В начале октября Украина получила очередной кредит в размере 400 млн евро для поддержки малого и среднего бизнеса, на этот раз от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
На самом деле мы его уже получали в 2015 г. и за два года должны были бы эти средства раздать мелким предпринимателям, стимулируя их рост. Не сложилось: к июню 2017-го выборка средств так и не началась, льготный период погашения кредита прошел, а денег бизнес так и не увидел. Только 50 тыс. евро комиссионных зря потратили. А до этого, в 2012-м, мы договорились о предоставлении небольшого, миллионов на десять евро, кредита от KfW для тех же малых предпринимателей, но тоже ничего не раздали. Очевидно, предчувствуя, что и нынешние 400 млн никто не увидит, правительство уже договорилось со Всемирным банком о выделении нам еще 150 млн долл. для поддержки все тех же мелких предпринимателей и еще 400 млн евро — малого и среднего бизнеса, занятого в агросекторе. Гарантийные соглашения уже подписаны, только нет никаких гарантий того, что малый бизнес эти деньги получит, да и что они вообще когда-нибудь придут в Украину.
Увы, ситуации не помогли заверения правительства и лично премьер-министра Владимира Гройсмана, что в сфере реализации проектов за средства доноров будет наведен порядок. Не исправили ее и заявления наших международных партнеров, что прогресс будет и очень скоро. Мы по-прежнему пишем красивые проекты, мастерски проводим переговоры, торжественно сообщаем о выделении очередной помощи. Но саму помощь забирать не спешим — кредиты не выдаем, дороги не строим, инфраструктуру не модернизируем. Все силы бросаем на написание новых проектов и выделение новых кредитов. Нашему портфелю проектов с МФО позавидовали бы многие страны, пока не увидели бы реальные результаты этого сотрудничества.
Анализ использования средств МФО, проведенный Счетной палатой, свидетельствует о систематическом невыполнении плановых показателей выборки кредитных средств в 2014-м, 2015-м и 2016 г. и, соответственно, о неудовлетворительном уровне их использования. Парадоксально, но чем больше создается рабочих групп, чтобы исправить ситуацию, тем хуже выборка. Если в 2014 г. показатель выполнения составил 70,5%, то в 2015-м — уже только 47,5, а в 2016-м — всего 42,4%.
На сегодняшний день портфель активных инвестиционных проектов МФО на стадии реализации состоит из 33 проектов на общую сумму около 3,1 млрд долл. и 4,8 млрд евро. Внушительные деньги, это больше, чем мы можем привлечь от МВФ, и больше, чем смогли получить на рынках внешних заимствований. А главное, это очень дешевый ресурс со ставками порядка 0,5—1% годовых и сроком погашения 15—25 лет.
Бонусом к этому ресурсу, как правило, идут инновационные проекты, обучение нашего персонала, выездные тренинги, актуальные IT-решения и прочие достижения прогрессивного человечества, которыми с нами готовы поделиться кредиторы, если мы только проявим инициативу и начнем не только просить деньги, но и брать их.
За период с 2014-го по 2016 г. привлечено 2,4 млрд долл. и 2,5 млрд евро, в том числе от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) — 2,1 млрд долл., Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — 300 млн долл. и 150 млн евро, от ЕИБ — 2,07 млрд евро и KfW — 367 млн евро. Успехи в их освоении более чем скромные, многие проекты реализованы лишь частично, сроки выполнения давно прошли и продлеваются из года в год. Темпы создания новых проектов и подписания соглашений о выделении очередных средств на те же нужды не ослабевают.
За последние годы структура нашего портфеля проектов МФО начала меняться, теперь в нем преобладают инвестиционные проекты, обеспечивающие энергоэффективность и энергонезависимость, а также модернизацию инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора. Второй по объемам привлекаемых средств остается транспортная отрасль. Однако ни энергоэффективностью, ни хорошими дорогами мы пока похвастаться не можем, как, впрочем, и успехами в секторе ЖКХ.
В данный момент на этапе реализации восемь проектов МФО, касающихся развития транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве четырех автомобильных дорог, улучшении железнодорожного сообщения и строительстве метрополитена в Днепре. А еще об освоении 1,1 млрд долл. и 1,2 млрд евро на все эти цели. Ответственными исполнителями проектов являются — Укравтодор, Минфин и городская рада г. Днепра, соответственно. И по всем восьми проектам выборка средств неудовлетворительная.
