Кабмин подписал документ о проверке использования бюджетных средств за последние два с четвертью года с привлечением международных экспертов. Согласно постановлению №334 от 5 мая в качестве международных экспертов в Украину приглашены сотрудники американской компании Trout Cacheris, которые никогда не были ни аудиторами, ни финансовыми аналитиками.
Согласну официальному сайту Trout Cacheris — небольшая адвокатская фирма, которая специализируется на сложных судебных тяжбах как гражданского, так и уголовного характера. В компании работают всего девять юристов, трое из которых являются ее собственниками. Всего штат компании насчитывает два десятка человек, которые трудятся в центральном офисе в Вашингтоне. Никогда ранее фирма не занималась аудиторской деятельностью, но в случаях, когда это было необходимо, привлекались профессиональные проверяющие на условиях субподряда. Более того, Trout Cacheris никогда не вела дела в странах бывшего соцлагеря и специализируется именно на американском праве. Но согласно решению украинского Кабмина именно эта команда из девяти юристов в течение четырех месяцев должна провести проверку расходования бюджетных средств всеми распорядителями. За что в ближайшее время ей будет выплачена предоплата в размере 40% от стоимости услуг без проведения тендера, а КРУ и другим проверяющим ведомствам приказано всячески способствовать работе международных экспертов.
Выбор украинских властей удивляет не только потому, что Trout Cacheris никогда не занималась аудитом и не имеет необходимых навыков и специалистов. Сама постановка вопроса о привлечении государством международных экспертов к проверке использования бюджетных средств удивительна. Во-первых, это можно назвать открытой пощечиной украинским проверяющим органам. В то время как представители КРУ и особенно Счетной палаты не перестают хвастаться положительной оценкой их деятельности влиятельными международными организациями, оказывается, что в родном государстве их выводам не очень доверяют. По словам главы Счетной палаты Валентина Симоненко, “по уровню системы своей деятельности, по методике и методологии мы признаны одной из лучших счетных палат Европы. Сегодня мы являемся внешним аудитором ОБСЕ — это признание эффективной деятельности Счетной палаты Украины. Мы тесно сотрудничаем со Всемирным банком, имеем соглашение о праве проверки всех кредитных линий, которые открыл ВБ в Украине”. По мнению Симоненко, именно результаты проверок его ведомства стали поводом для разбирательств Генпрокуратурой деятельности экс-членов правительства. Да и согласно ст. 98 Конституции контроль от имени Верховной Рады Украины за использованием средств государственного бюджета осуществляет СП. В свою очередь, КРУ выполняет ту же функцию, но от имени правительства. Кроме того, есть еще и Служба безопасности Украины, которая как раз и должна заниматься преступлениями, которые могли нанести вред экономической безопасности государства. Учитывая такое количество уполномоченных проверяющих органов, необходимость приглашения еще и международных экспертов вызывает недоумение (если это не политический заказ).
Во-вторых, в мировой практике есть примеры международного аудита финансов государства, но все они связаны либо с уголовными делами, либо с вопросами кредитования. Во втором варианте речь идет о проверке государственных финансов независимыми экспертами в случае, если государство претендует на заем (или уже его получило), а международные кредиторы не уверены в реальности предоставленной документации. В такой ситуации аудит проводился сотрудниками МВФ (как представителями кредиторов) с целью установить реальное положение дел — это делалось и в Аргентине, и в Мексике, и в той или иной мере в Украине. Последний пример — Греция. Уже пару месяцев там работают эксперты Еврокомиссии, Европейского центрального банка и МВФ, который официально не принимает участия в событиях, связанных с греческим долговым и бюджетным кризисом, и выступает независимым арбитром. Но к подобной работе эксперты приступили после длительной процедуры согласования подобного шага со всеми членами ЕС, так как более двух месяцев шли споры о допустимости получения негреческими экспертами государственной документации, особенно документов с грифом “секретно”. Случаи допуска независимых международных экспертов к госфинансам считаются нормальной практикой в ситуации, когда речь идет о громких скандалах криминального характера о растрате государственных денег. Как правило, обвиняемая сторона настаивает на таком допуске, так как в этой ситуации государство является и обвинителем, и аудитором, а значит, о непредвзятости речь не идет. И именно в таких случаях чаще всего из соображений безопасности допуск имеют небольшие компании (меньше людей — ниже вероятность утечки информации), но в подобных делах независимым экспертам предоставляется только незначительная часть финансовой документации государства, которая касается конкретного скандального вопроса. Причем после длительного сопротивления. Но добровольное предоставление всей документации — это нонсенс.
Дело в том, что полноценный аудит (или в нашем случае — проверка эффективности использования средств) подразумевает допуск к любым требуемым документам. Иначе согласно международной практике аудиторы имеют право в приписках указать, что сделанные ими выводы не являются достоверными на сто процентов. В то же время для государства предоставление всей финансовой документации постороннему лицу — это вопрос экономической безопасности, так как со стороны иностранной компании вероятность утечки информации намного выше. Это уже не говоря о том, что против подобного аудита могут выступать кредиторы Украины, так как проверяющая компания получит доступ и к их документации и государство таким образом превысит свои полномочия.
