Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Вопросы амбиций

[07:20 09 мая 2023 года ] [ Forbes-Украина, 8 мая 2023 ]

Как Украине развить сильную экономику в контексте членства в ЕС? HardTalk Петра Чернышова с экономистом Ха-Джун Чангом.

Южнокорейское чудо зародилось в условиях проводившей экономическую политику диктатуры, далекую от либеральных принципов. Стоит ли Украине обратить внимание на этот опыт? Дискутируют Петр Чернышов и Ха-Джун Чанг.

Что объединяет гигантов в металлургии, автопроме и электронике POSCO, Hyundai и LG, кроме происхождения из Южной Кореи? Они могли бы не стать глобальными чемпионами без поддержки и даже прямого вмешательства государства, считает южнокорейский экономист Ха-Джун Чанг, 59.

Плохо ли это? Автор популярных экономических книг и преподаватель Кембриджа считает, что ответ не так однозначен. Чанг постоянно критикует либеральную концепцию открытых рынков, за что его иногда считают едва ли не марксистом.

В конце 2000-х “Злые самаритяне” Чанга, описывающая главные недостатки либерализма, даже попала в список “крамольных” книг от южнокорейского Минобороны. Чиновники не рекомендовали военным читать их. Впрочем, это привело разве что к росту продаж книг из “черного списка”.

Ха-Джун Чанг, 59 /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

Ха-Джун Чанг, 59

Южнокорейский экономист-институционалист, преподаватель Кембриджского университета. Доктор экономических наук.

Но идеи экономиста более причастны к американскому консерватору Александеру Гамильтону, призвавшему государство активнее защищать внутренних производителей. Являются ли эти идеи релевантными для Украины, которая планирует стать членом Европейского Союза? Зависит от амбиций страны, считает Чанг. Что говорит опыт Южной Кореи, Малайзии, Чили и Польши ? Об этом с Чангом побеседовал контрибьютор Forbes Петр Чернышов.

Петр Чернышов, 54 /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

Петр Чернышов, 54

Бизнесмен, инвестор. В 2006-2014 годах возглавлял бизнес Carlsberg в Украине. Президент Kyivstar в 2015-2018 годах.

Как Hyundai обогнала General Motors

Видимо, саммари по итогам года великой войны: Украина остается сильной в сельском хозяйстве и IТ, но потеряла значительную часть промышленных секторов. Далее возникает вопрос восстановления экономики. Реально ли это сделать, если мы будем сосредотачиваться исключительно на непроизводственных отраслях?

Ни одна из стран не достигла высокого уровня доходов без значительной индустриализации. Исключение — нефтяные государства. Но даже они хотя и имеют высокие доходы, ограничены в возможностях, поскольку зависят от иностранной рабочей силы.

Как насчет экспорта? Может ли существовать сильная экономика без этого?

Для развивающейся экономики жизненно необходимо экспортировать. Ей важно импортировать технологии из более развитых стран для роста, так что экспорт нужен, чтобы генерировать доходы.

Украина из 40 млн населения — это не США или Япония, которые за счет размера могут в меньшей степени полагаться на экспорт. Сельское хозяйство и IТ-услуги — важные компоненты, но в конце концов вам будет тяжело без производства. Если, конечно, Украина хочет достичь более высокого уровня дохода на душу населения, подобно другим европейским странам.

Вы часто критикуете так называемый Вашингтонский консенсус, являющийся основой рекомендаций Международного валютного фонда для большинства стран, с которыми он работает. Что с ним не так ли?

Важнейший аспект — либерализация торговли и теория молодых индустрий, предложенная первым министром финансов США Александером Гамильтоном. Логика проста: так же, как мы опекаем своих детей, пока они растут и будут готовы выходить на “взрослый” рынок труда, развивающимся странам нужно защищать молодые отрасли до того, как они смогут конкурировать на глобальном рынке.

Как и в воспитании детей — сначала вы защищаете их, потом постепенно помогаете им встать на ноги, иногда подталкивая, иногда поддерживая или даже наказывая их при необходимости. Требовать от развивающихся стран либерализации торговли — риск, что они всегда будут полагаться на экспорт сельского хозяйства или полезных ископаемых. Страны на разных стадиях развития нуждаются в разных политиках.

Польша и Чехия — примеры стран, успешно либерализировавших свою торговлю. Они были вынуждены это сделать, став членами Европейского Cоюза. Что бы вы ответили на это?

Всё зависит от амбиций страны. Если вы удовлетворены доходом на душу населения в $10 000—15 000, такая политика может быть приемлема.

По некоторым расчетам, в случае сохранения текущего уровня рост уже через 10 лет ВВП на душу населения в Польше будет выше, чем в Великобритании.