И к стыду нынешнего правительства, темпы реализации многих проектов снизились именно при его каденции. Например, в 2012 г. Украина договорилась с Всемирным банком о выделении 450 млн долл. на реконструкцию автодороги М-03 Киев—Харьков на участке от города Лубны до Полтавы. Выборка средств по проекту, который должен закончиться в конце следующего года, на сегодняшний день составляет 53%. И что любопытно, в 2013-м и 2014 г. правительство умудрялось осваивать по 80—85 млн долл., а вот в 2015-м — только 44,6 млн, в 2016-м — лишь 20 млн, а за неполный 2017-й сумма не дотягивает даже до 8 млн. При такой динамике еще 260 млн мы за следующий год точно не освоим, а главное, хороших дорог европейского уровня в стране не добавится.
А вот что мешает реализации проекта по реконструкции системы водоснабжения в Черновцах? Войны там нет, все документы подписаны, ответственные в лице КП “Черновцыводоканал” есть, контролеры в лице Минфина, обладминистрации и горрады тоже, грант в 3 млн евро на разработку проектной документации получен. Чего еще не хватает, чтобы выборка по проекту, начатому в январе 2016-го, наконец началась? По плану, реконструировать водоканал должны к концу 2018-го, объективно и к 2020-му не управятся.
Проект развития городской инфраструктуры за 400 млн долл. начат в 2014 г. До сих пор на инфраструктуру потратили всего лишь 9 млн. Его суть в предоставлении предприятиям-участникам проекта помощи в улучшении качества и надежности их услуг. Например, в повышении эффективности использования энергии, восстановлении и замене поврежденных систем водоснабжения и водоотведения, переработке твердых отходов, решении проблемы очистки стоков и безопасной утилизации твердых бытовых отходов. Разве не благородное начинание? Видимо, нет, раз за все это время не нашлось желающих воплотить его в жизнь.
В течение последних трех лет на стадии подготовки находилось 32 совместных проекта Украины с МБРР, ЕБРР, ЕИБ и KfW. Из них начата реализация 23 проектов, три проекта отменили, так и не дождавшись адекватных действий с нашей стороны, а еще четыре совместных с ЕБРР и ЕИБ проекта на 1,6 млрд грн так долго готовились исполнителями, что сроки их реализации приходилось продлевать трижды. В среднем от подписания соглашения до начала реализации проходит от девяти месяцев до года. Что говорит о том, что с подготовкой у нас все так же плохо, как и с реализацией.
Наиболее критическая ситуация, по оценкам Счетной палаты, в секторе ЖКХ — процент выполнения планового показателя использования средств по этим проектам уменьшался ежегодно и в 2016 г. составил всего 10,4% (в 2014-м — 113,9%, в 2015 г. — 33,6%). Увы, итоги текущего года тенденцию лишь подтвердят. Подготовка чиновников на местах лучше не стала, а большинство этих проектов реализуется как раз на местном уровне.
Тенденция к уменьшению выборки наблюдается и по проектам, ответственным исполнителем которых является Минэнергоугольпром. В 2014-м на реализацию энергетических проектов выбрали 72% выделенных средств, в 2015-м — 64, в 2016-м — уже 55%.
Проблемными вопросами, негативно влияющими на состояние выборки средств МФО, являются отсутствие стратегий реформирования соответствующих секторов и сфер (энергетики, транспорта и пр.), необходимость внесения изменений в законодательство, которая всегда сопряжена с политическими рисками, неадекватно долгая подготовка тендерной документации, особенно на местах, и общая институциональная неэффективность как бенефициаров проектов, так и ответственных исполнителей. Для понимания динамики, всего за 2014—2016 гг. мы выполнили плановые показатели использования средств МФО на 49,4%, а в 2011-м — на 93, в 2012-м — на 78, в 2013-м — на 69%.
Неудовлетворительное состояние использования средств МФО — это результат неэффективного надзора и контроля над реализацией. К какой бы сфере ни относился тот или иной проект, его ответственным исполнителем в подавляющем большинстве случаев является профильное министерство или другой центральный орган исполнительной власти. И нынешнему правительству можно смело поставить неуд за проведенную работу, так как оно умудрилось ухудшить показатели, которые и раньше были далеки от идеальных.
Юлия САМАЕВА
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.