Двадцать лет тому назад террористы “Аль-Каиды” устроили самый масштабный в Америке теракт, убив почти три тысячи ни в чем не повинных людей, запугав всю страну и навсегда изменив ход истории, положив начало войнам Америки в Афганистане и Ираке.
И все же 11 сентября — это нечто большее. Это крупнейший провал разведки за последние полвека. Это внезапная атака не должна была быть внезапной. Неприятная правда заключается в том, что американские спецслужбы знали о надвигающейся опасности, но не смогли ее предотвратить, потому что были запрограммированы на борьбу с другим врагом из прошлой эпохи. Согласно моему исследованию, когда в 1990-е годы закончилась холодная война и угрозы изменились, американское разведывательное сообщество не смогло адаптироваться.
Сегодня мы сталкиваемся с аналогичной проблемой. После 11 сентября спецслужбы научились противостоять “Аль-Каиде”, но “Аль-Каида” более не является главной проблемой, которой некогда была. Глобальный ландшафт угроз стал гораздо более широким и сложным, включая растущее число кибератак, “наступление” Китая, агрессию России, разработку ядерного оружия в Иране и Северной Корее, последствия изменения климата и многое другое. И снова спецслужбы пытаются не отставать.
Как и генералы, сотрудники разведки очень часто продолжаются сражаться на старых войнах, даже когда уже очевидны новые опасности. Почему? Потому что, что бы ни говорили политики и руководители служб, независимо от того, насколько ясно они понимают новых противников, обозначившихся на горизонте, правительственные ведомства созданы для борьбы с врагом, который им уже известен. Бюрократия существует для своего вечного существования, а не для адаптации. Бизнес разоряется, если терпит неудачу, но правительственные учреждения почти никогда не гинут. Вместо этого они усиливаются, их бюджеты растут, возможности и культура укореняются. Прежние инновации устаревают. Даже когда публикуются доклады, звучат предупреждения и отважные лидеры требуют действий, перемены происходят довольно медленно. Старые традиции все так же живы. Тем временем противники становятся сильнее, и страна снова уязвима.
В 1990-е, даже когда американские разведслужбы предупреждали о растущей опасности со стороны “Аль-Каиды”, эти институции жили в холодной войне. Деньги шли на технологические платформы, которые могли подсчитывать советские боеголовки из космоса, а не на укрепление человеческого потенциала разведки, более подходящего для противодействия террористическим группировкам. Джордж Тенет, директор ЦРУ по состоянию на 11 сентября, пытался, но так и не смог усилить контртеррористический потенциал своего ведомства и добиться лучшего координирования работы контртеррористической разведки в рамках федерального правительства. Хотя ФБР официально объявило терроризм своим приоритетом № 1 за годы до 11 сентября, в 2001 г. лишь 6% сотрудников ФБР занимались вопросами борьбы с терроризмом, а специальные агенты ФБР получали больше времени на отпуск, чем на контртеррористическую подготовку. Активные усилия по реформированию контртеррористических возможностей бюро на местах закончились катастрофой: всего за несколько недель до 11 сентября, согласно внутренней документации, все 56 отделений получили плохие оценки. Доклад был строго засекречен. Напечатали лишь несколько экземпляров.
Я выяснила, что по причине слабой организации ЦРУ и ФБР упустили 23 шанса вмешаться и, возможно, сорвать заговор 11 сентября. Например, сотрудники идентифицировали двух вероятных террористов, присутствовавших на совещании по планированию деятельности “Аль-Каиды” в Малайзии, узнали их полные имена и обнаружили, что у одного была виза США, а другой посещал Соединенные Штаты. Более 50 сотрудников ЦРУ имели доступ к этой информации, но никто больше года не сообщал об этом ни Государственному департаменту, ни ФБР. До 11 сентября не было отлаженного обучения, четкого процесса и практики уведомления других государственных органов об опасных террористах, которые могут приехать в Соединенные Штаты. Когда ЦРУ, наконец, связалось ФБР, за 19 дней до 11 сентября 2001 г., Бюро маркировало розыск двух подозреваемых в терроризме как “стандартный”. Это самый низкий уровень приоритета. Поручили этим заниматься новичку, который работал специальным агентом лишь год. Для ФБР поимка людей, совершивших когда—то преступление, всегда была важнее сбора разведданных для предотвращения потенциальной террористической атаки.
Реклама на dsnews.ua
А ту парочку и не так уж сложно было найти. Они прятались на виду у всех в Соединенных Штатах, используя свои настоящие имена в договорах аренды и кредитных картах. Один даже был указан в телефонном справочнике Сан-Диего. И, живя в Сан-Диего, они вступили в контакт с несколькими фигурантами контртеррористических расследований ФБР, даже проживали одно время вместе с информатором ФБР.
