Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

За все годы независимости Украина продала менее 3% объектов государственной собственности

[11:06 13 июня 2016 года ] [ FactCheck, 10 июня 2016 ]

Украина готовится к налоговой амнистии для физлиц и одновременно к ужесточению их налогообложения.

В интервью “Урядовому курьеру” 7 июня Председатель Фонда Государственного имущества Украины Игорь Белоус, отвечая на вопрос сколько должно быть государственных предприятий в Украине, сказал: “… Максимум — 300, а то и 100 … Остальное надо выводить из-под приватизационного запрета … На первом этапе планируем вывести 700 предприятий с 1700 имеющихся. Считаю, что за государством следует оставить только те объекты, которые действительно для нее суперважны. Это атомная энергетика, энергетическая инфраструктура, трубопроводы, железная дорога, порты, леса, земли, госбанки, оборонка … “

ВЕРДИКТ: БЕЗ ВЕРДИКТА

СУТЬ ВОПРОСА:

В Украине по состоянию на 1 января 2016 было больше 1 млн объектов государственного имущества, принадлежащих 24,6 тыс юридическим лицам. Кроме того, государство владеет корпоративными правами в 548 предприятиях. 24,6 тыс юридических лиц находились исключительно в государственной собственности. За все годы независимости Украина продала менее 3% объектов государственной собственности (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели деятельности Фонда госимущества по приватизации государственного имущества с 1992 по 2016 [источник FactCheck на основе отчетов ФГИУ]

 

Таблица-1-рус-версия

В Украине переход к рыночным отношениям и приватизации государственного имущества растянулись на 25 лет, а о ее целесообразности и путях реализации продолжаются дискуссии. Программа проведения приватизации включена в План действий и Программу деятельности Правительства Владимира Гройсмана.

Профильным органом власти, который занимается приватизацией объектов государственной собственности, в стране является Фонд государственного имущества Украины. Он работает с 1992 года. Сейчас Фонд функционирует в соответствии с законом “О Фонде государственного имущества Украины”, принятого в 2011 году. Деятельность Фонда координируется Кабинетом министров Украины. Но Председателя Фонда назначает и освобождает Президент. О деятельности по приватизации госимущества Фонд регулярно отчитывается Президенту Украины, Кабмину и Верховной Раде Украины (сайт органа содержит отчеты о его деятельности с 1999 года).

Согласно первой статье закона о деятельности Фонда, он реализует государственную политику, в частности, в таких сферах:

— приватизации, аренды, использования и отчуждения государственного имущества;

— управления объектами государственной собственности, в том числе корпоративными правами государства относительно объектов государственной собственности, которые принадлежат к сфере его управления;

— защите имущественных прав государственных предприятий, учреждений и организаций, а также корпоративных прав государства на территории Украины и за ее пределами;

— формированию и ведению Единого реестра объектов государственной собственности.

У Фонда есть сеть региональных отделений по всей Украине.

По данным Фонда Государственного Имущества Украины, по состоянию на 1 января 2016 года в Украине действует 3679 государственных предприятий. Ими распоряжаются государственные органы, службы, ведомства, а также местные органы исполнительной власти.

Не все объекты государственной собственности в Украине подлежат приватизации. 7 июля 1999 Верховной Радой Украины был принят Закон “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации”. В документе числится 1478 таких предприятий. Это добывающие, сельскохозяйственные, производственные предприятия и научно-исследовательские институты.

В апреле 2016 Министерство экономического развития и торговли разработало законопроект “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации” относительно некоторых объектов сельскохозяйственной и транспортной отраслей”. Его внес в Верховную Раду премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

В новом перечне насчитывается только 705 предприятий. Среди них 394 подлежат корпоратизации через создание новой публичной подотчетной структуры управления. Последний раз этот законопроект предлагали внести в повестку дня для рассмотрения на заседании Верховной Рады 31 мая 2016.

Законом “О приватизации государственного имущества” объекты государственного имущества делятся на 6 групп:

Группа А — единые имущественные комплексы государственных предприятий, их структурных подразделений, которые могут быть выделены в самостоятельные субъекты хозяйствования, численность работников которых за финансовый год не превышает 100 человек. Объем валового дохода от реализации продукции таких предприятий не должен превышать 70 млн грн. Стоимость имущества предприятий группы А считается недостаточной для формирования уставного капитала хозяйственного общества, в том числе вместе с земельными участками государственной собственности, на которых они расположены;

Группа В — единые имущественные комплексы государственных предприятий, их структурных подразделений, на которых численность работников за финансовый год превышает 100 человек, а объем валового дохода от реализации продукции превышает 70 млн грн. Стоимость имущества этих предприятий считаются достаточной для формирования уставного капитала акционерного общества;

Группа Г — единые имущественные комплексы государственных предприятий и акции акционерных обществ, которые на момент принятия решения о приватизации имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства или признаки доминирования на общегосударственном рынке товаров. Сюда входят предприятия оборонно-промышленного комплекса, уникальные производства, которые используют редкие ресурсы, ноу-хау, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и учреждения.

