Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Зачем просить больше?

[16:26 20 апреля 2010 года ] [ Деловая столица, №16, 19 апреля 2010 ]

Правительство хочет расширить кредитное сотрудничество с МВФ для проведения структурных реформ.

МВФ готов обсуждать с Украиной новую программу сотрудничества. Однако основные требования к Киеву остаются неизменными: сбалансированный бюджет, сокращение кассовых разрывов Пенсионного фонда и “Нафтогаза”, оздоровление банковской системы. Чтобы выполнить их, правительству придется пойти на непопулярные шаги, что может подорвать доверие недавнего электората к новой власти. Поэтому главная задача Кабмина — умело пустить пыль в глаза представителям Фонда, выдав статистические манипуляции за желаемые ими реформы.

Игра цифрами

Виктор Янукович, еще недавно критиковавший оппонентов во власти за чрезмерное наращивание долгов, теперь сам требует от подопечных скорейшего возобновления кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом — главным кредитором Украины. Причем речь идет не о получении последнего транша в рамках действующей программы stand-by, а о подписании нового кредитного договора, рассчитанного на 30 месяцев (с июня текущего года по декабрь 2012 г.). Осенью 2008 г. МВФ принял решение о выделении Украине кредита в размере около $17 млрд в рамках программы stand-by. К настоящему времени наша страна получила три транша займа на общую сумму почти $11 млрд. Выделение четвертого транша в размере $3,8 млрд было запланировано на ноябрь прошлого года. Однако из-за хронического невыполнения тогдашним правительством условий сотрудничества МВФ приостановил кредитование. Сейчас чиновники хотят, чтобы он открыл новую кредитную линию, правда, пока не уточняют, о какой сумме идет речь.

Представители МВФ неоднократно заявляли, что готовы прислушаться к просьбам украинских властей. Однако базовые требования менять не намерены. В соответствии с проектом Меморандума о сотрудничестве с Украиной дефицит бюджета в нынешнем году не должен превышать 6%, в 2011 г. — 3,5% ВВП. Именно 6%-ный кассовый разрыв, по словам руководства Минфина, предусмотрен в проекте государственного бюджета на текущий год, который правительство намерено представить парламенту уже на будущей неделе. Достичь таких показателей разработчикам главной сметы страны удалось за счет банальных манипуляций. “В соответствии с проектом закона о госбюджете на 2010 год расходы казны должны превысить доходы на 61,4 млрд грн., что составляет 5,7% ВВП. Однако в дополнениях к бюджетному закону оговаривается выделение еще 30,5 млрд грн. на рекапитализацию банков, которые не проходят по расходным статьям, Соответственно, они не учитываются при определении кассового разрыва. Кроме того, правительство явно завысило плановые показатели доходов бюджета за счет слишком оптимистичных прогнозов относительно налоговых сборов, создав таким образом скрытый дефицит в размере около 30 млрд грн. В итоге реальный кассовый разрыв бюджета в нынешнем году может достичь 20% ВВП”, — считает экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Упрощенцев проредят

Проект бюджета не учитывает предложений Фонда по сокращению дефицита казны. В проекте меморандума они значатся с пометкой “требуют обсуждения”. Поэтому бюджетный законопроект еще может быть скорректирован в зависимости от результатов предстоящих переговоров с представителями МВФ, которые правительство намерено завершить в течение ближайших двух недель.

Чтобы увеличить поступления в казну, Фонд предлагает снизить порог годового оборота, позволяющий предприятиям или физлицу работать по упрощенной системе налогообложения, до 300 млн грн. (сейчас на едином налоге могут работать частные предприниматели, чьи годовые обороты не превышают 500 млн грн., предприятия — до 1 млн грн.). Николай Азаров никогда не был сторонником упрощенной системы налогообложения, и будь на то его воля, выполнил бы это требование, не задумываясь. Однако такой удар по малому бизнесу скажется на авторитете его шефа. Поэтому правительство может попытаться решить проблему с упрощенцами несколько иначе. По слухам, в Кабмине обсуждается идея сокращения перечня видов деятельности, занимаясь которыми можно платить единый налог. В частности, из него могут исключить ломбарды, аудиторов и ювелиров.

