Вчера глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров заявил, что он лично выбрал на пост главы Одесской таможни Юлию Марушевскую, назначение которой было озвучено Президентом Петром Порошенко на прошлой неделе.
Это назначение наделало немало шуму. Появилась информация о том, что 26-летняя Марушевская назначена на Одесскую таможню в рамках договоренностей между губернатором региона Михаилом Саакашвили и мэром Львова Андреем Садовым. Дескать, Марушевская — жена Маркияна Процива, который работает топ-менеджером в медиа-холдинге Садового.
В интервью РБК-Украина Юлия Марушевская категорически опровергла эту информацию. “Он (муж Марушевской, — ред.) вообще не связан с командой Саакашвили, с которым я давно знакома по его широкой международной деятельности”, — сказала глава Одесской таможни.
Также она критически оценила нынешние методы работы таможни в целом, когда из Киева спускаются планы по наполнению бюджета. Юлия Марушевская заверила, что в ближайшее время подаст инициативы по изменению методов работы Гостаможни, но не смогла уточнить — будет ли она их подавать через Кабинет министров или по вертикали Президента.
— Согласовали ли Минфин и Кабмин ваше назначение?
— Еще в понедельник был приказ — и меня назначили.
— С кандидатурой на должность главы Одесской таможни должен был определиться глава ГФС Роман Насиров, но по результатам конкурса. Однако, по сути, ни ему, ни Кабмину, ни Минфину ничего не оставалось делать, как согласовать ваше назначение, поскольку в пятницу вас, как главу Одесской таможни, уже представил Президент Петр Порошенко.
— Это вопрос не совсем ко мне. Это вопрос внутренней кухни, кто кого утверждает — Президент или Кабмин. Я понимаю, что я назначена, и я хочу выполнить командные цели по работе таможни области.
— Была ли нарушена сама процедура конкурса, поскольку третий тур должен был пройти только на этой неделе, где и должны были рассматриваться кандидатуры 9 претендентов, в том числе, ваша?
— Что касается процедуры, думаю, необходимо об этом говорить с ГФС, поскольку конкурс — это была их инициатива. Я понимаю, что этот конкурс был достаточно условным.
— В чем заключается условность этого конкурса: никого из кандидатов не приглашали, ни с кем не разговаривали, никаких документов не рассматривали? Другие участники конкурса нам рассказывали, что, кроме резюме, конкурсной комиссией ничего другого и не рассматривалось.
— Проведение этого конкурса — не зона моей ответственности. С вопросами о процедуре — к ГФС.
— И все же, что вы, кроме резюме, подавали на конкурс, каково ваше видение развития таможни, какова стратегия, какие KPI вы ставите?
— Мы подавали наше видение таможенной реформы в области, проект зоны таможенного оформления, мы подавали свое видение изменения процедур и список тех людей, которые, собственно, и будут проводить эти изменения на Одесской таможне.
— Президент, представляя вас, сказал, что вы не имеете таможенного образования, но имеете хорошие организаторские способности. В чем они заключаются?
— Может, он имел ввиду те результаты, которых нам удалось добиться пока я несколько месяцев была заместителем главы облгосадминистрации. Речь идет о реорганизации, фактически, административной реформе, которую нам удалось провести, а именно — отобрать глав районов.
Из 6 тыс. заявок мы отобрали 22 новых человека для руководства районами. Это люди, которые прошли международную экспертизу. Например, Беляевский район возглавил Арсен Жумадилов — человек, который имеет иностранное экономическое образование, работал в международных компаниях, был уполномоченным по делам крымских татар.
Примеров я могу привести много, и этот проект был в зоне моей ответственности. В моей сфере деятельности было налаживание сотрудничества, привлечение иностранных фондов, за счет которых была основана политическая школа, где учат управленцев. Это то, чем я горжусь.
Я благодарна за доверие, которое высказал Президент, и, прежде всего, за доверие, которое выразила мне команда. Я понимаю, что все, что мы здесь делаем - это командная игра.
— Вы уже заявили, что намерены работать на таможне всего 4 месяца. Почему так мало или этого как раз достаточно, чтобы выполнить задачи, которые перед вами поставлены? Если вы не оправдаете доверие, если не справитесь с выполнением задач, вы готовы уйти в отставку раньше?
