Закрыв украинскую “дочку”, венгерский лоукост решил сразу несколько проблем. Во-первых, Wizz Air оптимизирует сеть; во-вторых, сокращает издержки. И, как следствие, делает компанию более привлекательной для инвесторов. Летом 2015 года начнутся торги ее акциями.
Wizz Air c 20 апреля прекращает работу своего украинского подразделения. Часть рейсов остановлена, часть авиакомпания планирует передать своей материнской структуре.
Правда, для этого, как минимум, надо подать заявку в Госавиаслужбу. Ее глава Денис Антонюк сообщил Hubs, что пока такого обращения не было.
“Мы со своей стороны отработаем все запросы и, если они правильно оформлены, позитивно рассмотрим”, — уверяет Антонюк. В Wizz Air к моменту публикации не ответили на вопросы Hubs.
Без согласования с регулятором венгерский лоукост сможет летать из Киева только в Лутон и Будапешт. Остальные назначения изначально были оформлены на украинскую “дочку”.
На три фронта
Появление лоукоста в конце нулевых наделало шуму на украинском рынке. Заявление об уходе и вовсе стало сенсацией. В релизе, который распространил перевозчик, указаны две причины: девальвация гривны и нестабильность на Востоке страны.
Андрей Гук, представляющий в Украине интересы турецкого лоукоста Atlasjet, считает этот список неполным. Не последнюю роль в решении закрыть “Визз Эйр Украина” сыграла позиция Госавиаслужбы. Регулятор не давал новых направлений компаниям, которые могли составить конкуренцию МАУ, — утверждает Гук.
Не вышло и обещанной либерализации полетов за границу. Договор об “открытом небе” с ЕС так и не вступил в силу. Вдобавок ко всему на украинском авиарынке началась “война порядков”. Свои правила выдачи назначений на рейс разработали и Министерство инфраструктуры, и Госавиаслужба.
Не заработал ни один из документов. Новые нормативы министерства в суде оспорила МАУ, регулятора — Atlasjet. Пока выигрывает флагман украинской авиации. Окружной админсуд Киева в марте отменил приказы министерства.
Для Wizz Air это означает потерю назначений в Барселону, Рим и Варшаву, которые в октябре успело выдать министерство.
Если к тому же вступят в силу новые правила Госавиаслужбы, рассчитывать на новые рейсы компания сможет лишь при двух условиях: если возобновит внутренние рейсы, и если большую часть акций перепишет на украинских собственников.
В принципе, первая проблема для Wizz Air не в новинку. Когда она выходила на украинский рынок семь лет назад, перед ней стояла та же задача.
Прежний министр транспорта Иосиф Винский настаивал, чтобы компания стартовала с перелетов между украинскими городами. “По украинским правилам первая лицензия выдавалась исключительно на внутренние рейсы, — рассказывала Forbes первый директор украинской “дочки” Wizz Air Наталья Казмер. В результате перевозчик полетел из Киева во Львов, Симферополь и Одессу, а из Львова — в Симферополь.
Но место украинских городов в маршрутной карте быстро сменили европейские мегаполисы и их пригороды. Airbus 320, на которых летает Wizz Air, оказался слишком большим для внутренних перевозок и летал полупустым.
Ради того, чтобы остаться на рынке, Wizz Air вполне мог бы возобновить внутренние перелеты. Но есть ли рынок?
Только бизнес
Начав с одного самолета в 2008-м, украинская “дочка” “Виззов” за пять лет довела свой парк до четырех машин. Кроме столицы, перевозчик открыл полеты за рубеж из Львова, Донецка и Харькова.
Динамичный рост оборвали аннексия Крыма и война на Донбассе. Рейсы из восточных городов пришлось закрыть, попали под сокращения даже благополучные Киев и Львов. Два самолета — половину авиапарка — Wizz Air вернула лизингодателю.
