Вчера в повестку дня пленарного заседания парламента попали сразу два законопроекта, посвященных государственным гарантиям восстановления сбережений граждан: правительственный №10355 от 17 апреля и депутатов-коммунистов Петра Симоненко и Валентина Матвеева №10355-1 от 23 апреля.
Напомним, что недавно руководитель государственного Ощадбанка Сергей Подрезов презентовал программу, согласно которой компенсация сбережений вкладчикам Сбербанка СССР будет предоставляться не “живыми” деньгами, а на специальные платежные карты, обслуживаемые лишь банкоматной сетью Ощадбанка или его терминалами в торговых сетях. А там, где нет банкоматов или магазинов с терминалами, карточкой предлагали воспользоваться как дисконтной. Но опять же — в очень узком кругу избранных для этого магазинов и аптек.
Как отмечали тогда практически в один голос опрашиваемые “Экономическими известиями” эксперты, предложенный правительством и банкирами весьма тернистый путь к возврату денег вкладчиков срочно нуждался в оптимизации.
Поэтому новая попытка законодательно предложить альтернативные схемы осуществления компенсаций не стала неожиданностью для рынка. Но и в последней редакции, как отмечают эксперты, удалось далеко не все.
По словам директора по развитию сети независимых аудиторских компаний Kreston GCG Андрея Попова, изменения, предложенные Кабмином, в целом незначительны.
Прежде всего, если действующая редакция закона “О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины” предполагает компенсацию вкладов исключительно в денежной форме, то изменения допускают их безналичный возврат. Кроме того, теперь выплаты вкладчиками предложено осуществлять после внесения сведений о них в специальный Реестр.
В то же время, неоднозначным для вкладчиков является предложение Кабмина изъять из закона зависимость очередности возврата вклада от возраста вкладчика, оставив только привязку к сумме депозита. Ввиду отсутствия в проекте дополнительных пояснений, становится непонятно, кому советские вклады будут возвращать в первую очередь.
Изменения, предложенные Петром Симоненко и Валентином Матвеевым, гораздо “щедрее”. Во-первых, по предложению коммунистов, в случае смерти вкладчика его наследникам в течение семи месяцев должна быть выплачена полная сумма проиндексированного вклада. В рамках нынешнего законодательства родственники могут рассчитывать лишь на компенсацию затрат на организацию похорон.
Во-вторых, предложено законодательно расширить перечень способов компенсации сбережений. Советские вклады можно будет “вернуть” путем их зачисления в счет оплаты услуг ЖКХ, телекоммуникационных и транспортных расходов, оплаты обучения во всех учебных заведениях государственной формы собственности, оплаты лечения или лекарств, а также путем предоставления льгот по уплате налога на доходы физических лиц и государственной пошлины.
Правда, как предостерегает господин Попов, предложения КПУ относительно выплат вкладов умерших вкладчиков наследникам вряд ли будут приняты, поскольку такой нагрузки бюджет Украины точно не выдержит. Что же касается расширения перечня механизмов компенсации, то такой подход может быть оправдан, а предложенные схемы вполне реалистичны — правительство Украины ранее уже прибегало к списыванию долгов за услуги ЖКХ в счет обесценившихся сбережений в бывшем Сбербанке СССР.
Хотя, есть к законопроекту и ряд вопросов. К примеру, в документе говорится, что сбережения граждан восстанавливаются в соотношении: 1 рубль к 1,05 гривни по состоянию на 1 октября 1996 г. То есть, если у гражданина в Сбербанке СССР находился вклад в сумме 1 тыс. рублей, то в 1996 г. ему должны были бы заплатить 1050 грн. Но ведь покупательная способность гривни в 2012 г. не идет ни в какое сравнение с тем, что было 16 лет назад. И дело здесь не только в девальвации гривни и официально озвученной инфляционной динамике за все эти годы.
Но вероятнее всего, государство и не ставит перед собой цель в полном объеме компенсировать сбережения граждан по “справедливой цене”. Ведь вкладчикам всего лишь пообещали по тысяче гривен — не больше и не меньше. Все остальные рассуждения — всего лишь детали, говорят аналитики.
Впрочем, руководствуясь обычной формальной логикой, обнаруживаем в документе еще один парадокс: общая сумма задолженности Сбербанка СССР по состоянию на 1 октября 1996 г. оценивается в 132 млрд. грн. При этом предлагается, чтобы средства для компенсации сбережений граждан прописывались ежегодно в законе о госбюджете Украины отдельной статьей и сумма таких средств, начиная с 2012 г. должна быть не менее 25% общей суммы задолженности, то есть — 33 млрд. грн.
При этом стоит напомнить, что, согласно принятым в парламенте изменениям в госбюджет-2012, на выплату компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР запланировано всего лишь 6 млрд. грн. Такая норма автоматически предполагает необходимость нахождения в казне страны еще 27 млрд. грн. Но ни в первом, ни во втором законопроекте источники нахождения таких сумм не указаны.
В результате, считает экономист ИГ “АРТ Капитал” Олег Иванец, предложенный депутатами законопроект, несмотря на то, что он концептуально лучше правительственного документа, вряд ли будет принят. Ведь инициативы народных избранников создают слишком много дополнительных задач для правительства и Ощадбанка.
Руслан КИСЛЯК
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.