Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Богдан Данилишин: “Нас не устраивает агрессивное вхождение на украинский рынок иностранных производителей с помощью “серых” схем”

[08:38 04 февраля 2008 года ] [ Зеркало недели, №4, 2 - 8 февраля 2008 ]

Все мы были свидетелями того, как из года в год Минэкономики теряло свои позиции в правительственной иерархии, отдавая пальму первенства влиятельному и амбициозному Минфину.

Прогнозы экономического развития, подготовленные ведомством, часто претерпевали в течение года разительные изменения. В высших эшелонах власти стало нехорошей модой не интересоваться государственными программами социального и экономического развития Украины, которые по традиции составляют в Минэкономики. А многострадальное вступление в ВТО, которым занимается министерство, координируя усилия других органов власти, растянулось во времени почти на 15 лет…

Как будет теперь, когда к рулю в экономическом ведомстве пришел новый молодой руководитель, который не может похвастаться опытом государственной работы, зато как известный ученый имеет собственное видение многих экономических процессов? Удастся ли руководству Минэкономики не утонуть в снежной лавине документов, поступающих на согласование (к сожалению, электронного правительства в Украине как не было, так практически и нет), и за ежедневными традиционно-протокольными совещаниями и встречами не потерять главного?

Новый министр экономики Богдан Данилишин настроен оптимистически. Есть идеи, есть коллектив, а коль возникнет необходимость усилить то или иное направление, то в конце концов компетентных людей в Украине немало. Предлагаем вниманию читателей первое интервью Богдана Михайловича на высокой государственной должности.

— Конечно, текущие проблемы решать нужно, но главная функция Министерства экономики — это реализация государственной экономической политики, а также межведомственная координация при разработке государственных программ и определении перспектив развития нашего государства, внешней торговли, интеграционных процессов. То есть существует широкий спектр задач, решение которых обеспечивает динамизм и качество экономического роста, — говорит г-н Данилишин.

Мы должны четко видеть как сегодняшние вызовы, так и будущие риски и проблемы, которые возникнут не только завтра, но и в период после 2020 года, а возможно, и в дальнейшем. Уже сейчас есть интересные проекты, связанные со структурной перестройкой нашей экономики, с обязательствами по Киотскому протоколу, глобальными климатическими изменениями и активизацией инновационной составляющей. Среднесрочные задачи ставятся амбициозные, но для реального взгляда в более отдаленную перспективу необходимо знать хоть приблизительно, какой должна быть национальная экономика в 2030 году. Двигаться хаотично, полагаясь на случай, нельзя.

— Кто вас в этом поддерживает?

— Хочу отметить, что понимание есть, особенно со стороны премьер-министра. Кроме всего того, что определено программой деятельности правительства “Украинский прорыв: для людей, а не политиков”, мы ставим задачи по подготовке стратегии развития Украины на перспективу, до 2025 года, а также по возобновлению среднесрочного прогнозирования. Речь идет об определении ключевых приоритетов на среднесрочную перспективу, под которые будут формироваться соответствующие финансовые обязательства правительства, что будет находить свое выражение в соответствующих государственных программах, а также в программах развития отдельных отраслей и регионов.

— Значит ли это, что Минэкономики при Данилишине станет госпланом?

— Я бы не хотел, чтобы это был Госплан в прежнем понимании, когда планирование порой “зашкаливало” за все разумные пределы. Но отладка эффективной системы прогнозирования — это для меня принципиально. Поскольку это главная функция, которую мы должны выполнять в совершенстве и которая на сегодняшний день почти утрачена. Плюс будет усилена роль министерства в определении рентной политики и системы природопользования в целом.

Многое предстоит сделать на внешнеэкономическом направлении; хотим наладить эффективную систему, связанную с наращиванием экспортного потенциала, особенно высокотехнологичного экспорта, и с гармониза­цией внешней торговли в целом. Нас не устраивает агрессивное вхождение на украинский рынок иностранных производителей при помощи “серых” схем.

Я уже встречался с руководством наших торговых представительств за рубежом, с представителями торгово-промышленных палат, действующих в Украине. Сформированная на сегодняшний день политика недейственна. Дано поручение изучить немецкий опыт внешнеэкономической политики, а также опыт других стран, демонстрирующих эффективную политику.

