Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Зубко: Весь рынок термомодернизации мы оценили приблизительно в EUR35-40 млрд

[10:12 15 июля 2016 года ] [ Интерфакс-Украина, 14 июля 2016 ]

Эксклюзивное интервью агентству “Интерфакс-Украина” вице-премьера — министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко, часть вторая

В вашей презентации есть прогноз возможного внешнего финансирования Фонда энергоэффективности. Это относительно небольшие средства -- 0,75 млрд грн в следующем году, а максимум — 1,7 млрд грн в 2021 году. Есть ли возможность увеличить финансирование?

— Это пока что предложение о финансировании будущего фонда. Что от нас просят европейцы?

Создайте законодательную базу для финансирования фонда, покажите, что этот фонд работает с возможностью уменьшения субсидий, и, самое главное, — чтобы у нас была возможность совместного управления этим фондом: это привлечение в наблюдательный совет тех доноров, которые будут принимать участие в финансировании этого механизма и прозрачного управления им.

Поэтому сегодня немецкое правительство и ЕС финансируют создание фонда. Они оплачивают консультантов, юристов, которые помогают нам. Немецкое правительство также подтверждает, что готово инвестировать EUR25 млн в этот фонд, а при создании — до EUR200 млн. И мы также ожидаем этого от ЕС, но уже после того, как сделаем первые шаги в законодательстве или в документах правительства о совместном финансировании этого фонда со следующего года.

Почему европейцы сегодня с нами так активно работают? — Потому что они видят: мы запустили программу “теплых” кредитов -- уже есть первый результат. И они также заинтересованы в том, чтобы Украина имела рынок для проведения энергоэффективных мер.

Насколько я понял, если в будущем все хорошо пойдет, то фонд сможет выходить на международный рынок заимствований?

— Такие финансовые механизмы мы еще не рассматривали.

Но заявляемая вами доходность энергоэффективных мер точно может заинтересовать инвесторов.

— Мы хотим, чтобы доходность была уменьшена, потому что 25%, под которые дает Ощадбанк, — это очень много. Тем более, что окупаемость высокая, а риски маленькие. Люди понимают, что есть мотивация, есть поддержка государства.

Очень важно, что этот рынок работает не на банковскую систему, а на производителей: котлов, стройматериалов, на рынок энергосервисных услуг — кто будет утеплять, устанавливать, заниматься монтажом. И это стимулирует малый и средний бизнес. В каждом городе или населенном пункте будут работать местные компании, потому что ни один холдинг не покроет такие объемы и такую географию по Украине.

И, еще раз напомню, что мы хотим, чтобы здесь работал рынок: клиент сам будет выбирать, с кем ему работать.

Но если в населенном пункте будет только одна такая компания, то из кого ему выбирать?

— Это система тендерной процедуры, которую мы сейчас также будем прорабатывать с муниципалитетами. (Сейчас мы так прорабатываем вопрос проведения конкурса на управителей домов -- будет и возможность того или иного дома/ОСМД выйти на тендер, где ему предложат наилучший вариант.) У дома будет проектное решение, которое ему предложит Фонд и которое касаются того или иного типа или серии дома, который обратился за таким решением. Потому что Фонд не сможет сделать проекты для каждого дома.

После получения проектного решения и на его основе дом/ОСМД сможет провести тендер, выбрать ту организацию, которая сможет уже “привязать” это проектное решение к конкретному дому, потому что в каждом доме есть свои особенности. Также можно будет выбрать аудитора и того, кто будет осуществлять технический надзор. И уже имея конкретную проектную документацию, проект договора на предоставление таких услуг, он (дом) будет работать с финансовым учреждением. Это могут быть компании из соседних городов.

А предварительно вы будете смотреть, с какой строительной компанией можно работать, нет ли ее в “черном списке”?

— Это все вопросы рынка.

 

То есть, ответственность за деньги будет нести само ОСМД?

— Обязательно. Понимаете, не нужно думать, что какой-либо фонд или технический офис справится с работой по подбору лучше, чем сам владелец.

 

И аудиторов ОСМД/управитель тоже буду сами отбирать?

— Аудиторы -- это также те люди, которые имеют сертификаты и работают на рынке, предоставляя такие услуги. Они уже есть.

А сертификаты им дает Госэнергоэффективности?