— Мое задание — выполнить конкретные задачи. Если это займет, например, не четыре, а шесть месяцев, то это не будет причиной для того, чтобы я ушла в отставку, если я буду видеть, что проект продвигается. Но если я не справлюсь, не достигну тех целей, которые я ставлю перед собой, мне не нужно будет четыре месяца, чтобы уйти.
Позиция, которую я сейчас занимаю, реформаторская, а не карьеристская. Амбиций по поводу того, чтобы просто быть, например, заместителем главы или руководителем, у меня никогда не было, и быть не может. Моя задача изменить состояние дел, которое сегодня есть в Украине.
— Что вы хотите в первую очередь поменять? Какие конкретные решения вы будете принимать, потому то вы уже заявили, что ваше назначение — политическое и требует принятия конкретных решений?
— Основная задача, которую я ставлю перед собой — упрощение бизнес-процессов и непосредственно процедур, которые сейчас действуют на таможне. Потому что часть системы пронизана коррупцией. Все процедуры и бизнес-процессы выстроены так, что они являются централизованными, субъективными, вообще лишенными возможности быть прозрачными и понятными для клиента.
Опираясь на тезис, что таможня и государство, в общем, являются сервисом, то можно сказать, что государство — сервис для граждан, а таможня — сервис для бизнеса. Поэтому все шаги, которые мы будем предпринимать, будут связаны со сферой обслуживания бизнеса. Мы хотим, чтобы все таможенные процессы были максимально прозрачными для клиента.
— Все, о чем вы говорите, требует изменений в Таможенный кодекс. То есть, от вас следует ожидать таких инициатив?
— Именно так. Вместе с консультантами нами уже разработаны законопроекты, и я надеюсь, что при поддержке общественности нам удастся их продвинуть и, таким образом, изменить процедуры.
— Вы можете конкретно назвать, в чем будет суть ваших предложений? Это изменение подходов к определению таможенной стоимости, усиление ответственности таможенников за принятие неправомерных решений, строительство новых “прозрачных” терминалов?
— По поводу терминалов, вы, наверное, имеете в виду создание зон таможенного оформления. Эта цель есть, и мы уже продвигаемся в этом направлении.
К сожалению, сейчас рано говорить о реализации конкретных законопроектов, рассказывать об их сути, но они уже разработаны. Прежде всего, они предполагают уменьшение возможностей, пространства для злоупотреблений таможенниками и ограничение их полномочий в части, где могут возникать коррупционные действия.
— Имеется в виду максимальная автоматизация процессов?
— Да, предполагается снижение возможностей коррупционного действия, когда руководитель приходит и инициирует те или иные действия, или вмешивается в те или иные вопросы.
Для меня эта ситуация является в корне неправильной. Решения должны приниматься объективно, для этого нужна электронная система. Это позволит исключить коррупционный фактор при принятии любых решений и это очень важно.
Все участники таможенного процесса должны иметь равные права — и это даст возможность конкурентной среде развиваться.
— Вы планируете подавать инициативы через Кабмин , депутатов или сразу через Президента? И когда это будет?
— Будем рассматривать каждое изменение в отдельности, смотреть, как оно работает на практике, а потом будем все вместе подавать. Здесь важен вопрос результата, а не через кого подавать.
— Сроки пока не можете назвать?
— В ближайшее время мы будем готовы это сделать.
— Если вернуться к строительству зон таможенного оформления, где все будет прозрачно, будут новые сотрудники и декларанты смогут быстро подать документы на оформление. В Украине более 90% деклараций подается в электронном виде. В чем тогда необходимость строительства нового терминала?
— Прежде всего, у нас сейчас большинство декларантов подают декларацию не сами, поскольку процессы настолько запутаны и непрозрачны, что это практически невозможно самостоятельно сделать.
Наша задача — упростить эти процессы и, соответственно, эта новая зона таможенного оформления будет предоставлять услугу администрирования, будет способствовать прозрачности бизнес-процессов. Люди, которых мы туда будем набирать, будут совсем новыми и не будут теми таможенниками, которые ставят себе за цель контролировать и проверять все. Это будут люди, обученные на предоставление сервисов.
Чтобы продемонстрировать изменения процессов изнутри, мы будем делать эту новую зону таможенного оформления. Я надеюсь, что со временем это станет примером изменений не только для Одесской таможни, но и для всей Украины.