Группа Д — объекты незавершенного строительства, например: здания, сооружения, передаточные устройства, не введены в эксплуатацию, законсервированные объекты;

Группа Е — акции, доли, паи, принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных организаций и предприятий, основанных на базе объединения имущества разных форм собственности и расположенных на территории Украины или за ее пределами;

Группа Ж — объекты социально-культурного назначения, не подлежащих приватизации.

К объектам социально-культурного назначения относятся объекты образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, искусства и прессы, телевидения, радиовещания, издательского дела; санаторно-курортные учреждения, дома и лагеря отдыха, профилактории, а также другие объекты, предназначенные для удовлетворения социальных и культурных потребностей граждан независимо от стоимости имущества.

Больше всего дискуссий в Украине вызывает продажа государственных предприятий первых трех групп.

Положительным стимулом для начала приватизации для Украины был опыт приватизации в странах, которые входили в группу социалистических стран, в частности в Польше и Чехии. В этих странах приватизация государственной собственности была одним из ключевых пунктов рыночных реформ — быстро и на рыночных принципах там удалось приватизировать большинство предприятий государственных предприятий и в первые 5 лет после распада СССР восстановить экономическую стабильность. Приватизация объектов государственного имущества в Польше и Чехии продолжается, но она все реже становится темой широкого обсуждения.

Вообще, в странах западной и центрально-восточной Европы (по определению Организации экономического сотрудничества и развития) государственной считается любая компания, в которой государство имеет долю собственности.

В европейских странах практикуется сохранять государственные компании только в стратегических сферах, в частности: транспортировке энергоносителей, добыче энергоносителей, оборонной промышленности и транспорте. Но это не значит, что в этих секторах государство является единственным монополистом.

На государственные предприятия в странах ЕС возлагаются следующие функции:

— обеспечивать выполнение стратегических целей государств в оборонной сфере и предоставлять необходимые услуги или товары;

— строить инфраструктуру для функционирования экономики;

— поддерживать новые направления производства или услуг, которые не могут быть в краткосрочной перспективе прибыльными;

— воплотить естественную монополию;

— исправить природную или технологическую катастрофу;

— обеспечить цели государственной службы.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, форма собственности государственных предприятий различается в зависимости от страны.

Украинская практика собственности государственных предприятий не отличается особенно от европейской. Украина имеет отличия только в том, что в государстве приватизация растянулась до сих пор, тогда как в Чехии, Словакии, Венгрии, странах Балтии и Болгарии она практически завершена.

Как показывает аналитика Международного валютного фонда, страны, которые начали быстрее внедрять рыночные реформы и приватизацию госпредприятий, скорее возобновили рост экономики после перехода с плановой на рыночную модель экономики.

Всего в мире доля государственного сектора в ВВП, по данным Всемирного банка, в 2012 году составила 14%. В странах Центральной и Восточной Европы она составила — 16,1%. По сравнению с этими данными, доля государственного сектора в Украине составила в 2012 году 18,3%.

Для Украины одним из успешных примеров приватизации является Польша. В Польше действуют всего 16 государственных предприятий. Хотя, по информации аналитика школы управления УКУ Матеуша Баляса, в 1990 году их было 8,5 тыс.

Таблица 2. Доля государства в некоторых предприятиях в Польше [Источник: FactCheck на основе открытых данных]

Таблица-2-рус

На 99,82% государство в Польше обладает только авиакомпанией LOT. Во всех остальных государственных предприятиях Польши доля государства составляет от 20% до 84%.

Стратегические предприятия, которыми владеет государство, работают преимущественно в оборонной, угольной, оборонной, нефтеперерабатывающей, химической и электроэнергетической промышленности.

Зато в список украинских госпредприятий, не подлежащих приватизации, даже по новой редакции перечня предприятий, запрещенных к приватизации, вошли несколько десятков аграрных предприятий по изготовлению жиров, спирта, добычи ископаемых на карьерах, шелкопрядильных производства.

Автор: Алексей Полторак

Эксперт: Дмитрий Ефремов

Редактор: Александр Гороховский

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.