В украинских городах в ближайшее время может подорожать проезд в автотранспорте. Первые звоночки ценового всплеска уже прозвучали в столице. На днях глава Киевской городской организации работодателей-перевозчиков “Столица” Валерий Липецкий заявил о возможном подорожании проезда в киевских маршрутках на 20 — 25%. Существуют ли варианты избежания подорожания проезда в городском транспорте и каковы возможные решения транспортной проблемы, когда стоимость проезда растет, а удобств при этом больше не становится? Об этом газета спрашивала у транспортников и экспертов.
Напомним, что последний раз тарифы в частных маршрутках повышали после забастовки перевозчиков в марте 2008 года. А уже в октябре того же года стоимость проезда выросла и в коммунальных маршрутках. Сейчас для увеличения тарифов каждый перевозчик, работающий на конкретных маршрутах, должен подготовить экономическое обоснование повышения тарифов и подать их в Главное управление транспорта городской государственной администрации. И только после этого увеличивать цены. По информации Липецкого, в столице уже три перевозчика разработали и подали на утверждение обновленные тарифы.
Отвечая на вопрос о масштабах подорожания проезда, президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева не исключил вариант, что цены вырастут в большинстве городов. По его словам, основные аргументы в пользу ценового роста — постоянное увеличение составляющих тарифа (стоимость топлива, замена запчастей, рост арендной платы, зарплаты и т.д.). Перевозчики же не могут работать себе в убыток, говорит он.
“На протяжении 2009 года цены на топливо внутри страны выросли на 46%. Поскольку в прошлом году организации, предоставлявшие транспортные услуги, сдерживали рост тарифов, то, безусловно, в 2010 году “тарифная пружина” распрямится”, — говорит “Дню” кандидат экономических наук Андрей Новак. Насколько стремительным будет такое распрямление, зависит от запаса технических и финансовых возможностей конкретных перевозчиков в каждом городе, считает эксперт.
Однако от поднятия цен на проезд пострадают и сами перевозчики, уверен Новак. Ведь резкое уменьшение доходов на фоне усиления безработицы заставит пассажиров с частного транспорта пересесть на значительно более дешевый коммунальный. По прогнозам Новака, в среднем от подорожания проезда частные перевозчики потеряют до 15% пассажиропотока. Поэтому нужно искать пути сдерживания цены, предлагает эксперт.
Новак считает, что своевременная компенсация перевозчикам средств за проезд льготных категорий граждан поможет удержать тариф. По оценкам Ревы, на такие цели в пределах страны в 2009 году должны были выделить 400 миллионов гривен. В этом году, говорит он, нужно не меньше. “Если это не произойдет, то сработает естественный экономический фактор”, — говорит Новак. “И тариф вырастет на 20 — 30%”, — добавляет Рева.
В случае же подорожания проезда не удастся снять и вопрос качественного предоставления транспортных услуг. Длиннющие очереди на остановках и до краев забитые маршрутки и автобусы — привычная картина утреннего и вечернего Киева. Когда стоишь в десятиметровой очереди, чтобы попасть в маршрутку, а потом еще час — в автомобильных пробках, сразу спрашиваешь себя, почему цены растут, а качество, в лучшем случае, не ухудшается. Почему не увеличивается количество маршруток в часы пик?
Проблемы с качеством признают и сами автоперевозчики, но при этом еще и добавляют, что решить этот вопрос не удастся и после подорожания проезда на 20 — 25%. Так, Липецкий говорит, что ожидаемое повышение тарифов только поможет покрыть подорожание топлива, замену запчастей, плату за аренду, рост зарплаты и т.д. Только если бы величина составляющих тарифа оставалась неизменной, деньги от повышения могли бы действительно пойти на улучшение качества перевозок, добавляет он.
Низкое качество любых услуг объясняется плохой конкуренцией на рынке, в свою очередь дает объяснение сложившейся ситуации Новак. “Если растет конкуренция на каждом отдельном маршруте, то, конечно, частные автоперевозчики будут пытаться повысить качество своих услуг и получить большее количество клиентов. Если же очевидной конкуренции не будет, то все услуги будут предоставляться минимальные”, — говорит он.
На взгляд Новака, именно принцип конкуренции плохо срабатывает в столице. Так, объясняет эксперт, на первый взгляд, в Киеве значительно больше автоперевозчиков, чем в любом другом украинском городе. Однако, если рассмотреть отдельные маршруты, то заметно, что на них работает государственный коммунальный транспорт плюс еще один или два частных перевозчика. “Это неконкурентная ситуация, принимая во внимание то, что Киев — крупный мегаполис”, — говорит он.
А вот Виталий Рева предлагает повышать уровень транспортного комфорта, создав специальную инвестиционную программу для закупки подвижного состава. При этом, конечно, не стоит и мечтать о воплощении в Украине немецкого опыта, когда мэрия покупает автобусы и передает их бесплатно на три года в аренду перевозчикам, а потом по минимальной цене продает им. Однако создать некоторые инвестиционные преференции можно, убежден он.
Чтобы уменьшить давку в автотранспорте, Рева также предлагает городам лучше продумывать систему транспортных перевозок населения. В ней нужно четко определить, где движутся большие автобусы, маршрутки, троллейбусы и метро. А не так, что по одному маршруту ездят все виды транспорта, а по другому — только один, — говорит Рева. По его словам, именно с учетом мощности пассажиропотока нужно проводить конкурсы по распределению транспортных маршрутов в городе, а не так, что выигрывает тот, кто больше заплатит. На взгляд Ревы, если власти всерьез не возьмутся за этот вопрос, то все тонкости украинского транспортного “комфорта” сполна прочувствуют футбольные фанаты, которые приедут на Евро-2012.
Кстати
У междугородных перевозчиков тоже проблема, и не только с ценой на проезд. Распространенным явлением стала массовая отмена рейсов в связи с погодными условиями, констатируют в Министерстве транспорта и связи Украины. Так, исполняющий обязанности министра Василий Шевченко на днях поручил Государственной администрации автомобильного транспорта изучить ситуацию с многочисленными отменами автобусных рейсов, тщательным образом проанализировать причины, по которым перевозчики отменяют рейсы, и принять все меры для минимизации их количества.
“Наша задача — обеспечить стабильную работу транспортно-дорожного комплекса, в частности, бесперебойное движение автотранспорта и перевозку граждан, — цитирует Шевченко пресс-служба министерства. — В период сложных погодных условий людям, как никогда, необходимо стабильное транспортное сообщение”. С точки зрения министра, количество рейсов, которые эксплуатируются с ограничениями, не может измеряться сотнями, ведь над расчисткой автодорог круглосуточно работают приблизительно две тысячи дорожников. “Если мы информируем, что проезд по автодорогам Украины обеспечен, то, соответственно, причин для отмены автобусных рейсов не может быть”, — заметил он.
Напомним, что в последнее время увеличилось количество рейсов на межобластных автобусных маршрутах, которые отменены или эксплуатируются с ограничениями в связи со сложными метеорологическими условиями. Однако часто под прикрытием непогоды перевозчики отменяют рейсы, которые, на их взгляд, являются нерентабельными, например, к отдаленным населенным пунктам, убеждены в министерстве.
Наталья БИЛОУСОВА
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
13:00 26 ноября
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
11:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.