— Криком души ваших предшественников у руля министерства всегда было то, что правительство фактически пренебрегало программами социально-экономического развития Украины. Программу заставляли подгонять под бюджет, хотя полагалось бы наоборот. Что дает вам основания считать, что эту порочную практику удастся преодолеть, когда вы поборете Минфин?

— Не думаю, что с кем-то нужно бороться. Главная стратегия — это распределение обязанностей и формирование конструктивного сотрудничества. У каждого свои задачи, которые нужно решать согласованно и своевременно, а еще лучше — работать на опережение. Ведь на внутренние экономические процессы влияют многочисленные внешние и внутренние шоки, которые нужно предвидеть, на которые нужно адекватно отвечать, минимизируя негативные последствия. К сожалению, в прошлые годы Министерство экономики на некоторых направлениях утратило свою генерирующую функцию — не столько в выборе приоритетных задач и разработке вместе с другими министерствами и ведомствами плана мероприятий, сколько в возможности увязки всего пакета мер и особенно целевых государственных программ с их финансовым обеспечением.

— Что вы имеете в виду?

— Возьмем разработку и реализацию государственных целевых программ. Несмотря на то что государственную стратегию разрабатывает и согласовывает Министерство экономики, и под его контролем она реализуется, распределение средств под такой важный стратегический компонент, как государственные целевые программы, передано совершенно другому ведомству. Нам могут сказать, что это — проявление партнерства. Но если мы отвечаем за эту стратегическую задачу, то должны иметь и соответствующие возможности для ее решения.

Подобное распыление полномочий и приводит к тому, что в Украине существует более 200 государственных программ, включая программы развития регионов, отраслей экономики и сфер общественной жизни, пакет которых формируется без надлежащей увязки с ключевыми приоритетами государства, а финансируется выборочно. Теперь весь пакет программ должен быть пересмотрен и согласован со стратегическими целями государства.

— Такое впечатление, что мы возвратились в 2000-й или 2001 год и беседуем с Василием Васильевичем Роговым. И, как и семь лет назад, в интервью “Зеркалу недели” речь идет о тех же планах: программ много, их нужно оптимизировать. А может, нужно наконец-то решиться на кардинальный шаг и вместо двух сотен программ оставить десять?

— Десяти, на мой взгляд, будет маловато. Так можно вместе с водой выплеснуть много важного и рационального. Мы сначала разберемся. Считаю, в министерство сейчас приходят такие специалисты, которым это по силам.

Прежде всего необходимо согласовать с гражданским обществом государ­ственные приоритеты на средне- и долгосрочную перспективу. Вот под эти приоритеты мы и разложим существующие программы и посмотрим, какие следует оставить, а какие — нет. Чего греха таить, многие из них формировались исходя из лоббистских соображений — “отсюда взять, туда поставить”, а реальной отдачи нет. Если проанализировать, то мы увидим дублирующие мероприятия в семи-десяти программах; наличие большого количества мелких программ, которые целесообразно объединить в одну; многие программы переходят из года в год и не финансируются и т.д.

А что касается Василия Васильевича... До меня в этом кабинете был не только он, но и В.Масол, другие министры. И у меня есть желание взять из их опыта все, что было хорошего, и двигаться дальше.

— А структуру министерства перекраивать будете?

— Несложно сейчас нарисовать новые “квадратики” и все “оптимизировать”. Будем рационально использовать уже сложившуюся структуру, хотя некоторые направления усилим и будем работать в тесном партнерстве с наукой. В Украине создана серьезная научная школа — как по макроэкономике, так и по конкретным направлениям экономического развития. Уже проведен целый ряд круглых столов, деловых встреч с ведущими экономистами страны, на которых выражалась готовность к сотрудничеству.

— Вот вы пытаетесь выстроить систему приоритетов на нынешний год и на перспективу. Нельзя ли об этом немного подробнее?

— Представляя правительственную программу “Украинский прорыв: для людей, а не политиков”, я констатировал критические отставания по сравнению с другими странами мира. Например, производительность труда в Украине составляет 30% от производительности труда стран Европейского Союза. Уровень среднегодовых общих доходов приблизительно у 38,4% хозяйств ниже прожиточного минимума. По индексу человеческого развития мы находимся на 76-м месте, тогда как Россия — на 67-м, Беларусь — на 64-м, Казахстан — на 73-м. По данным Всемирного экономического форума, в Украине самые низкие рейтинги по качеству институтов. Например, этическое поведение компаний — 138-е место, защита прав собственников — 118-е, в том числе миноритарных собственников — 128-е место, прозрачность принятия правительственных решений — 119-е, независимость судебной системы — 111-е, бремя государственного управления — 104-е. Можно перечислять дальше...