— Нет, им их дает МЭРТ. Мы будем также переходить к тому, чтобы такие сертификаты выдавала негосударственная организация. Кстати, в Минрегионе мы сейчас подошли к тому, что освободили госучреждение от выдачи сертификатов. Архитекторов сертифицирует сегодня Союз архитекторов. Технический надзор — Ассоциация технических экспертов. То есть, у них есть своя отраслевая ассоциация, которая проводит сертификацию. Мы лишь задаем рамки — чему они должны соответствовать.

Поэтому и технический надзор, и проектировщики, которые работают в этом направлении, и аудиторы — это все рынок, который должен быть запущен. На сегодняшний день у нас очень слабое предложение в связи с тем, что до сих пор не принят закон про энергоэффективность зданий. Это нам нужно, потому что там будет определяться каким образом какой класс энергоэфективности отвечает какому дому, каким образом это определяется. И нужен еще закон о коммерческом учете — как он устанавливается, каким образом обсчитывается.

А как будет с банками или финансовыми учреждениями?

— Что касается банков-партнеров, то их будет определять непосредственно наблюдательный совет тех партнеров, которые входят в фонд. Потому что они должны выбирать, кому они эти деньги доверяют.

В связи с тем, что на “теплые” кредиты государство дает только государственные деньги, то мы выбрали только государственные банки. Если мы будем видеть, что есть возможность привлечения донорских средств, возможно, количество банков будет расширяться.

Учитывая, что значительный объем средств в Фонде будут государственными деньгами, будут ли какие-либо преференции для украинских компаний, производителей, инженерных компаний?

— Нет, это вопрос рынка. Нам нужно сделать так, чтобы не было лоббирования какого-либо производителя, что иностранные “нам не нужны”. Мы определяем ГСТУ или ТУ, по которым должен быть приобретен тот или иной материал, и ставим условие получения эффекта экономии в результате проведения энергоэффективных мероприятий в домах.

Нужно запустить рынок так, чтобы все, кто выполняет условия ГСТУ и ДБН (государственные строительные нормы -- ИФ), могли работать. Во-первых, потому что конкуренция должна быть и между импортными производителями, и между нашими. Это заставляет и наших тянуться к определенным стандартам. Во-вторых, каждый индивидуальный застройщик или ОСМД может решить приобрести что-то более дорогое, но и более качественное. Поэтому мы считаем, что мы не можем задавать рамки, какой это будет производитель. Мы должны задать государственные стандарты и строительные нормы, которым должны отвечать либо документация, либо стройматериалы.

В этой цепочке -- от ОСМД до Фонда -- видите ли вы сейчас какие-либо “узкие места”, где рынок не готов? Возможно, количество аудиторских компаний недостаточно или что-то еще?

— Предложение и спрос формируют рынок. Если мы сейчас запустим механизм, который будет стимулировать людей, то они обратятся на рынок и на рынке сформируется предложение на этот спрос. Можно подготовить тысячу аудиторов (заранее) и сказать: “Ну, вы посидите тут немного, полгода, а потом начнете практически работать”.

Почему, например, мы так хотели быстро выйти на утверждение концепции Фонда? -- Это не потому, что мы не знаем, что нам делать или какую “маршрутную карту” выбрать. Это, в первую очередь, для координации министерств вокруг этих законопроектов. Во-вторых, это очень серьезный сигнал на рынок — производителям стройматериалов, аудиторам, энергосервисным компаниям. Потому что производство не ускоришь за один день и компании, которые могут предоставлять услуги по энергосервису (имеется ввиду установка счетчиков, утепление и все остальное) за день не подготовишь.

Также это сигнал для международных финансовых организаций, что уже начинает создаваться такой проект и уже начинает работать, что правительство принимает документ, который является “дорожной картой”.

До конца года мы хотим принять законодательство, чтобы уже со следующего года мы закладывали деньги в бюджет на финансирование самого Фонда. И чтобы наши партнеры — ЕС и немецкое правительство, у которых есть своя согласовательная процедура, -- также могли предусмотреть в своих затратах средства на совместное финансирование Фонда.

 

А приблизительные проектные решения по домам у вас уже есть?

— Проектные решения уже наработаны с помощью наших партнеров. Мы сейчас активно сотрудничаем с DENA — Немецким агентством по энергоэффективности, с нашими профильными институтами. Нам нужен спрос. Потому что основной вопрос у нас сегодня касается домов, которые построены до 1990 года. Это типовые серии жилых домов, которые являются абсолютно понятными.

