Пассажиропоток из Украины в направлении России продолжает снижаться, хотя пока нельзя однозначно говорить о том, что он совсем иссяк. На фоне этого постоянно появляются новые маршруты в западном направлении на всех видах транспорта, в том числе и железнодорожном. “Апостроф” выяснил, куда украинцы охотнее отправляются в путешествиях на поездах, и какие перспективы имеют новые маршруты в Европу.
В Украине планомерно сокращаются объемы пассажирских перевозок в Россию и наращиваются в западном направлении. Об этом часто говорят представители украинской власти, в частности — министр инфраструктуры Владимир Омелян. Так, некоторое время назад в эфире одного из отечественных телеканалов он сообщил, что пассажиропоток в направлении РФ за 2018 год сократился на 15%, а в обратном направлении — на 16%.
Ранее Омелян неоднократно заявлял, что железнодорожное сообщение с Россией будет полностью прекращено, и соответствующее предложение Мининфраструктуры направлено руководству Кабинета министров. При этом решение по этому вопросу до сих пор не принято.
Министр также заявлял, что ж/д сообщение с РФ прекратится в любом случае — даже, если не будет введен соответствующий запрет, украинцы, в конечном счете, просто перестанут посещать территорию сопредельного государства-агрессора.
Прочь от Москвы
Как известно, Украина в октябре 2015 года полностью прекратила авиационное сообщение с Россией. Хотя утверждать, что наши граждане полностью отказались от авиаполетов в РФ, нельзя — сейчас они осуществляются с пересадкой в Минске.
Но на самолетах в Россию путешествуют те, кто и раньше предпочитал этот вид транспорта. Те же, кому он не по карману, ездят в поездах. Но, если раньше между Киевом и Москвой курсировало около десятка составов (включая проходящие), то сегодня их осталось всего три — в том числе Львов-Москва и Одесса-Москва. При этом сокращается и частота движения составов на российском направлении.
И какого-то ажиотажа в связи с этим не наблюдается — об этом, в частности, свидетельствуют данные госкомпании “Укрзализныця”, предоставленные в ответ на официальный запрос “Апострофа”. Согласно информации УЗ, всего в 2018 году в поезде № 6/5 “Киев-Москва” было предложено 306,1 тысячи мест и реализовано 216 тысяч проездных документов. Таким образом, путем несложных арифметических действий получаем заполняемость на уровне чуть более 70%.
Впрочем, о полной потере интереса наших соотечественников к РФ пока говорить рано. Что и понятно — ведь какая-то часть украинцев продолжает трудиться в этой стране, а у кого-то там есть родственники, которых, как известно, не выбирают.
Запад нам поможет
При этом, как утверждают наши чиновники, активно развивается западный вектор. В конце 2018 года из закарпатского города Мукачево начал курсировать состав в направлении Будапешта. “Укрзализныця” ранее отчиталась о результатах первого месяца работы этого поезда, сообщив, что его заполняемость за этот период составила около 38%. В УЗ такой показатель назвали удачным, учитывая, что это только начало, и в будущем поезд станет более востребованным.
В 2018 году также был запущен так называемый поезд четырех столиц по маршруту Киев-Минск-Вильнюс-Рига. Состав начал курсировать 28 сентября, и по состоянию на начало декабря 2018 года его средняя заполняемость составляла около 40%. На начало января нынешнего года ситуация немного изменилась, хотя и несильно — в направлении из Киева заполняемость уже была на уровне 49%, в обратном же — она осталась на уровне 40% (в среднем 45,5%, — “Апостроф”).
Примерно такие же показатели были и на конец января. Согласно данным “Укрзализныци” в период с 28 сентября 2018 года по 27 января 2019 года на маршруте (в целом, туда и обратно) было предложено 10,9 тысячи мест, а реализовано 4,8 тысячи проездных документов. То есть, если снова прибегнуть к арифметике, получается заполняемость на уровне 44%.
Этот проект в УЗ также назвали успешным. Ожидается, что его популярность также вырастет со временем. В пользу этого говорит увеличение частотности движения составов на маршруте — с 30 января вместо одного раза в неделю поезд “четырех столиц” стал курсировать один раз в четыре дня. Кроме того, не исключено, что уже летом 2019 года маршрут поезда будет продлен до Таллинна (и тогда он станет “поездом пяти столиц”, как планировалось изначально).
Расчет, в принципе, верный. Ранее “Апостроф” писал, что еще один громкий пиар-проект власти — железнодорожный экспресс из Киева в международный аэропорт “Борисполь” — при том, что он вряд ли в ближайшее время станет рентабельным, со временем станет более востребованным у украинцев.