Отсюда — и проблемы, которые должны волновать нас в наибольшей степени. Это — проблемы потери человеческого капитала, в частности в науке, образовании и здравоохранении. Проблемы значительной технологической отсталости, в частности низкой инновативности субъектов рынка, отсутствие надлежащей кооперации между наукой и производством, низкая культура управленческих процессов и многое-многое другое. Программа правительства направлена на ликвидацию критического отставания Украины от развитого мира и, соответственно, на уменьшение разрыва в стандартах жизни.

Что же касается приоритетов министерства, то в нынешнем году мы вышли на пять приоритетов. Первый — вступление в ВТО и начало создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Второй — определение приоритетных государственных целевых программ и усиление контроля над их реализацией. Подчеркиваю — контроля. Третий приоритет — обеспечение реализации государственной политики развития фондового и страхового рынков, в частности по защите прав миноритарных акционеров, надлежащему функционированию биржевого рынка и переходу прав собственности на ценные бумаги, разработка концептуальных основ развития страхового рынка. Четвертый — создание благоприятной регуляторной среды для предпринимательства. И, наконец, пятый приоритет — формирование эффективной рентной политики. Должен вам сказать, что это довольно интересное, недостаточно разработанное, даже дискуссионное направление в нашей экономической науке.

— И каких изменений можно ожидать в рентной политике?

— Существуют разные подходы и к самой рентной политике, и к способам получения ренты. Я считаю, что рентная политика в нашем государстве требует серьезного обоснования. Ведь если систему национального богатства оценить в 100%, а природные ресурсы — примерно в 54%, то рентная составляющая в бюджете должна быть весомее существующего показателя. Конечно, оценки бывают разными, но очевидно, что рентная составляющая является недостаточной и государство как фактический собственник недостаточно получает от того, чем оно в действительности владеет. А фактически рента в большей степени присваивается посредниками — людьми, у которых нет на этого никакого права.

Убежден — надо наводить порядок во всех сферах, связанных с природными ресурсами, и в целом кардинально менять систему природо- и ресурсопользования в нашей стране. Как специалист по экономике природопользования, считаю, что необходимо значительно усилить это направление...

— Значит ли это, что Минэкономики попробует переложить на себя функции по лицензированию использования недр?

— Я не хотел бы все сводить к лицензированию, поскольку оно является производной от системы экономических отношений. Сами механизмы реализации рентной политики еще будут обсуждаться и конкретизироваться. Главное — сформировать такую экономическую основу, которая позволит обеспечить в этой сфере рациональность и прозрачность, то есть, как неоднократно отмечала премьер-министр Украины, создать единые правила игры для всех. Тогда они просто не оставят места для каких бы то ни было теневых схем.

— А как все это реализовать на практике? Как преодолеть сопротивление заинтересованных структур, чьи интересы тем или иным образом могут быть представлены в Верховной Раде и правительстве? Как добиться выделения тех или иных ресурсов?

— Общеизвестно, что любая идея остается идеей до тех пор, пока она не овладеет массами. А с Министерством финансов по всем вопросам мы до сих пор находили достаточно действенный компромисс.

— Например, в чем? Бюджет-2008 принимался без программы социально-экономического развития Украины. В чем же компромисс?

— Бюджет принимался без программы социально-экономического развития не только на этот год. Сейчас идут согласования по конкретным вопросам. Мы сотрудничаем в рабочем режиме.

— Вас задевает мнение экспертов о том, что в программе правительства нет конкретики, а есть популизм? Воспринимаете ли вы эту критику как объективную, готовы ли исправиться?

— Я не согласен. Начиная где-то с 2000 года я как эксперт принимал участие в разработке многих программ деятельности правительства. Программа деятельности правительства — документ прежде всего политический, в котором закладываются основные направления и, соответственно, видение перспектив развития на определенный период. Там содержатся ключевые направления политики правительства, которые будут обеспечивать это развитие.

— Оппоненты правительственной программы говорят, что в ней нет никаких конкретных планов и сроков, соответственно, не за что спрашивать.