Что касается индивидуальных застройщиков — тут мы можем говорить лишь о рекомендациях. И если посмотреть на опыт той же Литвы, то там было выпущено несколько рекомендационных пособий солидного объема, которые конкретно показывали, что нужно сделать и как техническому надзору или владельцу проконтролировать, какие именно мероприятия были сделаны.

Заданием технического офиса Фонда будет задать параметры. Если речь идет об индивидуальном жилом доме, то, в первую очередь, нужен энергоаудит этого здания, чтобы понимать, что представляет собой дом. А потом уже выдаются рекомендации.

К слову, сейчас у нас уже, в принципе, все используемые в современном строительстве материалы отвечают основным современным стандартам энергоэффективности. Стены — до 200 мм утепления, окна -- минимум пять камер и стенку пластика не менее 2,5 мм, толщина пакета 70 мм и т.д. по каждому материалу.

Но речь идет о тех домах, которые были построены еще до этих новых стандартов. И, опять-таки, нам очень мешает отсутствие закона об энергоэффективности зданий, потому что именно в нем прописано, что такое энергоаудит, что такое энергетическая характеристика зданий, и мы вынуждены даже из ДБН исключать терминологию, которой нет в законодательстве. Думаю, что после принятия законодательства мы будем дополнительно усиливать наши ДБН.

Кстати, я недавно встречался с компанией NEFCO, которая проводит энергоэффективные проекты в Украине, и они также на несовершенное законодательство: по очень большой части мероприятий, которые внедряются с муниципалитетами — по освещению, модернизации детских садиков, школ — у нас не хватает нормативов, чтобы активно продвигаться.

 

К слову, а муниципалитеты могут быть клиентами Фонда энергоэффективности?

— По муниципалитетам есть отдельная программа, которая касается нашей работы с Европейским инвестиционным банком, Всемирным банком, ЕБРР. Это уже взаимоотношения муниципалитета и непосредственно банковского учреждения. Они работают как раз по социальным объектам, потому что есть муниципальная гарантия, есть бюджет города, который расходуется на покрытие этих кредитов.

А Фонд энергоэффективности предусматривает помощь именно нашим гражданам — жителям многоэтажных и индивидуальных жилых домов.

Еще раз -- это управители (управляющие компании), ОСМД и домохозяйства?

— Точно. Большие МФО не идут на взаимоотношения с конкретным домом. Теоретически, они это могут сделать это через банки-партнеры. Но нам очень важно, чтобы в этой части, кроме кредитов и финансирования, появилась еще часть совместного финансирования, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет семьи, а также техническое решение.

Потому что сегодня человек приходит в банк — он взял деньги, поменял окно и считает, что провел энергоэффективные мероприятия. Да, действительно, стало немного теплее, перестало дуть в окно, но человек сэкономил 10%. И он не понимает, что для того, чтобы экономить и вообще потреблять по европейским нормам, нужно сделать еще несколько шагов. И вот тут как раз важна работа Фонда.

Почему мы ставим именно техническую цель — нам нужно добиться экономии 50% в домах, построенных до 1994 года. Это практически 80 тыс. многоэтажек.

 

Если взять, условно, какую-то “чешку”, сколько по времени может понадобиться на ее тепломодернизацию?

— Ее можно сделать за 2-6 месяцев в зависимости от ее текущего состояния.

И будет 50% экономии?

— Будет практически 50%. Если человек получает счет 1,2-1,4 тыс. грн, то у него будет экономия около 700 грн. То есть там, где мы утепляем, где модернизируем, 50% направляемой государством субсидии будет идти именно на эти мероприятия.

Почему очень важно внедрить этот инструмент монетизации и возвращать субсидии в энергоэффективность? -- Потому что это мультипликационный эффект, эти деньги вкладываются в экономику — в рабочие места, рынок стройматериалов и, самое главное, — в уменьшение потребления. Ведь сегодня мы используем 50% газа неэффективно.

 

Касательно прозрачности работы самого фонда —в презентации сказано, что в нем будут независимые директора, представители финансовых доноров…

— Наблюдательный совет с независимыми директорами будет устанавливать правила совместного финансирования и технические рамки работы офиса. Это очень важно, потому что технические решения мы хотим привлечь самые лучшие за счет того, что в набсовете присутствуют наши партнеры. И от DENA, и от немецкого правительства, и от ЕС — привлечь самых лучших специалистов, которые предложат нам такие решения.

