Железнодорожников не устраивают низкие зарплаты, плачевное состояние техники, а также руководство “Укрзалізниці”. На самом государственном предприятии на это пока что закрывают глаза, но эксперты говорят, что бессрочная забастовка может обернуться серьезными последствиями как для предприятий, так и для обычных пассажиров украинских поездов. Кроме того, к забастовке присоединяются все больше машинистов. “Вести” разобрались в причинах конфликта, его вероятных последствиях и возможных вариантах выхода из него.
Протесты начались в депо “Кривой Рог” и “Синельниково” в Днепропетровской области, “Коростень” в Житомирской, “Запорожье” в Запорожской, “Кременчуг” и “Полтава” в Полтавской области, а также в киевском депо “Дарница”. Ежедневно к ним присоединяются другие депо.
Инициировал акцию Свободный профсоюз машинистов локомотивного депо “Кременчуг”. Машинисты требуют привести подвижный состав в соответствие с техническими условиями эксплуатации, повысить им зарплату до европейского уровня, вернуть железнодорожникам возможность выхода на пенсию по выслуге лет, а также желают, чтобы в отставку ушло правление “Укрзалізниці”.
Лидер профсоюза Сергей Москалец утверждает, что бастуют машинисты, не нарушая служебных инструкций. То есть они отказываются управлять локомотивами по причине их неисправности, несоответствия стандартам безопасности и регламентам. Привлечь к ответственности или уволить бастующих поэтому невозможно.
“Мы делаем все в соответствии с инструкциями. Мы строго выполняем требования безопасности. Локомотивы осматривают комиссии, локомотивные бригады их не принимают, потому что они неисправны.“Укрзалізниця” не занимается безопасностью пассажиров, а занята вопросами наполнения своих карманов”, — говорит Москалец.
Такую забастовку называют “итальянской”, поскольку таким же образом боролись за свои права железнодорожники Италии в 1904 году. Участники “итальянской” забастовки не прекращают работу и не отказываются выполнять свои должностные обязанности, но выполняют их строго в соответствии с законодательством, требованиями техники безопасности и нормативными актами своего предприятия. Как правило, в таком режиме практически любое предприятие работать не может, но и к бастующим не придраться, поскольку свои обязанности те выполняют исправно.
“Мы и так повысили зарплату”
В “Укрзалізнице” “Вестям” сообщили, что пока забастовки не представляют проблемы для пассажиров, перевозки осуществляются в штатном режиме. “Единичные случаи отказа от выполнения служебных обязанностей по тем или иным причинам не повлияли на процесс перевозок.
Попытки организовать забастовки также не поддерживает крупнейший профсоюз “Укрзалізниці”. Трудовой коллектив предприятия считает такие методы деструктивными”, — сообщает “Укрзалізниця”.
На предприятии заявляют, что за последние 4 года там почти вдвое увеличили фонд заработной платы железнодорожников и расширили социальные гарантии для работников. “Фактическое повышение уровня заработных плат в отрасли за период с 2016 года по сегодня составило более 70%, а для отдельных категорий работников, в частности, машинистов, такой рост достиг 90%.
Тогда как еще в 2015 году средний уровень заработной платы в отрасли составлял — 4622 грн, в 2017 — 7886 грн и на конец года будем иметь около 10 тыс. В частности, среднемесячная заработная плата машиниста локомотива в 2015 году составляла — 7629 грн, а в 1 квартале 2018 — 18006 грн”, — говорят на государственном предприятии. Впрочем, это все равно почти вдвое меньше, чем, например, в Польше.
Сергей Москалец. Один из тех, кто не боится отстаивать права железнодорожников.
Акции протеста продолжаются уже четвертые сутки, и железнодорожники настроены решительно. Сергей Москалец заявил, что отступать они не собираются, и назад дороги у них нет, поэтому государству придется играть по правилам бастующих.
“Кременчугский и Криворожские железнодорожные узлы очень важны для экономики Украины. Поэтому на нашу забастовку закрыть глаза невозможно. Я ездил в Киев на переговоры с представителями Министерства инфраструктуры, но встреча так и не состоялась, потому что в Министерстве не смогли собрать людей. На следующие переговоры пусть чиновники сами приезжают в Кривой Рог”, — говорит Москалец.
Сейчас в специализированных группах в соцсетях уже десятки сообщений о намерении присоединиться к акции протеста. “Как вступить в вашу организацию? На моем предприятии есть только карманный профсоюз. Или как помочь?”, — пишет машинист Виталий.
“У меня вся семья и все знакомые, как минимум 12 человек, собираемся переходить к вам в профсоюз”, — пишет машинист из Днепропетровской области Петр.
Остановился железнодорожный цех на предприятии ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог”. По словам Москальца, все транспортные цеха “Криворожстали” подключились к акции протеста в поддержку железнодорожников.
В “Укрзалізнице” утверждают, что причиной проблем, возникших на предприятии ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” стали действия работников железнодорожного цеха этого предприятия, а не “Укрзалізниці”: “Укрзалізниця” осуществляет все необходимые перевозки для обеспечения работы предприятий горно-металлургического комплекса Украины”.
Прецедентов не было
Уже сегодня на украинские предприятия груз приходит с опозданием из-за забастовок. Были прецеденты задержки пассажирских поездов из-за действий бастующих машинистов, но глобальной проблема пока еще не стала. Советник главы Министерства инфраструктуры Александр Кава рассказал “Вестям” о возможных последствиях забастовки.
“Предприятия вряд ли понесут серьезные убытки, но прибыли явно недополучат. В цифрах это сложно определить, потому что это могут быть грузы на миллионы, как и на миллиарды. Если к забастовке присоединятся машинисты, перевозящие пассажиров, то и пассажирские поезда могут выбиться из графика. Пока что в Украине прецедентов таких забастовок я не помню”, — говорит Кава.
Кава считает, что длительность забастовки предугадать практически невозможно, все будет зависеть от сговорчивости сторон, которая пока что оставляет желать лучшего.
Машинисты диктуют условия
Сторонам придется сесть за стол переговоров и достичь договоренности. По словам Кавы, машинисты могут, как минимум, добиться повышения зарплаты. По данным портала Труд.com, средняя зарплата машиниста в Украине составляет 12 — 18 тыс. грн. Зарплата машиниста в России — 27 — 40 тыс. грн, в Германии — 92 тыс. грн (3000 евро).
“Машинисты — высококвалифицированные кадры, которых с распростертым объятиями ждут в России или Польше. Там они могут заработать в 2-3 раза больше и едут туда. Управлять поездом вы человека с улицы не посадите, поэтому с требованиями машинистов придется считаться”, — говорит Кава.
Протесты растут. Сила социальных сетей может сделать их из единичного явления массовыми. Вряд ли протестующие будут идти ва-банк и стоять на своем до последнего, но увеличения зарплаты они могут добиться. Всем очень повезет, если от этого не пострадает промышленность, а также обычные пассажиры.
Олег ТКАЧУК, Андрей ХРУСТАЛЕВ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.