Объективности ради следует отметить, что эту сомнительную игру начало еще правительство Тимошенко. В марте этого года вице-премьер Григорий Немыря сообщил, что Кабмин обратился к МВФ, Всемирному банку, Европейской комиссии и другим уважаемым структурам с просьбой провести аудит деятельности двух правительств — Тимошенко (2008—2009) и Януковича (2006—2007). Мол, тогда все и увидят, кто больше злоупотреблял. При этом вице-премьер заявил, что этот вопрос Юлия Тимошенко уже согласовала с представителем ЕК по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон и советником президента США по вопросам нацбезопасности Джеймсом Джонсом. Но дальше разговоров дело не пошло. Затем, уже в апреле, за тему международного аудита ухватилось новое правительство. И даже довело эту идею до документального оформления.
Трудно представить, что в Кабмине не осознают возможных рисков, которые несет подобный аудит. Поэтому эксперты предполагают, что по факту никакой проверки использования бюджетных средств американской компанией не будет. В лучшем случае представители Trout Cacheris поставят свои подписи под уже существующими отчетами Счетной палаты и КРУ, тем самым придав внутренним документам якобы международный вес. С другой стороны, не факт, что вполне приличная юридическая фирма захочет расписываться под сомнительными документами, тем более что подпись нужно поставить к осени. Тогда как Генпрокуратура уже сейчас заявляет о наличии неопровержимых доказательств нецелевого использования бюджетных средств предыдущим правительством. Вряд ли речь идет и о банальном осваивании казенных денег частными лицами, в нашем государстве это можно сделать и менее публичным способом. Видимо, дело в фигуре основного юриста Trout Cacheris Платона Кахериса. Это как раз тот человек, который был одним из адвокатов Моники Левински, о чем заявляла Юлия Тимошенко. Но главное, Кахерис, согласно информации из американской прессы, специализируется на “правильной расстановке акцентов”. В деле Моники Левински с его подачи было радикально изменено общественное мнение в отношении подопечной, в результате чего Левински из девицы облегченного поведения в лице общественности превратилась в жертву. Еще известнее другое дело Платона Кахериса, так называемый Иран-контрас. Роль вышеупомянутого юриста в этом деле опять-таки заключалась в смещении акцентов: дело о нецелевом использовании государственных финансов трансформировалось в спор о допустимости или недопустимости продажи оружия Ирану. В случае с Украиной его целью, скорее всего, будет создание негативного образа Юлии Тимошенко, которая не преминет обратиться к международной общественности как жертва политических гонений. Нынешней же власти необходимо, чтобы экс-премьер воспринималась исключительно как “расхититель государственной собственности”. В таком случае Украина заплатит не за аудит, а за услуги пиар-технолога высокого класса.
Американские технологи на службе у украинцев
Украинские политики довольно давно стали печься о своем имидже в глазах американских граждан. Вероятно, деньги на такие цели отечественный истеблишмент тратит не только в США, однако в Штатах подобные инициативы проследить легче всего. Дело в том, что там еще с 1938 года действует закон “О регистрации иностранных агентов”, согласно которому любая американская лоббистская структура (читай — пиар-компания или любая другая, представляющая публичные интересы), которая заключает контракт с иностранным лицом (организацией, правительством), обязана зарегистрировать его в департаменте юстиции. Но еще десять лет назад далеко не все наши соотечественники об этом знали. Впервые о том, что украинские политики пользуются услугами американских консультантов, стало широко известно в 2001 году после скандалов с “Кольчугами” и записями Мельниченко. Тогда украинские журналисты разузнали, что для поддержки имиджа президента Леонида Кучмы в США его зять Виктор Пинчук нанял за $250 тыс. вашингтонскую фирму Black, Kelly, Scruggs & Healey (BKSH). Но в Украине представители Виктора Пинчука начали активно открещиваться от подобных обвинений. И были быстро уличены во лжи — департамент юстиции предоставляет отчет о подобных лоббистских инициативах в открытом доступе.
В последующие годы уже никто не отрицал своего сотрудничества с американскими пиар-технологами, правда, и особо не афишировал. Но спрос на эти услуги в целом остается стабильный, а основными пользователями продолжают оставаться наиболее известные лица государства. В 2005 году правительство Украины пользовалось консультационными услугами компании White & Case (бюджет $564,8 тыс.). А тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович и его советник Эдуард Прутник наняли четыре компании: DB Communications (PR, бюджет — $99,9 тыс.), JWI (PR, $195 тыс.), Aleksei Kiselev (лоббизм, бюджет не указан) и Venable (PR, бюджет также не указан). В 2006 году основным пользователем был Блок Юлии Тимошенко, который в тот год начал сотрудничество с TD International (MR). В 2007 и 2008 годах БЮТ продолжил это сотрудничество (более чем на $1 млн.) и подключил к формированию своего имиджа Dezenhall Resources (133 тыс.). В свою очередь, Раиса Богатырева потратила в 2007-м на американских пиарщиков (Glover Park Group) лишь 28 тыс., но по результатам 2008 года ПР расщедрилась уже на $63,8 тыс. на услуги по политическому консалтингу и связи со СМИ, предоставленные компанией Daniel J. Edelman. В первом полугодии 2009 года (данные за весь 2009 год будут только к июню) к списку американских “кормильцев” добавился Владимир Литвин.
Виктория ПОДА
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.