— Это не так. Ведь за политической программой деятельности правительства последует четкий план действий, с конкретизацией тех или иных задач. По некоторым ключевым направлениям, в частности по повышению инвестиционной активности, есть конкретные предложения, они обнародованы на сайте Кабинета министров, и правительство уже начинает их реализовывать. Конкретика — это ежедневная робота правительства по определенным направлениям.

— То есть показатели деятельности правительства вскоре где-нибудь можно будет увидеть?

— В плане действий правительства. Он уже готовится и, надеемся, будет обнародован вскоре после принятия правительственной программы Верховной Радой. Мы работаем, чтобы так и произошло. А как будет на самом деле — увидим.

— Что нам готовит жизнь на ВТОшном направлении? 5 февраля будем пить шампанское за вступление Украины в эту организацию?

— 26 января у меня была встреча с представителями нашей делегации, работающей в Женеве. Фактически все подготовлено, чтобы в срок, о котором вы говорите, подписать соответствующие документы. Нужно иметь в виду, что сегодня существующий уровень тарифной защиты более чем на 80% соответствует уровню тех обязательств, которые взяла на себя Украина в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО. Среднеарифметическая ставка ввозной таможенной пошлины действующего Таможенного тарифа — 6,5%, конечно связанного уровня в рамках присоединения к ВТО — 6,28%. То есть Украина уже сегодня практически работает по правилам ВТО.

— А 20% касаются кого? Каких отраслей?

— Сейчас идет проработка по некоторым моментам, и я пока не хотел бы акцентировать на этом внимание. Как вы знаете, соглашениями ВТО предусмотрен разветвленный механизм защиты внутреннего рынка: специальные защитные меры при резком росте импорта, антидемпинговые меры в случае импорта по демпинговым ценам, компенсационные меры в случае субсидированного импорта и защитные меры при ухудшении платежного баланса страны. Сегодня защита интересов отечественных производителей в Украине осуществляется согласно действующему законодательству в этой сфере. Но, конечно же, наши подразделения ведут интенсивный мониторинг в этом направлении.

— Мы много слышали о плане антиинфляционных мероприятий правительства. Не могли бы вы его конкретизировать?

— Существуют различные оценки тех процессов, которые имели место в Украине. Есть свое видение и у Министерства экономики. Думаю, и для читателей не секрет, что инфляционные тенденции 2006—2007 годов носят прежде всего структурный характер. Стоит сказать, что наряду с известным повышением роли внешних ценовых факторов, увеличивших затраты отечественных производителей, большой вклад в закручивание инфляционной спирали внес рост заимствований со стороны населения у банков. Объемы кредитов физическим лицам увеличились за год на 97%. В целом чистые займы населения составили в прошлом году свыше 10% от валового внутреннего продукта, и львиную их долю использовали на потребительском рынке. Такого всплеска заимствования со стороны населения в истории Украины еще не было.

Не стоит также отбрасывать и внутренние системные инфляционные факторы, связанные в первую очередь с низкой факторной производительностью национальной экономики. Речь идет и о производительности труда, энергоэффективности, и в целом о сравнительно большой ресурсоемкости. В сочетании с низким качеством управления это приводит к восполнению и потере рыночных выгод повышения цены.

— Но все мы уже наслышаны, что ускорение инфляционных процессов стало результатом действия многих факторов...

— Однако стоило бы еще вспомнить об отсутствии системных реформ в сельском хозяйстве. Нужно учитывать и значительный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию пищевой промышленности на мировом рынке, что формировало дополнительное инфляционное давление на внутреннем рынке.

Внутренний рынок получил как внешние сигналы на повышение цен, так и внутренние — со стороны спроса, что было поддержано повышением подвижности в 2007 году соответствующих монетарных агрегатов. Конечно, в 2008 году инфляционные процессы будут проходить по более низкой траектории, чем в 2007-м.

— Благодаря чему, Богдан Михайлович? Мы уже привыкли, что в вопросах инфляции Кабмин традиционно переводит стрелки на Национальный банк. И Минэкономики в этом смысле должно поддерживать правительство, это понятно. Но вот как реально преодолеть всплеск цен? Тимошенко сказала, что будет пакет антиинфляционных мер...

— Такой пакет есть. Он носит конкретный характер. Но меры должны быть четко структурированы, это должна быть четкая совместная политика правительства и Национального банка.

