На прошлой неделе премьер устроила масштабное шоу: Кабинет Министров одобрил сразу 25 правительственных постановлений и законопроектов, призванных упростить ведение предпринимательской деятельности. Учитывая, что только представителей малого и среднего бизнеса в Украине, по разным оценкам, от 1,2 млн до 1,5 млн человек, а также разрыв в 2,5 млн голосов между кандидатами в президенты Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем, такая законодательная продуктивность не лишена здравого предвыборного смысла. Впрочем, львиная доля этих спешно принятых нормативов как всегда останется простой декларацией о намерениях.
Налоговую приструнили
Чтобы достучаться до сердец предпринимателей, команда Юлии Тимошенко использовала беспроигрышный вариант, устроив показательное закручивание гаек налоговой. Одно из первых в пакете утвержденных постановлений пересматривает правила трактовок фискалами своих законодательных норм. “ГНАУ лишили права оформлять разъяснения в виде писем, которые местные инспекции в прошлом году получали пачками. Многие из них противоречили друг другу, сбивая с толку не только бухгалтеров, но и самих налоговиков. Главная проблема была в том, что поскольку эти документы не являлись регуляторными актами, суд не принимал жалобы на такие письма и действия налоговой, работавшей на их основании. Теперь же все разъяснения должны быть оформлены в виде приказов. Это позволит застопорить нарушающие закон разъяснения уже на стадии их утверждения, поскольку каждый такой приказ будет проходить оценку на соответствие действующему законодательству, а также выноситься на публичное обсуждение, как того требует процедура принятия регуляторных актов. Кроме того, приказы можно будет обжаловать в суде”, — пояснил суть новации президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. Согласно постановлению все изданные ранее разъяснения ГНАУ должны быть оформлены в виде приказов в течение ближайших трех месяцев.
Ряд новых правительственных документов решает узкоотраслевые проблемы. Постановление “О внесении изменений в некоторые постановления Кабмина относительно застройки” устанавливает, что прием документов и выдача разрешений на подготовительные работы осуществляются в разрешительном центре по месту нахождения объекта строительства, то есть в районе или городе. Аналогичная процедура предусмотрена и для выдачи разрешений на строительство, принятие документов на получение сертификата соответствия здания государственным нормам для введения его в эксплуатацию. Ранее все эти действия осуществляли лишь разрешительные офисы в областных центрах.
Разрешительные процедуры откорректированы и в сфере перевозок. Согласно постановлению “Об упорядочении системы выдачи разрешений на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом” функции оформления, учета и выдачи разрешений на перевозки передаются от коммерческой компании подразделению Минтранссвязи. В структуре ведомства в двухнедельный срок должна быть создана служба международных автомобильных перевозок и утвержден порядок выдачи ею соответствующих разрешений. Также министерство обязали размещать на своем официальном сайте объемы квот на проезд транспортных средств и информацию о выданных разрешениях на перевозки. Сейчас их оформлением, учетом и выдачей занимается госпредприятие “Служба международных автомобильных перевозок”, созданное при Минтранссвязи. Как поясняют в Госкомпредпринимательства, ГП “СМАП” устанавливало неоправданно высокую плату за разрешения на перевозки, поэтому его функции необходимо вернуть министерству. В профильной Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины не питают иллюзий относительно эффективности предложенных правительством пертурбаций. “Пока будет существовать дефицит разрешений, пока будет искушение их придерживать и продавать в конце года втридорога, ситуация не изменится вне зависимости от того, кто будет этим заведовать — чиновники министерства или сотрудник коммерческой компании Минтранссвязи. Если данную функцию переложат на госструктуру, то главный вопрос — а будет ли на это достаточно финансирования или же им придется самостоятельно искать возможности “прокормиться” за счет коррупционных схем”, — прокомментировала новое постановление начальник департамента организационно-юридического обеспечения АсМАП Елена Медведева.
