Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Узлы противоречий

[09:25 20 мая 2008 года ] [ Коммерсант-Украина, №81, 20 мая 2008 ]

Украинские автопроизводители открывают полноценное производство автомобилей.

После снижения ввозной пошлины на импортные автомобили в связи со вступлением страны в ВТО заниматься крупноузловой сборкой станет невыгодно. Чтобы не потерять рынок, компании переходят на мелкоузловую сборку. Впрочем, автокомпании могут и не успеть переоборудовать производство — законопроект, которым предлагается перенести снижение пошлин на следующий год, на прошлой неделе был принят только в первом чтении. А на долю крупноузловой сборки приходится 67% всего производства автомобилей в стране.

Ввоз ограничен

До вступления Украины во всемирный торговый клуб ввоз в страну готовых автомобилей (SBU) облагался пошлиной в размере 25% от их таможенной стоимости. Согласно тарифным приложениям к протоколу о вступлении Украины в ВТО, с 16 мая эта пошлина должна была быть снижена до 10%. При этом неизменной, в размере 3-5%, останется пошлина на автомобильные комплектующие (готовый кузов, двигатель и отдельно взятая ходовая), используемые в крупноузловой сборке (SKD) автомобиля. Комплектующие для мелкоузловой сборки (CKD) автомобиля, которая предполагает полномасштабное производство, включая сварку и покраску, облагаться пошлиной не будут.

Введение новых таможенных пошлин уже с 16 мая не поддержали парламентарии. В пятницу Верховная рада приняла в первом чтении законопроект #2351-1 “О внесении изменений в закон 'О таможенном тарифе'” народного депутата Сергея Терехина (БЮТ). Документ предполагает установление “адаптационного периода” в том числе для автомобилестроителей и, как следствие, предлагает не снижать таможенные ставки до 1 января 2009 года. Отметим, что в день голосования поддержать законопроект депутатов убеждал народный депутат Тариэл Васадзе (БЮТ), считающийся основным владельцем корпорации “Укравто” — крупнейшего в Украине автодилера и контролирующего собственника крупнейшего украинского автозавода — Запорожского. По мнению господина Васадзе, без адаптационного периода автомобилестроительная промышленность может потерять от вступления в ВТО около 2,5 млрд грн только в этом году. Рассмотреть законопроект во втором чтении и в целом планируется в ближайшее время.

В крупном узле

Производители беспокоятся не случайно. На сегодняшний день из четырех автопроизводителей Украины — а это корпорация “Богдан” (контролирует ЛуАЗ и “Черкасский автобус”), “Автоинвестстрой” (АИС; КрАСЗ), “Еврокар” и ЗАЗ — только последний занимается CKD-сборкой, да и то всего нескольких моделей (ВАЗ-2193, ВАЗ-2199, Lanos, “Славута”, “Таврия-Пикап” и I-VAN). Остальные участники рынка специализируются на SKD-сборке, при которой автомобили, поставляемые на украинский завод, собраны на 70-80%. “Крупноузловая сборка — это сборка, как правило, семи элементов, что на определенном этапе является оптимизацией ценообразования автомобиля”, — говорит директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что из 390 тыс. произведенных в 2007 году автомобилей в Украине 67% пришлось на SKD-сборку. Но господин Омельницкий уверен, что именно членство Украины в ВТО будет способствовать переводу мощностей от SKD- к CKD-сборке. С необходимостью замены производства на мелкоузловую сборку автомобилей соглашаются и участники рынка. “Есть риск резкого, почти наполовину, сокращения SKD-сборки, так как при десятипроцентной пошлине во многих случаях она станет просто бессмысленной”, — говорят в “Укравто”.

Гонка перевооружения

Процесс перевода мощностей от крупноузловой сборки на полномасштабное производство украинские автопроизводители начали еще несколько лет назад. В этом году корпорация “Богдан” намерена запустить новый автомобильный завод в Черкассах мощностью 120 тыс. единиц в год. Первая очередь предполагает CKD-сборку автомобилей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111, а вторая — перевод трех моделей автомобилей марки Hyundai от SKD к CKD-сборке. “В дальнейшем 'Богдан' готов рассмотреть возможность перевода всех моделей автомобилей Hyundai и Kia, собираемых сейчас в Украине, на CKD-сборку”, — говорят в компании.

“Укравто” также намерена полностью отказаться от SKD-сборки автомобилей на подконтрольном ей Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (ИЗАА). В 2009-2010 годах компания планирует наладить на ИЗАА CKD-сборку автобусов I-VAN и грузовиков Tata. “Укравто” собирается производить около 5 тыс. автобусов и 12 тыс. грузовиков в год. Кроме того, “Укравто” заявила о планах строительства нового завода в Запорожской области мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Для этого компания просит Запорожскую облгосадминистрацию выделить земельный участок площадью 400 га.

Еще один украинский автопроизводитель — компания “Атолл Холдинг”, владеющая заводом “Еврокар” в Закарпатской области, — реализует сейчас программу перевода производства от SKD- к CKD-сборке. По словам главы набсовета “Еврокара” и мажоритарного собственника завода Олега Боярина, в конце 2009-го—начале 2010 года планируется запустить первую очередь CKD-сборки отдельных моделей автомобилей марки Skoda мощностью 50 тыс. единиц в год. Вторая очередь позволит увеличить выпуск автомобилей до 100-120 тыс. единиц в год.

Единственной компанией, которая до сих пор не объявила о своих планах в связи со вступлением Украины в ВТО, остается АИС Дмитрия Святаша.

Деньги в перспективу

Увеличение объемов производства автомобилей в Украине — логичный шаг, отмечают эксперты. По данным AUTO-Consulting, в ближайшие год-три темпы роста объема потребления автомобилей будут только расти, и уже к 2010 году потребление достигнет 1 млн единиц в год (в 2007 году — 542 тыс.). “В Украине насыщенность рынка не превышает 150 автомобилей на тысячу человек населения, что в два-три раза ниже показателя развитых стран. Это значит, что как минимум 2-2,5 млн новых автомобилей наш рынок способен поглотить”, — говорит начальник департамента промышленных товаров ГП “Держзовнишинформ” Артур Полищук.

В то же время ожидать понижения цен на новые автомобили не стоит, отмечает господин Полищук. “Повышение цен на автомобили наблюдается во всем мире — это показатель так называемой автомобильной инфляции. Каждый новый автомобиль становится более технологичным, имеет более широкую комплектацию, кроме того, не стоит забывать о постоянном росте цен на энергоносители и сырье”, — соглашается Олег Омельницкий из AUTO-Consulting.

Эксперты отмечают, что украинский рынок интересен для мировых автогигантов, поскольку по итогам 2007 года являлся седьмым в Европе по объемам продаж. “С другой стороны, Украины 'проспала' всех иностранных инвесторов из-за своей неопределенной политики в отношении автопроизводителей”, — говорит господин Омельницкий. По его мнению, из мировых лидеров никто не будет размещать здесь производство, поскольку оно уже есть в сопредельных странах либо странах Восточной Европы. “Теперь остается ждать китайцев или индийцев. Рано или поздно они выйдут на рынки развитых стран и захотят строить сборочные и производственные предприятия поближе к потребителю, что даст нам новый шанс, если, конечно, мы снова не проиграем конкурентную борьбу за новые заводы странам-соседям”, — говорит Артур Полищук.

Александр ЧЕРНОВАЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.