Еще одним источником для наполнения бюджета по мнению экспертов МВФ является отмена всех льгот по НДС (сегодня ими пользуются аграрии, книгоиздатели, организации инвалидов, а также ряд внешнеэкономических операций) и сокращение перечня акцизных льгот. Правительство уже подготовило законопроект, предлагающий повысить ставки практически по всем группам подакцизных товаров — от топлива до табачных изделий и алкоголя. Ожидается, что этот документ рассмотрят в пакете с проектом бюджетного закона.

Для удержания контроля над уровнем госдолга Фонд предлагает Кабмину существенно ограничить либо вовсе не предоставлять в текущем году госгарантии под привлекаемые компаниями займы. “Намерения уменьшить госгарантии уже фигурировали в ряде предварительных документов правительства. Однако вызывает сомнение возможность лишить госгарантий “Укравтодор” или другие госкомпании, для которых такое поручительство Кабинета Министров является ключевым фактором для получения кредитных ресурсов. Скорее всего, к нулю будут сведены только госгарантии частным структурам”, — отмечает старший аналитик Бюро экономических и социальных технологий Владислав Комаров.

Наиболее проблематичным для правительства будет выполнение условий МВФ относительно урезания социальных стандартов. В соответствии с проектом меморандума Кабмин не должен проводить повышения зарплат по первой категории тарифной сетки — с 586 до 778 грн. (оно запланировано на декабрь нынешнего года), а также начать реформирование пенсионной системы, чтобы улучшить финансовое состояние Пенсионного фонда (на сегодняшний день его дефицит составляет 30 млрд грн.). В качестве первого шага Фонд предлагает вполовину снизить пенсии работающим пенсионерам (но не ниже прожиточного минимума). Николай Азаров клятвенно заверяет, что его команда никогда не пойдет на этот шаг и всячески избегает ответов на вопрос, как именно правительство намерено решать проблему дефицита ПФ. Правда, недавно первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова обмолвилась, что одним из вариантов сбалансирования Пенсионного фонда может стать выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами.

Фактор газа

Отдельно МВФ требует удержать дефицит “Нафтогаза” на уровне 1% ВВП в текущем и следующем годах, а с 2012 г. вообще прекратить бюджетную поддержку компании. Для этого Кабмину рекомендуют разово повысить цену на газ для коммунальных предприятий на 50%, а для населения — на 75%. Еще на 25% тариф должен увеличиваться каждые полгода, пока не достигнет экономически обоснованного уровня. “Конечно, предпочтительнее было бы более плавное повышение тарифов, например, на 25% ежеквартально, как это было заложено в первоначальном варианте программы. Но поскольку стоимость газа не поднималась долгое время, несмотря на рост импортной цены, МВФ считает необходимым решить этот вопрос радикальными методами. Кроме того, Украина вполне может добиться снижения цены на российский газ, что позволит увеличивать внутренние тарифы не так резко. Учитывая социально-политические аспекты, этот вопрос будет активно обсуждаться украинскими властями и Фондом”, — прогнозирует главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан.

Чтобы поставить тарифное ценообразование под контроль правительства, Кабмину, в соответствии с советом МВФ, следует создать нацкомиссию по ЖКХ, в ведение которой передадут указанные вопросы. Повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ будет способствовать введение штрафов для граждан, неаккуратно оплачивающих свои счета за газ и коммунальные услуги. Соответствующий законопроект должен появиться в Раде не позднее июня. Кроме того, Фонд предлагает упразднить все льготные тарифы на газ для производителей сахара, химпрома и металлургов.

Выживут сильнейшие

Серьезные обязательства должен взять на себя Кабмин и в финансовом секторе. Тяжелее всего ему будет выполнить пункт о повышении независимости Нацбанка, прописанный в меморандуме. “Обеспечить по-настоящему независимое принятие решений центральным банком на практике крайне сложно. В идеале Президент должен предложить такую кандидатуру на должность главы НБУ, которая получила бы поддержку не только парламентского большинства, но и оппозиции. Только в этом случае руководитель главного банка страны сможет на равных дискутировать с правительством и отказывать ему в реализации решений, идущих вразрез с целями монетарной политики”, — отметил в разговоре с “Деловой столицей” аналитик инвесткомпании BG Capital Виталий Ваврищук.