— В команде Михаила Саакашвили уже говорили о том, что на Одесской таможне будет оформляться все по первому методу. Не опасаетесь ли вы того, что по всей Украине упадет таможенная стоимость и все потоки, в том числе, серые, будут переориентированы на Одессу? Таким образом, вы повысите объемы, количество оформленных грузов, но в целом таможенная стоимость по стране упадет.
— Мы сейчас как раз изучаем этот вопрос. Эти шаги нужно делать осторожно.
Мы начнем этот проект с тех плательщиков, которые зарекомендовали себя как честный бизнес, работающий с хорошими партнерами в Европе или в других странах. Очевидно, что по поводу таких компаний вопросов быть не может.
В тех аспектах, где у нас возникают сомнения, мы сейчас изучаем, как наработать эту систему, чтобы она работала правильно и прозрачно. Разумеется, если речь идет о поддельных компаниях, или компаниях, являющихся резидентами стран, где все не так цивилизованно, они не могут идти по этой процедуре, поскольку представляют риск для нашей экономики. А если это признанный международный бренд — почему нет?
— Кабмин в сентябре принял постановление №724 об установлении ориентировочных индикативов таможенной стоимости. Это привело к тому, что на какое-то время оформление грузов в Украине просто остановилось. Саакашвили достаточно негативно отзывался об этом постановлении правительства. Раз уж вы берете на себя функции по наработке законопроектов, будете ли вы инициировать отмену данного документа?
— Мы сначала будем инициировать изменения на Одесской таможне. В дальнейшем будем детально прорабатывать и этот вопрос шаг за шагом.
— Какой будет ваша кадровая политика?
— Сейчас есть группа конкурсантов, украинских и грузинских, с которыми мы уже сотрудничаем. У них есть опыт в таможенном деле.
Мы еще продолжаем набирать людей, а дальше, шаг за шагом будем все процессы обновлять. Но все же, основная задача — изменить процедуры. И, в соответствии с этим, уже подбирать кадры.
Мы понимаем, что когда мы сформируем честные процессы, то много таможенников, которые есть сейчас, уже не смогут жить при новой системе. При адекватной системе их не будет. Если будут приняты законы, которые мы разрабатываем, то другие изменения будут проходить автоматически.
— Эксперты, таможенные брокеры, да и сам бизнес, который работает на Одесской таможне, говорят, что реально управлять таможней будете не вы, так как не имеете определенного таможенного образования и опыта. Кто же тогда будет реально управлять таможней? Называют, например, имя Георгия Цхакая, который сейчас советник Саакашвили, но в Грузии возглавлял службу доходов.
— Мы с этим человеком общались, он состоит в рабочей группе, которая работает над изменениями в законодательство, у нас командная игра. Мы будем с ним сотрудничать.
Но, в конце концов, мы строим систему ответственности, и я не имею права перекладывать ее на кого-то еще.
— Очевидно, что документы будете подписывать вы, но глобально управлять может и он.
— Я же не самоубийца, чтобы подписывать те документы, по которым я не принимаю решения.
— В июле Саакашвили заявлял, что его команда разработала план, с помощью которого за 100 дней возможно почти полностью перекрыть контрабандные потоки в Одесской области. Я понимаю, что вы проработали несколько дней, но в каком объеме вы оцениваете контрабандные потоки и теневой рынок на Одесской таможне?
— Мне оценить сложно. И в стране нет органа, который бы мог оценить теневой рынок.
— Есть. Минэкономики оценивает объемы теневого рынка в размере 42% от общей экономики.
— Мне кажется, что нельзя так точно оценить объем теневого рынка. Не знаю, как можно называть настолько конкретные цифры и на чем они базируются, но очевидно, что масштабы контрабанды в Одессе велики.
Работу в этом направлении мы уже выполняем. По этому вопросу у меня в ближайшее время будет собрана информация. Мы активно работаем в этом вопросе с силовым блоком и пограничниками, которые также владеют информацией.
— То есть, нельзя исключить, что в Одесской области объем контрабанды больше, чем в других регионах. Тогда вопрос ваших личностных рисков. Наверняка будут “ходоки” к вам с просьбой что-либо растаможить за определенную плату. Что вы им будете говорить?
— Я осознанно отношусь к вопросу личной безопасности. Я понимаю, что преступные группы, которым придется противостоять, настолько масштабны, что один-два охранника вопрос не решат. Я осознаю этот процесс, я понимаю, что это небезопасно, но я взяла на себя риски — и в охрану играть не буду.