“Компания закрывает подразделение в Украине, потому что не видит перспектив, — считает владелец фирмы “Тревелдеск”, экс-директор по развитию новых рынков МАУ Сергей Кадученко. — Упали бизнес-активность и благосостояние населения, туристический поток сошел на нет. Фактически сегодня остались только деловые пассажиры”.
Подтверждает плачевное состояние украинского рынка Александр Ланецкий, директор латвийской консалтинговой компании Friendly Avia Support: “В прошлом году украинский рынок обвалился на 25%. В этом году, скорее всего, обвалится еще на 50%. Возить будет некого. Поэтому “Визз Эйр Украина” и закрывают”. В прошлом году ушла с рынка регулярных перевозок “ЮТэйр-Украина”, еще раньше — симферопольская AirOnyx.
Не стоит напрямую связывать закрытие компании с действиями регулятора, — считает Ланецкий. Материнская компания Wizz Air Hungury последнее время пытается сократить расходы и проводит реорганизацию. С 3 марта ее акции включены в листинг Лондонской фондовой биржи. На лето запланировано начало торгов.
“Компания работает более 10 лет. И только несколько раз ей удавалось закончить год с прибылью. Последнее время руководство Wizz Air пытается исправить ситуацию”, — поясняет консультант.
Внутренние реформы идут на пользу. В 2014-м группа Wizz Air заработала немногим более 1 млрд евро, чистая прибыль — 88 млн.
Украинское подразделение сработало в плюс (получило 27 млн гривен чистой прибыли) лишь на пятый год работы — в 2012-м. В 2013-м началась революция, в 2014-м — аннексия Крыма и война на Донбассе.
Добавила нестабильности девальвация. В результате цены “виззов” росли, конкуренты из МАУ их, наоборот, снижали. При заблаговременной покупке на одни и те же направления (Милан, Мюнхен, Барселона) у регулярного перевозчика билеты можно было купить дешевле, чем у лоукоста.
“Мы не боимся конкуренции с ними и не пытаемся им противостоять. Их приход — это реалии рынка, который меняется. МАУ — тоже. Поэтому мы заимствуем определенные инструменты из лоукост-модели”, — рассказывал журналистам президент МАУ Юрий Мирошников.
Конфликт вокруг Госавиаслужбы не объясняет и другую статистику. В портфеле украинской “дочки” Wizz Аir — несколько десятков полученных разрешений на полеты, но компания задействует далеко не все. “По результатам 2014 года “Визз Эйр Украина” использовал 56% своих назначений, рассказывал Hubs коммерческий директор компании Владислав Третьяк.
Что дальше?
В Министерстве инфраструктуры обещают компании помощь, если Wizz Air передумает уходить. Согласится ли перевозчик?
“Что бы ни предложило правительство, это никак не изменит причин, по которым Wizz Air покидает нашу страну — бедность украинцев и страх иностранцев летать в украинские аэропорты, — считает Сергей Кадученко. — Даже если в министерстве предложат новые направления, не думаю, что это повлияет на их позицию”.
Единственное, что может заинтересовать Wizz Air — доплата от государства за каждого перевезенного пассажира, допускает Ланецкий. Подобная схема действует в Грузии. Правительство страны доплачивает компании за каждого пассажира, прилетающего на борту Wizz Air в новый аэропорт Кутаиси.
Украине заимствовать эту схему смысла нет. “65% прилетающих в Кутаиси — иностранцы, которые тратят свои деньги в Грузии. Поэтому дотирование компании грузинским правительством оправдывает себя, — поясняет Ланецкий. — В нашем случае 85% пассажиров — украинцы, которые тратят свои деньги за границей”.
Объявив о закрытии украинского подразделения, материнская Wizz Air планирует оставить за собой четыре направления: Англия, Венгрия Германия и Польша. И вполне может получиться, что после закрытия украинской “дочки” полеты на Wizz Air подешевеют. После объявления об оптимизации цены на билеты снизились примерно вдвое. Дело за малым — согласовать назначения с Госавиаслужбой.
Виталий ЕРМАКОВ, Андрей САМОФАЛОВ
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
09:00 23 ноября
08:00 23 ноября
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.