясняют тем, что им необходимо хеджировать риски невозвратов. Заместитель председателя правления банка “Хрещатик” Александр Тимченко говорит, что доходность, декларируемая при выдаче кредита, и реальная, по итогам погашения, могут существенно отличаться. По словам экспертов, средний процент невозвратов сейчас составляет около 10%. Если банк ожидает, что 10% средств ему не вернут, эта сумма закладывается в процентную ставку по остальным 90% кредитов. Платежеспособные клиенты в итоге переплатят минимум 12% суммы кредита, ведь банк может заложить в ставку и упущенную прибыль. 30-процентная разница в ставках между потребительскими кредитами и ипотекой отражает эти риски. “Чем глубже проникают банковские услуги, тем больше вероятность, что заемщиками станут люди, не имеющие понятия о том, как работать с кредитом: полностью погашать долг, не допускать просрочки по выплатам”, — говорит начальник пресс-центра банка “Дельта” Елена Яицкая. Любой кредит, выдаваемый без обеспечения, является рисковым, добавляют коллекторы. Генеральный директор коллекторской компании Credit Collection Group Кирилл Ципривуз считает, что наиболее рискованной является выдача кредитов в маршрутках и на остановках, менее — SMS-кредиты.

Новые пути

Теперь банкиры ожидают активного использования технологий сетевого маркетинга (MLM-продаж). В минувшем году английская финансовая компания Provident Financial заявила, что будет работать в Украине через агентскую сеть, выдавая кредиты и принимая оплату на дому. Но первыми использовать MLM-канал продаж начали в ИНГ Банк Украина.

Поиск новых способов будет продолжен, ведь к 1 июня доля кредитного портфеля физических лиц к ВВП составляла всего 26%. “Во многих странах эта цифра выше 100%. Если нашим банкам будет откуда брать деньги, то доля кредитов будет расти”, — уверен первый заместитель председателя правления Сведбанка Виктор Гладкий. Но потребкредиты все же могут стать менее доступными — их также должно затронуть повышение ставок в сегментах кредитования покупки жилья и авто. “Ужесточение требований — это постоянный процесс. Как только у банка начнется рост доли проблемной задолженности, требования к заемщикам сразу ужесточатся”, — говорит господин Гладкий.

Алена ГУБАРЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.