Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Замкнутый круг. Почему дорогой литий в Украине лежит мертвым грузом

[08:30 15 ноября 2018 года ] [ Деловая столица, 14 ноября 2018 ]

Литий — один из самых важных для современной цивилизации металлов. Его залежи есть и в Украине, причем самые большие в Европе. Однако пользы для страны от них — никакой.

Последнее десятилетие спрос на литий непрерывно растет: этот редкоземельный металл очень востребован для производства современных аккумуляторов, которые используются как в мобильных устройствах и электромобилях, так и в “зеленой” энергетике. Более 76% добычи лития в мире приходится на две страны — Австралию и Чили. Основное производство литий-ионных аккумуляторов сосредоточено в Китае и Японии, есть заводы в Германии, Франции, Канаде и США, но они и близко не покрывают потребности местных производителей техники.

По данным отечественной геологоразведки, запасы руды, содержащей литий, составляют около 500 млн т, и по этому показателю Украина лидирует среди европейских стран. Более точные цифры и данные геологических исследований засекречены, так как Государственная служба геологии определила этот металл стратегически важным.

Отечественные запасы лития — при условии развития соответствующих производств — могли бы стать основой для создания рабочих мест, даже появления целой новой высокотехнологичной индустрии. Европейское производство Li-Ion-аккумуляторов, да еще и базирующееся на собственном сырье, может быть очень прибыльным бизнесом.

По оценкам экспертов, требуется около одного миллиарда евро на создание с нуля завода по производству литий-ионных аккумуляторов.

При условии обеспеченности собственным сырьем это предприятие может быть высокорентабельным. Особенно с учетом того, что планы развития Украины предусматривают очень высокий спрос на литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы. Разработанная Мининфраструктуры и одобренная Кабмином Национальная транспортная стратегия до 2030 г. Drive Ukraine 2030 предусматривает, что через 12 лет 100% коммунального транспорта и 50% личных авто будут электрическими.

Одно это обеспечит колоссальную потребность в литиевых батареях. Если сюда добавить грандиозные планы в области “зеленой” энергетики, то заводы по выпуску современных аккумуляторов просто обречены быть прибыльными. Но только при условии обеспеченности их сырьем не “из-за моря”, а местного происхождения.

Инвесторов могло бы заинтересовать Полоховское месторождение в Кировоградской области, которое считается крупнейшим разведанным месторождением лития в Украине, или Шевченковское, расположенное на границе Запорожской и Донецкой областей. Третье месторождение — Станковатское, расположенное в Закарпатской области, пока мало изучено.

С правами на разработку месторождений есть много неясностей. По данным СМИ, 3 апреля 2017 г. Полоховское месторождение было передано ООО “Укрлитийдобыча” на 20 лет, а Шевченковское месторождение 21 февраля 2018 г. отошло ООО “Петро-Консалтинг” также на 20 лет. Но там еще не закрыт вопрос о том, насколько это правомочно, так как лицензия от Госгеонедр якобы была получена в обход аукциона, через механизм “апробации”.

Также 2 марта Кировоградский облсовет согласовал ООО “Петро-Консалтинг” предоставление спецразрешения на добычу литиевых руд на участке Добрый, расположенном на территории Добровеличковского района. В свою очередь компания обещала провести переоценку Шевченковского месторождения, привлечь иностранного партнера для его разработки и начать добычу в 2021 г. По расчетам, инвестиции достигнут суммы в $120 млн.

Здесь получается своего рода замкнутый круг. Проект по строительству заводов по производству литиевых аккумуляторов не запускается, поскольку нет гарантии поставок отечественного сырья. А добыча сырья не начинается, так как не гарантирован спрос на него внутри страны. Экспортировать же литиевую руду нельзя по закону — стратегическое сырье.

В Европе есть как минимум два мощных предприятия по производству аккумуляторов, которые могут быть заинтересованы в поставках лития из Украины. Это германская компания Varta и SAFT во Франции. Также шведский производитель аккумуляторов Northvolt, основанный бывшими руководителями Tesla, пообещал построить крупнейший в Европе завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов в течение следующих шести лет. Однако им не хватает финансирования, и сейчас они ждут кредит от Европейского инвестиционного банка.

При этом Европейская комиссия, хоть и поздно, но приступила к реализации плана действий по поощрению компаний больше инвестировать в технологии аккумуляторов. Вопрос остается в получении сырья — литиевой руды. То есть идея украинско-европейского “литиевого” консорциума, что называется, лежит на поверхности.

Помочь сдвинуть с места литиевую отрасль может также сотрудничество с соседями. 26 октября в Гомеле, на Форуме регионов Беларуси и Украины, президенты двух стран обсуждали в том числе и сотрудничество в горнодобывающей отрасли. Сразу после этого некоторые белорусские эксперты озвучили версию: за кулисами саммита Александр Лукашенко и Петр Порошенко обсуждали возможность совместной добычи лития на украинских месторождениях.

Дело в том, что недавно в Беларуси заработал завод по производству суперконденсаторов — единственный в регионе, и теперь на нем готовы наладить выпуск литий-ионных батарей. Инвестировали в него китайцы, условием которых три года назад было наличие собственного рынка — продажа в стране не менее 50% продукции. Поэтому в Беларуси достаточно быстро наладили серийное производство электробусов и теперь запускают выпуск электромобилей (тоже китайских).

На экспорте литий-ионных батарей, имея собственное предприятие в Европе, можно очень неплохо зарабатывать. Но тут уже простая сборка батарей из китайских элементов — не вариант. А чтобы делать свои, требуется сырье — литий. Залежей которого в Беларуси нет, но есть промышленные мощности для разработки месторождений. Так что создание большого “литиевого” межгосударственного консорциума могло бы пойти на пользу и Минску, и Киеву.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2023-01-10 14:49:42] [<Не определено>]

У нас принято решение о строительстве двух самых модерны аккумуляторных заводов Не плохо будет иметь связь с производителямию [email protected] Финлягдия Tapio Toivanen

[2018-11-15 14:16:34] [ Аноним с адреса 109.188.128.* ]

Вряд ли рудные месторождения способны тягаться по себестоимости с раповыми чилийскими. Разве что литий будет попутным сырьем.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.