Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Зачем Зубко хочет послать в Афганистан Григоришина

[07:42 22 декабря 2015 года ] [ Деловая столица, 21 декабря 2015 ]

Что украинским компаниям даст участие в строительстве газопровода TAPI?

13 декабря в туркменском городе Мары президенты Туркменистана, Афганистана, премьер-министр Пакистана и вице-президент Индии провели торжественную церемонию начала строительства Трансафганского газопровода, более извеcтного как проект TAPI. В день церемонии в честь начала строительства эпохального для всей Центральной Азии проекта Туркменистан также посетил украинский вице-премьер Геннадий Зубко. Он сообщил прессе, что Украина готова поставить партию вагонов для новой железной дороги, параллельной TAPI. Поставщиком вагонов станет украинский “Крюковский вагоностроительный завод” кременчугского бизнесмена Владимира Приходько и россиянина Станислава Гамзалова. Общий объем поставок составляет 1500 вагонов, из которых 750 могут быть поставлены уже с начала следующего года.

По словам украинского вице-премьера, кроме проекта строительства железной дороги, Украина готова принять участие в субподрядах на поставку труб большого диаметра, газоперекачивающих агрегатов и продаже строительно-монтажных работ по возведению ЛЭП. В качестве вероятных подрядчиков на поставку оборудования газокомпрессорных станций (ГКС) были названы входящее в “Укроборонпром” государственное “Зоря”-”Машпроект” и “Сумское НПО” Константина Григоришина и Вадима Новинского.

Для ХТЗ Рината Ахметова и Вадима Новинского — единственного в Украинепроизводителя газопроводных труб большого диаметра — субподряды для TAPI могли бы стать выходом из многолетней стагнации. Но это предприятие вряд ли сможет поучаствовать в этом самом дорогом на сегодня центрально-азиатском строительном проекте. Причиной тому является военно-террористическая интервенция РФ в восточных приграничных районах Украины. В этом году ХТЗ, находящийся на оккупированной территории, уже останавливался несколько раз, но никто и не слышал, чтобы владельцы завода выставляли в ответ РФ какие-либо претензии, или хотя бы их артикулировали. Основным региональным конкурентом ХТЗ является “Ижорский трубный завод” владельца “Северстали” Алексея Мордашова.  Судя по всему, именно он заменит украинский ХТЗ на тендерах по строительству Трансафганского газопровода.

Однако в целом перспектива участия россиян в открывающихся Трансафганских трубных тендерах выглядит химерной. Во-первых, власти РФ, как на официальном, так и на неофициальном уровне прилагают огромные усилия для поддержки конкурентного TAPI, и остро альтенарнативного  ему газопровода из Ирана в Пакистан и КНР. Этот проект критически нужен Кремлю для того, чтобы отвлечь Иран от конкуренции с “Газпромом” в Европе. В процессе выталкивания иранского газа на восток Москва даже готова рискнуть ухудшением отношений со странами-участниками TAPI. Во-вторых,   ведущее участие в Трансафганском трубопроводном консорциуме принадлежит корпорациям Японии,  которые взялись покрыть львиную долю из общих затрат на сумму более $7,6 млрд. Победу в этих трубных тендерах, вероятнее всего, получат именно японские промышленные конгломераты, либо, их дочерние компании в странах Дальнего Востока. Так что явно упущенный украинским ХТЗ шанс получить подряды на поставку труб для TAPI выглядит не такой уж трагедией.

Поставка труб в отельных международных проектах по строительству газопроводов превышает 25-30% общей стоимости затрат, еще около 25% приходится на поставку газокомпрессорных станций, и около 20% — на  станции газораспределения и газопроводы-отводы низкого давления. В последних двух сегментах Трансафганского трубопроводного проекта у Украины гораздо больше шансов выиграть подряды, чем в поставках труб. Ведущий украинский производитель газораспределительных станций — ужгородский “Турбогаз” Константина Жеваго -  об участии в подрядах по проекту TAPI пока ничего не сообщает.

Что касается Сумского НПО и других компаний Григоришина, то они кроме прямых доходов от участия в тендерах смогут получить не менее полезные косвенные дивиденды в виде расширения региональной экспансии. В 2010-13 годы эта экспансия затормозилась после того, как компании, акционером которых является Григоришин, приняли участие в проекте строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. Последний вызвал горячие споры в регионе из-за угрозы обмеления реки Амударья. Поставка турбин для этой ГЭС вполне могла завершиться торговым бойкотом и оставила у центрально-азиатских политических элит нездоровый осадок. Если Сумское НПО сможет добиться участия в презентабельном проекте строительства Трансафганского газопровода, все эти шероховатости будут сглажены.

Иван ПЕТРОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.