Абсолютный лидер
Но не стоит думать, что все разрекламированные властью проекты демонстрируют скромные результаты. Есть, как минимум, одно направление, которое сразу завоевало популярность наших соотечественников и удерживает ее до сих пор. Речь идет о поезде Киев-Пшемысль (Перемышль).
На самом деле, правильнее говорить о двух поездах на этом направлении. Один из них (№705/706) проходит только через Львов. Согласно данным УЗ, в 2018 году в этом поезде было предложено 422,7 тысячи мест, при этом реализовано 515,4 тысячи проездных билетов. То есть заполняемость в нем — 122%. Это, надо полагать, объясняется тем, что какая-то часть пассажиров едет только до Львова, где освободившиеся места заполняются теми, кто направляется в Польшу.
Но еще выше показатель заполняемости в поезде №715/716, который следует также через Львов, но еще и через Винницу, Хмельницкий и Тернополь. На него, при аналогичных 422,7 тысячи мест в 2018 году, было продано 628,5 тысячи билетов. Таким образом, заполняемость поезда составила почти 150% (148,7%)!
И это — при наличии серьезной конкуренции со стороны авиационного и автомобильного транспорта. Но ничего удивительного здесь нет — уже несколько миллионов украинцев постоянно проживают в Польше, работая или обучаясь там, многие ездят к соседям на краткосрочные или сезонные работы, растет количество обычных туристов в эту страну.
Украинские транспортные власти не собираются останавливаться на достигнутом и анонсируют все новые маршруты в западном направлении. Ожидается, что в 2019 году будут запущены поезда из Киева в Берлин и из Мукачево в Кошице, городок с населением в 240 тысяч в восточной части Словакии в 140 километрах от украинской границы. Пока, правда, никаких подробностей по этим маршрутам нет.
Ждем ответа
Но насколько целесообразны все эти проекты?
Эксперт в области транспорта Кирилл Новиков в комментарии “Апострофу” заявил, что маршруты в западном направлении, в частности, в соседние государства, безусловно, нужны, а до недавнего времени “о них даже и не говорили”. При этом, по его словам, конечно же, нельзя не думать об экономической составляющей подобных проектов. Это касается, например, такого крупного проекта, как уже упомянутый “поезд четырех столиц”.
“Если мы говорим об экономических аспектах, должна быть объявлена какая-то минимальная операционная окупаемость. И это нужно рассматривать в каком-то временном промежутке — хотя бы за полугодие. Покрываются ли хотя бы операционные расходы? Потому что, если нет, — то это направление становится дотационным, а не прибыльным. На этот вопрос должна ответить “Укрзализныця”, — сказал специалист.
По словам директора инфраструктурного направления в “Украинском институте будущего”, бывшего первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, для каждого подобного маршрута нужна “наработка клиентов”. “Это занимает 3-5 месяцев, чтобы понять, насколько этот поезд окупаем”, — сказал он изданию. По его словам, для определения окупаемости важно понимать себестоимость и экономику маршрута. Так, например, возможно (хоть и маловероятно), что окупаемость маршрута достигается даже при заполняемости 40%. Что касается тенденций роста заполняемости, то, по словам Шульмейстера, здесь также нужна сравнительная база в промежутке хотя бы 3-4 месяцев.
Кстати, можно констатировать интерес к пассажирским перевозкам в Украину и со стороны наших западных партнеров. Так, частный чешский перевозчик Leo Express планирует с декабря нынешнего года запустить движение поездов из Праги до украинской границы. Речь идет о продлении уже существующего маршрута Прага-Краков до пограничного пункта Мостиска во Львовской области.
Кирилл Новиков предполагает, что это направление может оказаться востребованным, поскольку именно Чехия стала в последнее время “едва ли не основным прибежищем для людей, которые едут из Украины работать на производственных и, частично, на строительных предприятиях”. “Возможно, что этот поезд даже больше выгоден чехам”, — добавил он. При этом эксперт обратил внимание на то, что речь идет о частном перевозчике, которых пока на украинском железнодорожном транспорте нет.
Будет ли данный маршрут рентабельным? — Это также можно будет понять лишь со временем. “Любое новое направление можно моделировать, но только реалии покажут реальную картинку. Иными словами, не попробуешь — не узнаешь”, — резюмировал Владимир Шульмейстер.
Виктор АВДЕЕНКО
"в октябре 2015 года Украина полностью прекратила авиационное сообщение с Россией. Хотя утверждать, что наши граждане полностью отказались от авиаполетов в РФ, нельзя — сейчас они осуществляются с пересадкой в Минске" - а если запретить жд поездки в Россию, неужели ничего в замен не найдется? Омелян, действительно думаешь, что украинцы прекратят ездить в Россию?
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
09:00 23 ноября
08:00 23 ноября
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.