Скажу, что у нас есть предварительная договоренность о том, что они готовы софинансировать или финансировать деятельность технического офиса первые три года. Нам очень важен именно эффективный опыт, эффективные решения и технологии, которые уже работают в странах Европы.

 

В самом офис Фонда сколько будет людей?

— Мы предусматривали на центральный офис до 40 человек. Часть из них будет работать по направлению многоэтажных домов, часть — по индивидуальным.

Нам очень важно сотрудничать с региональными муниципалитетами и мы будем требовать, чтобы в местном самоуправлении были созданы проектные офисы, которые будут помогать людям непосредственно работать на местах. Сейчас об открытии региональных отделений Фонда или еще чего-то речь не идет. Потому что эффективно работает банковская система, и нам просто нужно привлекать эту экспертную помощь через банки: если человек пришел в банк — он должен получить максимальную коммуникацию с техническим офисом или максимальную информацию от банка, в который он обратился.

В одной из презентаций сказано, что доноры хотят своего финансового директора (CFO)?

— Такие детали еще не обсуждались, но нужен человек с опытом работы с такими фондами.

 

Какой объем работ для Фонда вы прогнозируете?

— У нас на сегодняшний день требуют модернизации 80% многоэтажных домов.

 

В абсолютных цифрах это сколько?

— В Украине сегодня приблизительно 100 тыс. многоэтажек. Модернизации подлежат 75-80 тыс. И это только многоэтажки. И еще приблизительно 7 млн домохозяйств, которые проживают в индивидуальных домах как в городах, так и в сельской местности. Если подсчитать количество домохозяйств из этих 80 тыс. многоэтажек, то это получится также около 6 млн домохозяйств/семей.

И скольких Фонд сможет обслужить за год? Разумеется, не в первый, а при выходе на полную мощность?

— Весь рынок мы оценили где-то приблизительно в EUR35-40 млрд. Польша прошла этот путь за 13 лет. Но это вопрос не только модернизации жилищного сектора, это и модернизация социальных объектов, а также модернизация теплоснабжающих организаций. Это три направления, где нужно внедрять энергоэффектинвость.

Что касается жилищного сектора — это приблизительно две третьих затрат, которые идут на термомодернизацию, или около EUR25 млрд. Мы рассчитывали, что ежегодно нужно вкладывать 3-5 млрд грн минимум на мероприятия по энергоэффективности для того, чтобы активно продвигаться.

Нам нужно, чтобы этот рынок запустился и чтобы был эффект в первые три года. То, что мы видим, — все начинают с учета: это не только установка счетчиков, но и индивидуальные тепловые пункты (ИТП), которые могут регулировать объемы потребления. Это уже сразу дает эффект до 20-23% экономии.

 

Регулятор НКРЭКУ обещает в этом году уже полностью обеспечить учет?

— Нет, он обещает в этом году выйти на 82%. А завершить процесс уже в 2017 году. Но один вопрос — просто вести учет тепловой энергии, а второй — управлять этой энергией. Это касается ИТП, которые могут уменьшать потребление. Поэтому, первый ощутимый эффект для страны мы ожидаем в течение трех лет.

И последний вопрос — от кого вы ожидаете сопротивление?

— Во-первых, от популистов, которые стараются защитить людей через уменьшение цены, но не через уменьшение потребления. Защищать людей можно или через субсидию, или через предоставление возможности и денежной помощи на финансировние энергоэффективности.

Во-вторых, нужно понимать, что мы сегодня забираем с рынка огромные средства, которые ранее шли на дотирование предприятий, компаний, которые поставляют газ и которые имели с этого огромную прибыль.

В третьих, эти деньги нужно направить на повышение социальных стандартов и энергоэффективности.

Вы имеете ввиду облгазы и, возможно, какие-то ТКЭ?

— Не столько ТКЭ -- они больше саботируют, чем оказывают сопротивление.

Мы подготовим законопроекты и будем смотреть, как будет парламент их поддерживать. Я вам скажу — люди точно “за”. Они уже голосуют: идут и берут кредиты, вкладывают деньги. Уже 160 тыс семей приняло участие в программе. Если люди будут видеть, что государство имеет стратегию на несколько лет, что оно выделяет софинансирование и дает возможность запустить сэкономленные деньги на энергоэффективность, то, поверьте, они будут это поддерживать.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.