Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Власти не слышат украинцев, работающих за рубежом

[14:40 26 июля 2011 года ] [ День, № 129, 26 июля 2011 ]

Правительство приняло Концепцию работы с трудовыми мигрантами, которая... никому не нужна.

Месяц назад, 22 июня, правительство Украины приняло Концепцию Государственной программы сотрудничества с зарубежными украинцами на период до 2015 года. Но, как считают сами мигранты и представители диаспоры, — это только декларация, так как в Кабмине даже не попытались при этом услышать самих зарубежных украинцев и общественность, их мнения по поводу направлений работы и потребностей миллионов украинцев (по разным оценкам, за рубежом работает от 2 до 7 миллионов наших граждан).

Так, в Концепции говорится об общих вещах, никого ни к чему не обязывающих. Например, “определение стратегии сотрудничества с зарубежными украинцами с учетом специфики стран их проживания”, или “усовершенствование законодательства по вопросам сотрудничества... обеспечения защиты их интересов”, “активизации информационно-разъяснительной работы, направленной на обеспечение развития связей с зарубежными украинцами”. Единственный пункт, привлекающий внимание: “создание специального государственного органа, на который возлагаются функции по обеспечению развития связей с зарубежными украинцами...”

Как утверждают сами украинцы, работающие и живущие за рубежом, создание такой единой государственной структуры, которая бы заботилась о трудовых мигрантах, — дело неотложное. Во-первых, их количество не уменьшается, во-вторых, согласно социологическим данным, сегодня половина молодежи хочет поехать работать за границу, при этом большая часть молодежи уже имеет пример своих родителей. В конце концов, самый важный пункт для государства: наши “заробитчане” — неслабые инвесторы для Украины. Так, по данным Национального банка Украины, по итогам первого квартала 2011 года, объем частных денежных переводов в Украину из-за границы достиг 1,49 миллиарда долл., что на 22,2% больше, чем за аналогичный период 2010-го. Но, к сожалению, в Концепции работы с украинскими мигрантами отмечается, что создание государственного органа предполагает “значительные расходы государственного бюджета”.

Что же касается конкретики в программе работы с украинцами за рубежом, то сами мигранты могли бы ее добавить — если бы их кто-то пожелал выслушать. На круглый стол, организованный в Киеве Международной общественной организацией “Украинская Европейская Перспектива”, в котором приняли участие несколько десятков представителей украинских сообществ за рубежом,.. не явился ни один представитель от Министерства иностранных дел, Министерства экономического развития и торговли и Минкультуры (это структуры, которые в той или иной степени наделены полномочиями относительно заботы об украинцах за рубежом).

— Концепция принималась правительством без учета мнения тех, кого это касается. Это показывает, что зарубежные украинцы существуют сами по себе, а в органах государственной власти реализовывают программу тоже саму по себе. Но у нас есть положительный опыт: принятая в 2006 году Национальная концепция по связям с украинцами за рубежом. Она действовала пять лет, а в этом году — не действует. Позитив ее, например, был в том, что ежегодно 500 детей из России имели возможность учиться в Украине на бюджете (вы знаете, что в России — ни одной украинской школы). Этот пример взяли и другие государства... Сейчас мы теряем то, что наработали, — говорит заместитель председателя Украинского всемирного координационного совета Михаил Ратушный. — Я предлагаю принять специальный закон о трудовой миграции и создать государственный орган. Ведь имея такую диаспору, не иметь специального комитета (единственного), уполномоченного заботиться об украинцах за рубежом, — неправильно. В настоящее время есть несколько министерств, уполномоченных заниматься мигрантами, но их работа — распылена.

Сейчас украинские мигранты и диаспора возлагают надежду на очередной форум Украинского всемирного координационного совета, на котором планируют рассмотреть вопрос положения украинцев в России, положение украинской молодежи за рубежом, вопрос образования и тому подобное. Также Михаил Ратушный считает, что украинцы за рубежом должны иметь право не только голосовать за кого-то, но и быть избраны, так как являются инвесторами страны и хорошо понимают социальные проблемы. И, конечно, они ожидают, что участие в конгрессе примут представители власти.

— Прежде всего, власть должна сказать, интересуют ли ее украинцы за рубежом и хочет ли она, чтобы украинцы возвращались обратно в Украину с опытом, как строить бизнес, как решать какие-то вопросы — с тем, чему научились в чужой стране. Ведь опыт у этих людей — огромный. В настоящее время в Италии проживает приблизительно 600 тысяч украинских трудовых мигрантов, половина из которых — нелегалы. Предыдущая власть хотя бы говорила о приоритетах в работе с украинцами за рубежом. Эта же — вовсе не слышит. Примером может быть Италия, которая несколько десятков лет назад была разделена: северный итальянец не понимал южного, была большая разница в уровне жизни среди итальянцев из разных регионов. Но Италия воспользовалась опытом своей диаспоры, которая работала за рубежом и сделала прорыв в своем экономическом и социальном развитии, — рассказывает председатель Христианского общества украинцев в Италии Олесь Городецкий.

Украинцы, работающие за рубежом, и общественность настаивают: любые изменения, любые концепции и законы нужно делать в сотрудничестве власти с людьми. “Мы будем давить на власть, пока она нас не услышит”, — утверждает президент Европейской ассоциации украинцев Алексей Толкачев.