Эти двое направили самолет рейса 77 American Airlines в Пентагон. Для успешной реализации задуманного им не нужны были тайные личности или хитроумные схемы. Им просто нужно было, чтобы ЦРУ и ФБР действовали как обычно действуют.
За те 20 лет, которые прошли после 11 сентября, американские спецслужбы были переоснащены и модернизированы для борьбы с терроризмом. Реформы включают создание поста директора национальной разведки, Национального контртеррористического центра и Министерства внутренней безопасности — в целом это крупнейшая реструктуризация американской разведки с 1947 г. Резко увеличились бюджеты, а интеграция разведки и военных вышла на новый уровень, что привело к ошеломляющим успехам в борьбе с терроризмом, включая операцию против “отца” терактов 11 сентября Усамы бен Ладена.
Но ландшафт угроз меняется. Сегодня американские спецслужбы вновь нуждаются в скорой адаптации. На этот раз опасность исходит от технологий. Такие технологии, как искусственный интеллект, интернет, биотехнологии и миниатюризация спутников коренным образом меняют глобальную экономику и политику, расширяют возможности старых врагов, создают новые угрозы и бросают вызов всей разведке. Никогда еще столько технологических достижений не происходили в одночасье.
В былые времена Америку защищали сила и география. Теперь уже нет. Киберпространство позволяет противникам атаковать нас издалека без единого выстрела, взламывая машины и умы. Китай ведет последовательную и успешную кампанию по краже огромных объемов американской интеллектуальной собственности для экономических и военных целей. Россия использует информационные операции в киберпространстве, чтобы вмешиваться в выборы и подрывать демократию. Преступные группировки проводят атаки с использованием программ-вымогателей на американские города, поставщиков энергии и другие важные объекты инфраструктуры. Спектр угроз, с которыми сталкивается страна, никогда не был таким большим, потому что киберпространство делает сильнее слабых и слабее — сильных. Развитые индустриальные демократии исключительно уязвимы для всех видов киберпреступлений, потому что у них самая продвинутая цифровая связь и потому, что царящая там свобода слова позволяет гнусным личностям обманывать в еще больших масштабах.
Технологии также подрывают способность американских спецслужб к пониманию мира. Для этого разведка всегда искала иголки в стогах сена. Теперь стога сена повсюду и их число растет в геометрической прогрессии, потому что примерно каждые два года объем данных на планете удваивается.
Чтобы добиться успеха в эту новую эпоху, разведывательному сообществу США необходимо радикальное переосмысление. Когда-то преимущество давала кража чужих секретов. Они по-прежнему важны, но все больше и больше преимуществ дает использование открытой информации, доступной каждому, и человеческого мышления, дополненного машинами, которые могут просеивать огромные массивы данных, чтобы найти скрытые закономерности.
Успех требует трех ключевых ингредиентов. Первый — создание новой независимой разведывательной службы, опирающейся на открытый исходный код. ЦРУ, Агентство национальной безопасности и другие элементы разведывательного сообщества активно работают с открытыми исходными кодами, но спецслужбы всегда предпочитали тайны. США никогда не смогут выиграть эту гонку, пока разведданные с открытым исходным кодом заперты внутри служб, которые больше верят в свои секретные миссии.
Второй необходимый ингредиент — талант. Наше разведывательное сообщество было создано для эпохи, когда от разведчиков ожидали, что они таковыми будут до конца жизни. Но сегодня самые лучшие и талантливые люди зачастую меняют профессию несколько раз за свою карьеру. Более того, главная наша потребность — в талантливых кадрах, связанных с наукой и технологиями, а именно из сфер, где благодаря частному сектору существует самая жесткая конкуренция. Начать привлекать подходящих для цифровой эры кадров можно с того, что таким будет просто приходить в ведомства и уходить из них на всех этапах своей карьеры.
Третий ингредиент — стратегия. Нам нужно переосмыслить то, что такое разведка и каковы ее цели. Сегодня политики, которым нужны разведданные для защиты страны, не просто живут в Вашингтоне и имеют допуски высокого уровня. В их число входят люди, чьи компании владеют и управляют 85% критически важной американской инфраструктуры, большая часть которой уязвима для кибератак, и глав технокомпаний, чьи платформы превратились в супермагистрали дезинформации.
В эпоху цифровых угроз очень непросто находить верный путь. Частный сектор держит ответ перед акционерами, а не перед американскими избирателями. И национальная безопасность находится не в руках правительства, как когда-то. Чтобы защитить страну от следующей неожиданной атаки, нужно действовать быстро и глобально изменить разведку.