Непросто будет с выполнением обещания по банку “Надра”. Согласно проекту меморандума в мае НБУ берется окончательно договориться о привлечении инвестора в финучреждение, и уже до конца июня тот должен увеличить капитал проблемного банка. Если чиновники не укладываются в эти сроки, они обязываются поставить горе-банк на ликвидацию. По разным оценкам, для полной стабилизации ему необходимо от 3 до 5 млрд грн. По слухам, сейчас достигнута договоренность о совместной — Кабмина и совладелеца РосУкрЭнерго Дмитрия Фирташа — докапитализации банка. Стороны будут участвовать в долях 50 на 50. Соответствующее решение может быть вынесено на обсуждение на ближайшем правлении НБУ.

Сложности у Кабмина могут возникнуть и с еще одним обязательством перед МВФ — отменой обязательного сбора с операций по покупке валюты на межбанке в Пенсионный фонд. Чиновникам придется изобретать новые способы, чтобы повысить наполняемость ПФ из других источников. В то же время требованию Фонда рады финансисты. “Отмену валютного сбора можно только приветствовать. Она решит проблему, с которой мы столкнулись в 2010 г.: коль скоро Украина до сих пор живет без госбюджета, согласно росписи прошлого года мы должны были в январе—апреле уплачивать сбор в размере 0,2% суммы покупки СКВ. Однако Пенсионный фонд продолжает с нас требовать 0,5% (по Закону “О сборе по обязательному государственному пенсионному страхованию”). Теперь эта проблема будет решена”, — сказал в интервью “Деловой столице” председатель правления банка “Хрещатик” Дмитрий Гриджук.

Куда проще будет с выполнением остальных обещаний, которые украинская сторона дала МВФ: она обязалась повысить учетную ставку Нацбанка, отказывать финучреждениям в предоставлении отсрочек по ранее предоставленному рефинансированию и перестать раздавать стабилизационные кредиты неплатежеспособным и проблемным банкам. “Не думаю, что проблема погашения нацбанковских займов критична для нашей финансовой системы в 2010 г. Финучреждения начали досрочно возвращать НБУ рефинансирование, так поступили уже не меньше пяти банков и мы в том числе”, — рассказал  г-н Гриджук. Незаметным для отечественного финансового рынка станет пересмотр учетной ставки. “Она в Украине не является инструментом регулирования: регулятор использует ее как индикатор собственных ожиданий — и только”, — объяснил “Деловой столице” директор аналитического департамента инвестиционной группы “Сократ” Сергей Невмержицкий.

Меморандум позволил прояснить планы правительства по вливаниям в банковский сектор на этот год. Согласно документу Кабмин может вложить в увеличение капиталов рекапитализированных в 2009 г. финучреждений (Укргазбанк, Родовид Банк и “Киев”) и в национализацию других банков не более 20 млрд грн. На прошлой неделе стало известно, что чиновники уже используют эти средства. “Правительство ведет работу по рекапитализации еще трех украинских финучреждений. Не могу сообщить, о каких конкретно банках идет речь, лишь скажу, что два из них нормально работают и они почти капитализированы, увеличение капитала третьего намечено на июнь”, — заявил вице-премьер Сергей Тигипко. По разным прогнозам, всего в 2010 г. на вливания государства могут претендовать четыре-пять финучреждений.

Правительственные чиновники поясняют, что обнародованный проект Меморандума о сотрудничестве с МВФ — не окончательная версия документа. Его содержание будет корректироваться в ходе предстоящих переговоров с представителями Фонда. Международные кредиторы действительно могут пойти на некоторые уступки Украине, смягчив отдельные требования, скажем, по сокращению льгот по НДС либо уровню повышения тарифов на газ. Однако взамен потребуют от Кабмина других компенсаторов, позволяющих выполнить главное требование — сбалансировать бюджет. И тут переговорщикам придется изрядно попотеть, чтобы доказать: Украина наконец начинает жить по средствам. В противном случае кредит МВФ нам не светит. Это означает отсутствие достаточных средств на финансирование бюджетного дефицита, что в итоге может вылиться в неисполнение обязательств даже по защищенным статьям. Ведь и остальные международные финансовые институты готовы кредитовать правительство лишь после восстановления сотрудничества с МВФ.

Алексей НАБОЖНЯК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.