Был утвержден перечень международных договоров, составляющих базу Таможенного союза, и план действий по его формированию в рамках ЕврАзЭС до 2010 года. Участниками Таможенного союза стали соседи и деловые партнеры Украины — Россия, Беларусь и Казахстан. Наша страна оказалась как бы меж двух огней — двух таможенных союзов: европейского и “околороссийского”.
Напомню, что с момента образования Евразийского экономического сообщества его членами были пять государств — Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года статус наблюдателя при ЕврАзЭС был предоставлен Молдове и Украине, что вызвало протесты “национально озабоченных” деятелей в обеих странах. В 2003 году статус наблюдателя получила Армения, а в январе 2006-го полноправным членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.
Однако, несмотря на то что организация получилась представительной, экономическая интеграция вышеперечисленных государств на ее базе длительное время тормозилась. Во многом этому препятствовала ситуация, сложившаяся в 2004 году. В то время было принято решение отдать предпочтение интеграции стран в формате ЕЭП, где наряду с РФ, Беларусью и Казахстаном в качестве “краеугольного камня” просматривалась Украина, а слаборазвитые центрально-азиатские государства могли присоединиться “во вторую очередь”.
Стоит напомнить, что ЕЭП вызвало еще большее возмущение украинских правых, чем ЕврАзЭС, и во время президентской кампании было использовано сторонниками Виктора Ющенко в качестве “пугала”. В результате “оранжевая” революция не приблизила перспектив членства Украины в ЕС, но существенно затормозила интеграцию в рамках “большой четверки” ЕЭП.
Уже без нашего вмешательства ЕЭП медленно деградировало, превращаясь в “мертворожденное дитя”, поэтому Москва, Минск и Астана приняли решение вернуться к идее экономической интеграции на постсоветском пространстве в формате ЕврАзЭС.
Для реанимации этого проекта руководители упомянутых стран решили пойти на создание полноценного Таможенного союза, договор о формировании которого планировалось подписать еще в 2006 году, а также выработку единой торговой политики по отношению ко всем остальным странам.
В силу различных обстоятельств работа по созданию Таможенного союза затянулась, и только сейчас, в ходе встречи глав государств ЕврАзЭС в Душанбе были названы документы, призванные стереть таможенные барьеры между странами-членами. Правда, для закрепления проекта необходима долгая и кропотливая работа по унификации таможенного законодательства и многочисленных подзаконных актов.
Тем не менее, если эта работа не будет спущена на тормозах, уже через три года на постсоветском пространстве появится Таможенный союз, который должен поднять уровень торговли между странами и закрепить ориентацию казахстанской и белорусской экономик на российский рынок, где они могут потеснить и украинских производителей.
У бизнесменов нередко возникали казусы. Так, чтобы перевезти грузы из одного региона Российской Федерации в другой, необходимо было делать крюк, поскольку железная дорога во многих приграничных районах заходит на территорию другого государства. Например, железная дорога, связывающая Саратов и Орск, проходит через казахстанский город Уральск; часть транссибирского железнодорожного пути пересекает североказахстанский город Петропавловск, а восточно-казахстанская область в железнодорожном плане вообще отрезана от остальной территории Казахстана, попасть в Семипалатинск или Усть-Каменогорск из Караганды и Астаны можно только через российскую территорию. Это негативно сказывается на работе десятков предприятий, находящихся в пограничных районах России и Казахстана, которые фактически блокированы таможенными границами. Так что для Москвы и Астаны Таможенный союз — насущная необходимость.
Что же касается России и Беларуси, то их бюджеты имеют существенную экономию от того, что совместные таможенные посты на границе двух стран ликвидированы.
Причем не секрет, что Александром Лукашенко в Кремле весьма недовольны. Не в восторге российские власти и от своеобразного казахстанского “просвещенного абсолютизма” Нурсултана Назарбаева.
Тем не менее у России хватает мудрости не увязывать экономику с политикой, понимая, что ущерб может быть гораздо больше, чем сомнительные политические дивиденды от наличия в Беларуси и Казахстане лояльных режимов.
В то же время Таможенный союз даст белорусским и казахстанским предприятиям колоссальные возможности для развития за счет чрезвычайно емкого российского рынка.
Логично в этой ситуации задать вопрос: а что приобретет или потеряет Украина от Таможенного союза наших соседей? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на тот факт, что рынки стран СНГ по-прежнему остаются главным направлением экспорта для Украины. Не говоря уже о колоссальной зависимости нашей экономики от импорта различных товаров из России и других стран СНГ. В первую очередь — энергоносителей. Поэтому присоединение Украины к Таможенному союзу ЕврАзЭС было бы естественным.
Конечно, у наших “теоретиков интеграции” на это есть дежурная фраза: Украина, дескать, уже выбрала направление на Запад и намерена двигаться в сторону полноправного членства в Евросоюзе, который представляет собой крупнейший в мире Таможенный союз почти трех десятков государств.
Намерение интегрироваться в единую Европу, конечно же, похвально, но возникает один вопрос, хочет ли единая Европа, чтобы Украина так быстро в нее интегрировалась. И здесь мы сталкиваемся с жестокой реальностью. Сегодня о членстве Украины в Евросоюзе речь даже не идет. Во всяком случае, со стороны ЕС.
В лучшем случае называются ориентировочные даты начала переговоров о будущем членстве. Причем они постоянно отодвигаются: то 2020 год, то теперь уже зашла речь о 2050-м. А иногда просто говорят: после Турции. Если же Турцию вообще не примут, нам придется ждать “прекрасного далека”.
При этом, как показывает мировая практика, самое невыгодное состояние — это находиться между двумя оформившимися таможенными союзами. Ведь Евросоюз и ЕврАзЭС наверняка очень быстро найдут точки соприкосновения и предпримут меры для более интенсивного развития двусторонней торговли, а Украина из этого процесса выпадет и будет вынуждена в одиночку пробиваться как на рынок Евросоюза, так и на рынок ЕврАзЭС. Нельзя сказать, что украинских производителей с распростертыми объятиями ждут и в России, но технологически у наших соседей по СНГ нет мощностей, которые полностью могли бы исключить потребность в украинском импорте.
Владимир ЦХВЕДИАНИ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.