Есть такая дипломатическая практика — хотеть всего и как можно быстрее.
В ЕС по многим вопросам с Украиной старались не заигрывать. Ответ европейцев практически всегда укладывался в парадигму “все зависит исключительно от вас”. Европейцы постоянно указывали Киеву на проблемы в выполнении плана по либерализации визового режима, излишней спешке в вопросе перспективы членства, и напоминали о главном условии для дальнейшего прогресса — реформы.
Временами казалось, что в Украине на замечания европейцев старались не обращать внимания. Хотя еще в марте, за два месяца до Рижского саммита глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбинский четко очертил перспективы безвизового режима для Украины. “Нам до Рижского саммита осталось два месяца, это очень мало времени для того, чтобы все это доработать, на сегодня еще нет выводов, нет обращения ЕК, потому что они еще работают над этим”, — сказал евродипломат.
Дорабатывать действительно есть что. В начале мая Еврокомиссия опубликовала отчет о выполнении Украиной плана по либерализации визового режима. Из документа следует, что из 15 блоков представленных в нем, Киев полностью выполнил лишь два. Худшие показатели украинская власть традиционно показала в борьбе с коррупцией. Кроме того, у Еврокомиссии много вопросов вызывает состояние реформирования правоохранительной системы, судебных органов. Много проблем и со внедрением биометрических паспортов.
То, что в Риге Украине не стоит ждать прорыва стало понятно после саммита “Украина — ЕС”, который прошел в Киеве в начале мая. По его итогам стороны задекларировали готовность к полному введению зоны о свободной торговле, несмотря на позицию России. Неизменной осталась позиция ЕС и относительно территориальной целостности Украины и санкций против России. Также в ЕС подтвердили намерение выделить Украине макрофинансовую помощь.
Разговоры о перспективе членства остались “хотелками” украинской стороны, безвизовый режим был отложен на неопределенное время. При этом аргумент европейской стороны был все тем же — реформы. ЕС отмечал прогресс украинской власти в проведении реформаторских законов, но вот их имплементацию на практике не увидел. До саммита в Риге украинская сторона планировала попробовать дожать проблемные вопросы.
Накануне саммита
Саммит в Риге в Европе ждали с большими опасениями. Программа “Восточного партнерства” изначально предполагала собой некую форму сотрудничества с постсоветскими государствами. Как площадку для диалога с соседями России, но не более. Но со временем эта площадка начала приобретать все новый и новый окрас. Украина, Грузия и Молдова стали все громче говорить о своих европейских перспективах, и пытались использовать “Восточное партнерство” для этих целей. В Европе сначала не особо противились такому положению дел, пока не вмешалась Россия. Кремль изначально подозрительно относился к программе, со временем стал все более раздраженно реагировать на ее существование.
Пик недовольства Москвы на сотрудничество в рамках “Восточного партнерства” припал на подписание соглашений об ассоциации между рядом его членов и ЕС. Грузия и Молдова перебороли противодействие России, а вот Украина с Арменией “дали заднюю” в ноябре 2013 года на саммите в Вильнюсе. В Украине это привело к Майдану, в Армении — к дрейфу в сторону Таможенного Союза.
В результате государства “Восточного партнерства” разделились на условный “евроинтеграционный” лагерь (Украина, Молдова, Грузия), и “прокремлевский лагерь” (Беларусь и Армения). Азербайджан занимает промежуточную позицию. В такой ситуации эксперты все чаще называли встречу в Риге “саммитом выживания”, которая должна была показать, насколько вообще жизнеспособна программа. При этом с европейской стороны все громче звучали заявления о том, что “Восточное партнерство” это не политика противодействия России.
В Кремле же думают совсем иначе. “Сама концепция “Восточного партнёрства” изначально несла в себе пусть закамуфлированный, но, я бы сказал, не соответствующий духу партнёрства между Россией и Евросоюзом заряд”, — отметил в интервью Евроньюс постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
При таких раскладах о каких-то прорывах по результатам саммита говорить не приходилось. Тут, как в пословице “быть бы живу”. Даже несмотря на такие неутешительные прогнозы, саммит нельзя назвать провальным для Украины.
Итоговая декларация признает европейские устремления и европейский выбор Украины, Грузии и Молдовы. Да, это не перспектива членства, но ее как раз никто и не обещал. В ходе саммита этот тезис повторили снова. “Что касается членства в ЕС, мы должны четко отметить, что европейская перспектива для одной из этих стран не существует. Они не готовы. Мы не готовы “, — заявил Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Кроме того Украине и Грузии предложили до конца 2015 года завершить реализацию Плана действий по визовой реализации, чтобы затем Еврокомиссия могла рекомендовать отмену виз. Правда, это не новость ведь такая же норма содержалась в вышеупомянутом отчете Еврокомиссии по Украине.
Стоит отметить, что в ходе саммита президент Украины Петр Порошенко провел встречи с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, и премьер-министром Великобритании Девидом Кемероном. Ключевая тема переговоров — ситуация на Донбассе. Правда особых новостей переговоры не принесли. В декларации вновь зафиксировали, что ЕС надеется на Минские соглашения.
Главный позитив для Украины — ЕС согласился выделить нам 1,8 млрд. евро макрофинансовой помощи.
Проблемное сочетание
Камнем преткновения стало упоминание в декларации аннексии Россией Крыма и агрессии Кремля в Донбассе. Вот тут-то и проявились проблемы разновекторности государств-членов “Восточного партнерства”. Беларусь и Армения наотрез отказались подписывать декларацию в таком виде. Появилась информация, что Азербайджан тоже имел претензии в этом вопросе, но позже глава Совета Европы Дональд Туск сообщил, что замечания Баку Украины не касались.
И если президента Беларуси Александра Лукашенко в Риге не было, то его армянский коллега Серж Саркисян оказался в очень неудобном положении. Ведь в ходе саммита он заверил Петра Порошенко, что “солидарен с Украиной”. В итоге страны ЕС сначала подписали спорные пункты в одностороннем порядке. Но потом выяснилось, что ни Беларусь, ни Армения не подписали только пункты об агрессии России и аннексии Крыма, а Минск на саммите и вовсе подписал отдельный документ к декларации о неприемлемости ее конфронтационных пунктов, имея в виду тезисы о Крыме.
Очередной “нож в спину” от бывших “братских республик” президент Порошенко, прокомментировал своеобразно. “Меня как президента это никак не интересует. Меня интересует, что ООН признала незаконной аннексию Крыма”, — заявил Порошенко.
После саммита европейские политики один за одним пытались убедить общественность, что “Восточное партнерство” себя оправдывает, и оценивали саммит позитивно. Но как в таком формате можно дальше продолжать сотрудничество, понять сложно. Ведь страны-участницы по-разному видят не только украинскую проблему, но и в целом сотрудничество с ЕС. Это, похоже, на басню “Лебедь, рак и щука”. Участники программы движутся в разные стороны и компромисса, похоже, не предвидится.
Євген БУДЕРАЦЬКИЙ
Что скажете, Аноним?
[20:21 19 ноября]
[19:44 19 ноября]
[10:45 19 ноября]
19:00 19 ноября
18:50 19 ноября
18:30 19 ноября
18:20 19 ноября
17:50 19 ноября
17:40 19 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.