Я думаю, что вопросы коррупции и взяток с моим назначением отпадают сами собой. Я работаю несколько дней — и еще никто не пришел и не сказал мне что-то растаможить. Таких походов ко мне в принципе быть не может, поскольку для тех, кто хочет нелегально чего-то добиться, они будут безрезультатны.
— Одна из проблем — вопрос модернизации таможни. Когда и как вы планируете обеспечить терминалы сканирующими устройствами, за счет каких средств, будут ли вестись переговоры с европейскими партнерами о предоставлении технической помощи?
— Перед тем, как модернизировать терминалы, нужно, в первую очередь, изменить процессы. У нас есть модернизированные терминалы, но их сознательно выводят из рабочего состояния, на них сознательно не проводятся процедуры, которые должны проводиться.
Мы должны изменить процессы так, чтобы это все работало эффективнее, в том числе, с учетом ведомственных процедур, во-вторых, так, чтобы на пропускных пунктах изменилось отношение к бизнесу, чтобы было понимание того, что вскрывать, досматривать или еще что-то — это крайняя необходимость или угроза совершения преступления.
Работа с международными партнерами уже ведется, мы общаемся. Но я не вижу оснований брать техническое обеспечение до тех пор, пока мы не изменили процедуры.
— Как вас встретили на таможне? Какие решения были приняты вами сразу после назначения, не саботируют их выполнение?
— Мы работаем с субботы. Я встретилась с руководителями подразделений, пообщались, обсудили наше видение дальнейшей работы. Спасибо, что они демонстрируют готовность к работе.
Для меня здесь важно, чтобы те, кто может перестроиться, перестроились. С теми, кто не может перестроиться на новый формат работы, у нас компромиссов не будет.
— То есть, пока саботажа не было и каких-то кадровых решений вы не принимали?
— Да, сейчас работаем в той части, где были проблемы. На несколько дней были приостановлены платежи в бюджет — по причине отсутствия руководителя. Мы сейчас возобновляем эти процессы, чтобы не было никакой задержки.
— А какой объем был не выплачен? Вот, кстати, в сентябре Одесская таможня не выполнила план.
— Я сейчас точно вам не скажу, нужно поднимать план.
— Как вы относитесь к планам по наполнению бюджета, которые спускаются сверху?
— Это противоречит нашим принципам. Если мы говорим, что наша цель — понятный и прозрачный сервис, то планы — это абсурд. Но это реальность и такие правила игры нам в начале придется принять.
Я хочу это изменить, так как перед нами должны стоять немножко другие задачи — построение сервисов, регуляция прозрачных процедур, а не собирание денег.
— Одесская таможня дает 10% поступлений. Это достаточно много.
— Я это понимаю.
— Очень много информации появилось в интернете после вашего назначения. Среди прочего, говорилось о том, что вы являетесь креатурой мэра Львова Андрея Садового, поскольку ваш муж Маркиян Процив работает топ-менеджером в его медиа-холдинге. Рекомендовал ли вас Андрей Садовой Михаилу Саакашвили?
— Это настолько притянуто за уши и звучит настолько абсурдно, что я даже не знаю, как это могу прокомментировать. Абсолютно придуманная ситуация.
Мой муж работает на ТРК “Люкс”, но при этом он — операционный менеджер, и мое назначение никак с ним не связано. Он вообще не связан с командой Саакашвили, с которым я давно знакома по его широкой международной деятельности. Год назад он пригласил меня в киевский проект по упрощению административных процедур.
— А как вы оказались в Одессе на должности главы департамента по привлечению инвестиций и развития, а потом на должности замглавы облгосадминистрации? Это личное предложение Саакашвили?
— Тут роль сыграла моя репутация и опыт работы с международной сферой, а также то, что мы раньше работали с его командой. Они видели, как я работаю. Я видела, как они работают, они меня пригласили сотрудничать.
Были и предложения от политических сил, но в Одесской области я увидела единственный реальный шанс что-то изменить.
— А какие политические силы вас приглашали?
— Их несколько, но в контексте выборов я не хочу об этом говорить. У меня хорошие контакты с политиками на Западе, много общалась с политиками высшего эшелона. Но у наших политиков я не видела желания что-либо менять.
Наталья НЕПРЯХИНА
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.