Предварительный подсчет голосов второго тура выборов президента свидетельствует хотя и о неубедительном, но преимуществе Виктора Януковича. Накануне это же продемонстрировали и проведенные экзит-полы. Какими первые шаги в сфере экономики президента Януковича видят эксперты? Удастся ли ему выполнить хотя бы часть своих предвыборных обещаний, ввиду ограниченного влияния главы государства на экономику при его нынешних полномочиях и политической ситуации в стране? Напомним, что кроме обещаний, в конце концов, повысить социальные стандарты, Виктор Янукович в своей предвыборной программе также говорил, что Украина должна за 10 лет войти в 20 наиболее экономически развитых стран мира (G20). Стержневым вопросом динамических превращений, как отмечается в его предвыборной программе, станет применение уже апробированной действенной инвестиционно-инновационной модели развития. При этом Янукович, начиная с 2010 года, гарантирует ежегодный рост ВВП, увеличение части инновационно-активных предприятий и прямых иностранных инвестиций в Украину до 50 миллиардов долларов в 2014 году.
“День” выяснял, что, в свою очередь, от президента Януковича ожидают эксперты-экономисты, и, чтобы они посоветовали ему сделать в первую очередь...
Валерий ГЕЕЦ, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины:
— Для выполнения предвыборных обязательств ресурсов в бюджете нет. В то же время, перед новым президентом Украины появляются чрезвычайно сложные задачи. Например, в финансовом секторе находится масса проблем, разрешить которые не удастся без участия международного капитала. В таких условиях получить серьезный экономический рост в 2010 году будет сложно... Давайте не забывать и о проблеме внешних долговых обязательств, которые в этом году нужно выполнить или же реструктурировать. По-моему, нужно в значительной степени отказаться от подъема зарплат и пенсий в части социальных обязательств, потому что финансовых ресурсов экономики сегодня недостаточно. Если же их выполнять, то нужно поднимать налоговое давление на большой бизнес, на капитал, на роскошь, на сверхдоходы. Поскольку Януковича поддерживает крупный бизнес — это достаточно серьезный шаг... Поэтому можно ожидать, что вряд ли в полном объеме удастся выполнить социальные обязательства. С другой стороны, большие шансы на успех имеет намерение Януковича бороться с бедностью через увеличение количества занятого населения.
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— Ситуация в экономике страны в плане способности государства отвечать на экономические вызовы напоминает 1994 год. Поэтому сегодня нужна очень тщательно взвешенная долгосрочная деятельность, которая решит одновременно три проблемы. Первая, краткосрочная, это — выработка текущей политики, связанной с последующим выходом из кризиса. В этом контексте должен появиться консолидированный подход в вопросе возвращения долгов, выполнения социальных обязательств. Вторая проблема имеет среднесрочный характер и касается внедрения структурных реформ, без которых невозможно решать уже озвученные текущие проблемы. И последняя, долгосрочная проблема — остановить скатывание Украины на “обочину” сырьевой периферии мира. Чтобы решить эти три взаимосвязанные проблемы, нужно быть очень настойчивым, идеологически целостным и гуманным к гражданам. Кстати, хочу отметить: я высоко оцениваю тот факт, что правительство Тимошенко в 2009 году не допустило в целом коллапса экономической системы и отдельных экономических объектов. В дальнейшем, по-моему, нужно сохранить такие достижения. От нового президента ожидают адекватных действий. Политики же, как будущая оппозиция, так и власть, должны четко сказать, как, и за счет чего они будут решать озвученные вызовы. А если они не будут этого говорить, то ничего хорошего не приходится ожидать.
Владимир ЛАНОВЫЙ, экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ:
— Относительно реалистичности выполнения предвыборной программы Януковича скажу так: у него ее нет. Это не программа, а лишь предвыборная риторика с обществом, которая имеет мало общего с серьезными структурными шагами, которые должен сделать новый президент. Когда проводится предвыборная агитация, то кандидаты на должность президента отдаляются от экономических реалий. Мудрость нового главы государства должна заключаться в том, чтобы он начал дискуссию с экспертами об основных тенденциях в отраслях экономики, о выработке механизмов внедрения структурных изменений. Только так общество сможет влиять на поведение своего избранника. Сейчас же основное влияние на украинскую власть осуществляют мощные экономические структуры, владельцы больших промышленных предприятий и финансовых групп. Но и от этого будет польза: большие экономические субъекты находятся в кризисе, потому они также будут требовать от власти действенных реформ.
Антон ФИЛИПЕНКО, президент Украинской ассоциации экономистов-международников:
— Я думаю, что будет попытка повторения той политики, которая была во время премьерств Януковича. Она заключалась в трансформации инвестиций в экономический рост при некотором ослаблении социальной политики. Но, учитывая последнее решение Верховной Рады относительно повышения социальных стандартов, которое проводилось командой Януковича, равно как и его обещания во время предвыборной кампании, прослеживаются определенные противоречия. Кстати, обещания относительно повышения социальных стандартов, учитывая экономическое положение страны, будет очень трудно выполнить. Для этого, думаю, четвертый транш МВФ будут пытаться получить как правительство, так и новый президент. Вместе с тем, процесс оздоровления экономики, по-моему, является бесповоротным на ближайший период. И это может способствовать выполнению определенных социальных обязательств... Еще один возможный стабилизирующий фактор — политический. В последнее время раздавалось немало заявлений представителей Партии регионов о том, что было бы неплохо найти общий язык с Блоком Юлии Тимошенко. Это будет сложно, но полезно для страны: политическое заострение только вредит экономике.
Ильдар ГАЗИЗУЛЛИН, старший экономист Международного центра перспективных исследований:
— От новоизбранного президента следует ожидать двух основных шагов относительно экономического курса государства. В частности, первые шаги уже были сделаны, а именно — состоялось сокращение отдельных статей бюджетных расходов. Во-вторых, ожидаем изменений в сфере энергетической политики, а это, в частности, рост цены на газ для населения. Что же касается реализации предвыборных программ, то можно говорить, что не было определенных документов, которые обязывают к их выполнению. Были обещания. Поэтому об их настоящем выполнении говорить сложно. Конечно, с принятием соответствующих законов Виктор Янукович, в случае его инаугурации, сможет номинально поднять уровень минимальной заработной платы, увеличить пенсии. Однако, пока что, казначейство пустое, и денег на реальное выполнение обещанного нет...
Наталья БИЛОУСОВА, Алексей САВИЦКИЙ, Алла ДУБРОВЫК
Что скажете, Аноним?
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.