Возможно, но суть в том, что такая стратегия способна привести вас к ограниченным результатам. К примеру, Чили, имеющая успехи в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, а также соглашения о свободной торговле с десятками стран мира. Ее экономика стагнирует. Они застряли.

Стране не хватает новых возможностей, уровень неравенства в ней очень высок, что привело к массовым протестам и приходу к власти “левого” правительства. Поэтому, если вас устраивает перспектива быть частью ЕС и постоянно играть роль вспомогательной экономики для условной Германии, окей, вы можете копировать путь Польши. Если нет — нужно мыслить иначе. 

“Злые самаритяне: миф о свободной торговле и секретная история капитализма”

Ха-Джун Чанг, 2008

Главные апологеты свободного рынка современного мира, США и Великобритания начинали как упорные протекционисты. Парадокс? Закономерность, считает Чанг. Он приходит к выводу, что странам, только начинающим развивать свои экономики, следует дважды подумать, прежде чем полностью открывать экономические границы. Чанг приводит примеры, когда свободная торговля и открытость иностранных инвестиций не принесли странам быстрого роста, но сделали их производственными придатками развитого мира. Поэтому Чанга критикуют за игнорирование положительных кейсов.

Другим примером является Словакия, которая производит наибольшее количество автомобилей на душу населения в мире. Там присутствуют такие производители, как Volkswagen, Fiat, BMW Mini. Это влияет на ВВП страны и доходы местного населения. Некоторые производители уже создали там R&D-центры. Нет причин, почему Словакия не может служить примером успеха.

Это довод. Можно придерживаться модели Словакии. Однако когда мы говорим о больших амбициях, можно посмотреть пример Южной Кореи. Эта страна смогла стать одним из самых крупных автопроизводителей в мире, хотя еще 40 лет назад у нее вообще не было автомобильной промышленности.

Этот успех Южной Кореи можно объяснить государственной поддержкой, в частности программами финансирования от госбанков. В 1961 году это была одна из самых бедных стран мира. Тогда местное правительство изменило подход к экономической политике, сосредоточившись на экспорте.

Сначала они производили игрушки, кроссовки Nike и парики для американских универмагов. Далее страна запустила программу развития тяжелой и химической промышленности в середине 1970-х годов. Один из шагов — правительство заставило производителей автомобилей проектировать и производить собственные марки под угрозой потери лицензий.

Так появилась компания Hyundai, которая сейчас является одним из самых крупных производителей автомобилей в мире. Она начала производить собственные автомобили в 1976 году. Если бы мы вернулись в то время и сказали людям, что этот неизвестный корейский производитель, выпускающий 10 000 авто в год, через 40 лет станет больше General Motors, который тогда ежегодно выдавал 4,8 млн машин, они бы не поверили.

Путем Южной Кореи пыталась пойти Малайзия, тоже применявшая модель infant industries, развивая собственного автопроизводителя Proton Holdings. Это, в конце концов, не стало полным провалом, но и не дало желаемых результатов.

Конечно, за каждым успешным предприятием, таким как Hyundai, может быть три неудачных, таких как Proton. Я бы даже сказал, что без риска вы никогда не сделаете большого дела.

Налоги против рабочей силы

Должна ли Украина полностью либерализовать свою торговлю и присоединиться к ЕС или это плохая идея для подражания?

Думаю, слишком рано. Это может уничтожить существующие отрасли, такие как тяжелая и машиностроительная промышленность. Например, Украина способна производить самолеты, а такие возможности далеко не у каждой страны.

Украина не производила самолеты на протяжении многих лет.

Я не утверждаю, что Украина обязательно должна производить самолеты, но вам нужно оценить возможности основных промышленных отраслей. К примеру, компетенции в области IТ можно использовать для развития искусственного интеллекта, а машиностроительная отрасль может поставлять детали для электро- или водородных автомобилей. Химическая промышленность может производить материалы для возобновляемой энергетики.

Оцените, сколько времени понадобится для включения ваших индустрий в востребованные в мире новые отрасли и поддержите их. Эта поддержка может занять пять-десять лет или даже дольше. И уже тогда Украина сможет заключать соглашения о свободной торговле на более высоком уровне. Если же полная либерализация произойдет прямо сейчас, вы рискуете остаться только с сельским хозяйством и IТ. Это нормально для Эстонии с населением в два миллиона, но не является устойчивой моделью для страны такого размера, как Украина.

Итак, вы рекомендуете не спешить присоединяться к Европейскому Союзу?