Взяли количеством
Желая показать безграничную заботу о бизнесе, правительство решило сделать ставку не на качество, а на количество принятых нормативов. Распоряжением “О внесении изменений в распоряжение Кабмина от 9 сентября 2009 г. №1087-р” все госструктуры, которые принимают отчеты в электронном виде (ГНАУ, Пенсионный фонд, Госкомстат, Центр занятости, фонды социального страхования, Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, а также Минтруда и соцполитики), должны обеспечить компаниям возможность отчитываться на бумажных носителях. Хотя действующее законодательство и без правительственной указки предоставляет компаниям право самим выбирать, в каком виде отчитываться перед контролерами: в бездокументарной форме или на бумаге. Распоряжение также обязывает Госкоминформатизации и Госспецсвязи в течение двух месяцев разработать унифицированные форматы подписей цифровых данных для всех госорганов, поскольку сегодня практически каждый контролирующий орган имеет свой формат доступа, из-за чего предпринимателям приходится покупать разные виды “ключей” и, соответственно, программного обеспечения для их обслуживания. Впрочем, вряд ли нынешний Кабинет Министров проконтролирует исполнение данного поручения, что позволит указанным ведомствам просто спустить его выполнение на тормозах.
Скорее всего, правительство не сможет обеспечить и реализацию другого своего документа — постановления “Некоторые вопросы предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства кредитно-гарантийной поддержки”. В нем оговаривается создание на базе Украинского и региональных фондов поддержки предпринимательства фондов кредитных поручительств. Они будут предоставлять поручительства заемщикам — представителям малого и среднего бизнеса, не имеющим надлежащего обеспечения. В бюджете-2010 на кредитно-гарантийную поддержку предпринимателей предлагается предусмотреть расходы в размере 0,15% доходной части бюджета (но не менее 200 млн грн. для поддержки фондов кредитных поручительств и 100 млн грн. — на льготное кредитование). “Бизнес скептически относится к таким программам, поскольку понимает, что деньги распределяются кулуарно. Во-первых, никто на местах не заинтересован в распространении информации о том, что такие ресурсы есть. А во-вторых, гораздо эффективнее было бы эти деньги потратить на организацию инфраструктурных работ, в которых малые и средние предприятия выступили бы исполнителями и смогли заработать деньги. По нашим подсчетам, 27 регуляторных актов Кабмина, изданных в 2009 г., в случае проведения реальных консультаций с бизнесом либо вообще не появились бы на свет, либо имели бы совершенно иной вид. И это подтверждает тот факт, что впоследствии значительная часть документов была отменена самим же правительством”, — рассказал директор Всеукраинского центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк.
Дембельский аккорд
Помимо принятия собственных постановлений правительство приняло решение направить в парламент 10 законопроектов. В частности, изменения в Закон “Об основах госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” предполагают уменьшить вдвое количество проверяющих органов, законопроект “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” предлагает привязать предельные объемы выручки физлиц-упрощенцев к размеру минимальной заработной платы. Ставку же единого налога для предприятий, работающих на нем, снизить с 10 до 8%, если НДС не уплачивается, и с 6 до 4%, если “упрощенец” зарегистрирован плательщиком этого налога. Еще одним проектом закона — “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно консолидации в одном контролирующем органе исполнения функций по совершению контроля над полнотой и своевременностью взыскания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на обязательное государственное соцстрахование” — предлагается передать все функции проверок по уплате налогов и сборов ГНАУ. Законопроект “О внесении изменений в Закон “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” отменяет около 30 видов лицензий и упрощает условия их выдачи для лицензируемых видов бизнеса. Впрочем, совсем не обязательно, что все эти документы предстоит внести в парламент нынешнему Кабмину, да и его сменщикам придется немало потрудиться, чтобы воплотить их в законы в отсутствие в ВР хотя бы ситуативного большинства.
Алексей НАБОЖНЯК
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.