— Вы упомянули о незавершенности аграрных реформ. Ваша личная точка зрения — земля в Украине должна находиться в свободной продаже или нет?

— К земельной политике и комплексу формирования земельных отношений нужно подходить очень взвешенно и осторожно. Мы знаем, что до сих пор фактически не разработаны законы и нормативно-правовые акты, касающиеся оценки земель, формирования земельного кадастра, которые позволят ввести процесс в нормальное, цивилизованное русло.

— Годами об этом говорим, но сейчас нас интересует другое. Есть две точки зрения: аренда земли или свободная купля-продажа. Вы к какой склоняетесь?

— Я остановился бы на политике арендных отношений.

— Читателям было бы интересно услышать мнение министра Данилишина и по другому вопросу. Средства от приватизации должны идти вкладчикам Ощадбанка или на какие-либо инвестиционные цели?

— Эффективные механизмы инвестиционной политики очень важны. Экономика нуждается кардинальной модернизации, и это записано в программе деятельности правительства. Вы знаете, каков износ основных фондов в украинской промышленности. Здесь срочно нужно принимать действенные меры.

— Предыдущее правительство старалось, и даже в большей мере — потому что не было такого, как сейчас, всплеска интереса к социальным стандартам. Но не получилось. В чем проблема?

— Нужно навести порядок в хозяйствовании всех участников рынка, вывести экономику из тени и разблокировать механизмы реального вложения средств в развитие отдельных отраслей.

— У вас есть своя точка зрения на ситуацию в сфере государственных закупок? Является ли эта сфера для вас приоритетной?

— Эта тема интересует не только меня, она интересует все общество. Я считаю, что перекосы были вызваны вступлением в действие в марте 2007 года изменений к тендерному закону. Да, порядок в системе закупок необходимо было наводить, но не путем же привлечения к тендерным процедурам тех структур, которые к ним не имеют никакого отношения.

Что касается Министерства экономики, то, на мой взгляд, ему нужно возвратить ту роль, которую оно играло в системе тендерных закупок. И действенно работать с Тендерной палатой

— Находясь в Давосе, президент озаботился мировым кризисом, сказал, что правительству и Национальному банку нужно срочно разработать антикризисную программу, которая бы минимизировала в Украине последствия обвалов на мировых фондовых рынках. Насколько актуальной вы считаете эту проблему?

— Если есть поручения, их нужно выполнять.

— Ваше назначение в Минэкономики связывают с вашим знакомством с г-ном Гайдуком.

— Во время работы в Совете по изучению производительных сил НАНУ я имел возможность поработать со многими политиками, учеными, государственными деятелями. Также был причастен к разработке программы научно-технического развития Донецкой области, руководителем которой был Виктор Янукович. Имел отношение и ко многим программам деятельности правительства, работал со многими политиками, в частности в Совете конкурентоспособности, в состав которого входит целый ряд известных деятелей, в частности и Виталий Гайдук. Считаю его одной из самых перспективных политических фигур.

— А кто вас пригласил в правительство?

— Юлия Владимировна. Она постави­ла передо мной задачу — сделать из Министерства экономики штаб экономических реформ.

— По каким критериям вы выбираете заместителей?

— По профессионализму. Вы, наверное, согласитесь, что Ирина Крючкова — это один из лучших макроэкономистов Украины. Валерия Пятницкого я безусловно оставляю, потому что никто лучше него не разберется в вопросах ВТО. Первый заместитель Сергей Романюк занимается вопросами регионального развития экономики. Еще один первый заместитель Анатолий Максюта хорошо знает финансовую систему, долго работал в Министерстве финансов, а нам нужно уравновешивать баланс между Минфином и нашим министерством. Валерию Мунтияну я полностью доверил вопросы экономики военно-промышленного комплекса. Хотя есть Министерство обороны, но мы хотим и у себя сформировать направление экономической безопасности.

— А чем будет заниматься Виктор Пантелеенко, до недавнего времени — вице-президент консорциума “Индустриальная группа”?

— Проблемами реального сектора экономики — промышленности, транспортной системы. А также связями Министерства экономики с другими центральными органами власти.

— Количество заместителей будете сокращать?

— Поживем — увидим.

Юрий СКОЛОТЯНЫЙ

Наталия ЯЦЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.