Поэтому общественность настаивает на утверждении закона о зарубежных украинцах. Второе предложение — увеличение бюджетного финансирования государственной политики относительно зарубежных украинцев. Следующее — разрабатывать политику относительно людей, работающих за рубежом сроком на 10—20 лет с целями и задачами, а также критериями оценки эффективности государственной деятельности. В-четвертых, по мнению диаспоры, Украина должна инициировать целевые программы работы с украинцами за рубежом (речь идет об открытии школ, украинских СМИ, информационно-культурных центрах и так далее). И пятое предложение — привлекать зарубежных украинцев к реализации международной политики для отстаивания украинских интересов.

Комментарии

Андрей ОКАРА, директор Центра восточноевропейских исследований (Москва, Россия)

— Положение украинцев в России очень отличается от их положения в других странах мира. Это вызвано тем, что русская этнокультурная идентичность самоопределяется в большей мере через украинский вопрос. Это то, что не лежит на поверхности. Идентичность русских (хотя это не всегда проговаривается) выглядит так: нас, великороссов, малороссов и белорусов — столько-то миллионов, а только великороссов — в два раза меньше, поэтому Украина и Беларусь — это фантомы, созданные нашими врагами.

С одной стороны, на уровне культурной и этнической комплиментарности, у рядовых русских в отношении Украины очень позитивный набор эмоций и стереотипов (касаются они преимущественно национальной кухни, украинских песен — того, что не нуждается в углублении в суть вещей). Но на концептуальном уровне Украина воспринимается как творение глобального заговора против России. Это связано с тем убеждением, что природа зла не в тебе самом, а где-то извне. Предатели и глобальные внешние враги — это две конспиралогические темы, которые являются ведущими для российской политической культуры едва ли не со времен Ивана Грозного. Поэтому попытки построить какие-либо украинские институты время от времени сталкиваются с сопротивлением российской власти. Например, были такие харизматичные фигуры в украинских организациях в России, как Павел Попович и Александр Руденко-Десняк, и им неплохо удавалось решать такие вопросы в официальных учреждениях. А теперь прекратила деятельность Культурная автономия украинцев в России, ее фактически закрыли, из-за чего готовится иск в Страсбургский суд. Также есть Объединение украинцев России, на которое Минюст подал в Верховный Суд из-за того, что некоторые пункты его деятельности противоречат российскому законодательству. Возможно, недоразумение удастся урегулировать мирно, и иск будет отозван. Продолжает работать проблемная украинская библиотека в Москве, но ранее бурлящая в ней культурная жизнь фактически замерла.

Хорошо, что в Украине есть закон о правовом статусе зарубежных украинцев, ведь его могло и не быть. Но по природе своей он декларативен и не предусматривает никаких серьезных изменений в политике относительно украинцев за рубежом. В Украине он фактически предоставляет им те же права, которые имеют украинцы, кроме права избирать власть и быть избранными.

В современном мире проект модерн терпит кризис, а одним из его достижений была, собственно, национальная идентичность и формула национального государства. Постмодерн же создает более реальные возможности для сетевых структур, в том числе на геокультурной основе. Теперь национальная и этнокультурная идентичность минимально привязана к государству, она всегда может быть с тобой в любом месте. Выезжать из страны и чувствовать себя иммигрантом — пережиток эпохи, от которой мы удаляемся. Ныне актуально создание новых структур идентичности. Хотя украинскую идентичность изменять и не нужно, есть необходимость подкорректировать ее на новых принципах.

Елена МАЛИНОВСКАЯ, советник дирекции Национального института стратегических исследований (Киев, Украина):

— В последнее время было принято много решений, которые касаются проблематики украинцев за рубежом. Это и концепция государственной миграционной политики, и Стратегия интеграции мигрантов в Украине, и реинтеграция возвращающихся украинских мигрантов, создана миграционная служба. Что общего в настоящих документах? Это низкий уровень их утверждения, кроме концепции миграционной политики (потому что он утвержден Указом Президента), также низкий уровень подготовки настоящих документов, отсутствие общественного обсуждения их. Другими словами, все это делается под давлением европейского сообщества в соответствии с планом либерализации визового режима. Представляется позитивным тот факт, что после многолетнего молчания создаются нужные для мигрантов документы. Однако то, что у нас есть сейчас, не свидетельствует о результатах экспертно-аналитической работы и не выражает потребностей украинцев. Говоря об имидже наших мигрантов за рубежом, следует говорить о создании соответствующих условий для зарубежных украинцев и об инвестициях в своих мигрантов — так делает большинство государств мира. Кроме того, зарубежные украинцы не просто должны высказываться, но и должны иметь рычаги влияния на то, что происходит в государстве Украина. На сегодняшний день существует неутешительный факт, что, к сожалению, украинцев становится с каждым годом меньше; однако забываем, что именно репатрианты обеспечили рост населения Украины в начале 90-х годов, когда возвращались в Украину. И уже тогда депопуляция была очень серьезной. Не нефть и не газ, как дискутируется ныне в мире, а именно человеческие ресурсы в ХХІ веке превращаются в наиболее ценный и наиболее дефицитный ресурс. И если это не осознает Украинское государство, то будет у нас беда.

Владимир СЕНАТОВСКИЙ, Анна ВАКУЛЕНКО, Оксана МИКОЛЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.