Вы можете договариваться об особом режиме в ключевых секторах на следующие 10 лет. Это позволит развивать эти отрасли и делать более привлекательными для европейских инвесторов. Речь идет не о традиционных секторах, таких как недвижимость или финансы, а о высокотехнологичных отраслях, например, нанотехнологиях. Как только они встанут на ноги, вы сможете стать магнитом для инвестиций подобно Сингапуру, Южной Корее или Тайваню. Однако важно помнить, что даже защищая приоритетные секторы, Украина не должна быть замкнута в себе. С внешним миром нужно взаимодействовать, но на собственных условиях.

Но если я правильно понимаю, вы предлагаете, чтобы Украина договаривалась с ЕС о возможности экспортировать без пошлин, но так, чтобы сам Евросоюз не мог требовать от Украины такого же соглашения о свободной торговле.

Во-первых, важно отметить, что страны, такие как Южная Корея, Тайвань и Сингапур, добились успеха в экспорте без каких-либо соглашений о свободной торговле. Если качество продукции хорошее, тарифные барьеры не должны быть серьезной проблемой.

Во-вторых, таможенная ставка в ЕС значительно ниже, чем ставки, действовавшие в прошлом, когда экспортными гигантами становились Южная Корея и Япония.

“Съедобная экономика: голодный экономист объясняет мир”

Ха-Джун Чанг, 2023

Как карри связан с появлением обществ с ограниченной ответственностью? Чанг представляет читателям различные экономические концепты посредством историй о еде. В центре одного из эссе — родная для экономиста Южная Корея. В детстве Чанга, в 1960—1970 годы, такие товары, как шоколад, встречались разве что на черном рынке, а первые автомобили, произведенные на заводах Hyundai или Kia, были ужасающими. Но это цена за время, которое страна потратила, чтобы превратить свою экономику в экономику технологического лидера мира, считает экономист.

Мы видим, что богатые страны в Европе и США, напротив, ужесточают требования и регулирование. Если Украина серьезно рассматривает присоединение к ЕС, то она должна принять его правила и регуляции. Что вы думаете о регулировании как ключевом факторе для инвестиций в развивающиеся рынки?

По-моему, это на самом деле миф. Эмпирические данные свидетельствуют, что для международных компаний, выбирающих, куда инвестировать, инфраструктура и качество рабочей силы более важны, чем налоги или регулирование. Конечно, важной вещью всегда являются функционал государства и верховенство права.

Другое распространенное мнение: для того чтобы привлечь инвестиции, нужно снизить налоги. В качестве контраргумента я привожу здесь пример Парагвая, где ставка корпоративного налога всего 10%, однако компании не спешат туда инвестировать. Поэтому низкие налоги сами по себе не гарантируют хорошую бизнес-среду.

Если мы говорим о конкуренции за инвестиции между Украиной и, например, Польшей, то при равных ставках налогообложения преимуществом Украины могут стать более низкая стоимость рабочей силы и R&D-возможности. Особенно это касается high-tech-сектора.

Другой вариант — вы можете предложить инвесторам пониженную ставку налога на первом этапе (например, в течение пяти лет), постепенно увеличивая ее до стандартного уровня. Так бизнес будет понимать, что у него есть определенный “налоговый перерыв”, но одновременно будет знать, что в конце концов ему придется платить стандартную ставку налога.

А как же коррупция

Вы упоминали, что Южная Корея предоставляла большие субсидии на развитие производственных предприятий. Мне сложно представить, как это было сделано без коррупции, поскольку в Украине, кажется, невозможно обеспечить такие субсидии без коррупционных практик.

Думаю, объяснение состоит в том, что в Южной Корее тогдашний диктатор в значительной степени опирался на технократических чиновников и советников.

Технократы также могут быть коррумпированы.

Да, но большинство решений по оказанию поддержки компаниям из ключевых секторов в Южной Корее принималось без коррупции, поскольку правительство понимало, что быть конкурентоспособными на глобальном уровне — жизненно важно для развития экономики.

Другое дело, когда мы говорим о таких вещах, как строительство дорог. В этой сфере меньше пространства для конкуренции извне, так что здесь было больше коррупционных проявлений.

Дискуссия о коррупции приводит нас к дилемме “яйцо или курица”. Что следует делать сначала? Стоит ли направлять усилия на борьбу с коррупцией и создание действенной правовой системы, чтобы привлечь инвестиции, или мы должны сперва привлечь инвесторов и надеяться, что коррупция исчезнет естественным образом?

Невозможно полностью убрать коррупцию за одну ночь. Но ключевой принцип таков: правительству нужен стабильный поток доходов, чтобы хорошо оплачивать работу своих должностных лиц и открывать возможности для развития предпринимательства. Тогда люди смогут стать богатыми благодаря инновациям, а не воровству денег.

 Пётр ЧЕРНЫШОВ, Сергей ШЕВЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.