С одной стороны, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявляет о желании правительства сделать этот процесс прозрачным и обещает привлечь иностранных инвесторов.
В частности, министр инициирует специальный режим продажи госимущества.
Это предполагает законопроект о списке объектов права госсобственности, которые не подлежат приватизации.
До сих пор правила продажи госимущества менялись в зависимости от интересов различных бизнес-групп и лоббистских течений. Преимущественно они заканчивались “междусобойчиками” украинских олигархов.
Сейчас же правительство решило принять несколько другие условия. Кабмин предлагает ограничить круг потенциальных покупателей.
Украинские активы не смогут купить граждане государства-агрессора, юрлица, долей уставного капитала которых владеет резидент государства-агрессора, а также лица, связанные с террористической деятельностью или к которым применены международные санкции.
По сути, эти нормы блокируют приватизацию украинских активов российскими инвесторами. Их можно расценивать как вид санкций в отношении России.
С другой стороны, происходит процесс реприватизации, который нивелирует все благие намерения Кабмина. Более того, реприватизация набирает обороты и выливается в конкретные судебные разбирательства. Так, Генпрокуратура оспорила продажу “Днепрэнерго”, “Закарпатьеоблэнерго” и “Донбассэнерго”.
В неформальных разговорах чиновники говорят, что это начало волны исков по другим объектам и старт нового этапа передела сфер влияния в стране.
Спорные списки
В последние месяцы между министерствами курсировали разные списки гособъектов, которые предстояло продавать или не продавать.
Наконец, с подачи Абромавичуса Кабмин рассортировал предприятия по разными перечням и внес некоторые из них на рассмотрение парламента. Однако Верховная Рада рассматривать их не спешит. Указанный выше законопроект стоял в повестке дня парламента на вторник, 7 апреля, но рассмотрен не был.
Активы, неподлежащие приватизации, распределены в три списка.
Первый — это 130 казенных предприятий и госучреждений. По сравнению с ранее обсуждаемой реакцией из него исключена Администрация морских портов.
Второй — 510 пакетов акций госпредприятий, которые могут быть превращены в акционерные общества. По сравнению с предыдущей редакцией список пополнился дочерними компаниями “Нафтогаза” — “Укртрансгаз”, “Укргаздобыча”, “Укртранснафта”, “Укрспецтрансгаз” и ГП “Ликво”.
При этом из списка исчезли ГП “Укрхимтрансаммиак”, аэропорт “Борисполь”, ОАО “Турбоатом”, “Зоря-машпроект”.
Тут есть отдельные нюансы.
В понимании МЭРТ исключение из списка Администрации морских портов и “Укрхимтрансаммиака” снимет запрет на их продажу как юрлиц, но без приватизации закрепленного за ними имущества. На “Турбоатом” и “Зоря-машпроект” смогут прийти стратегические инвесторы.
Третий список состоит из 273 расположенных в Крыму активов. Его появление — это, скорее, формальность, демонстративный жест Украины о том, что “Крым наш” и его активы — тоже. При этом реальных рычагов управления ими нет.
Есть еще один перечень. Пока он скрыт от глаз общественности. Речь идет о списке объектов, подлежащих приватизации в 2015 году. ЭП уже сообщала, что в этом перечне — 342 объекта. Полный список выглядит так.
В 2015 году поступления в госбюджет от приватизации запланированы в объеме 17 млрд грн. По информации ФГИ, в январе-феврале 2015 года финплан по этой статье смог получить 102,5 млн грн и 168,7 млн грн — от аренды госимущества.
Проблемный монополист
Ни в одном из упомянутых списков нет ГП “Укрспирт”. Это признак того, что в 2015 году заниматься его продажей правительство не планирует. Продавать или не продавать это предприятие — давний камень преткновения между парламентариями. Верховная Рада уже пыталась решить этот вопрос.
Бизнес-интересы народных избранников и правительства схлестнулись в сессионном зале, но выйти на какое-то решение не получилось. Кабмин пытается решить судьбу монополиста путем внесения поправок в закон о приватизации.
Документ еще не дошел до голосования, но линия разлома уже видна. Она пролегла между МЭРТ и Минагрополитики. Первое заняло принципиальную позицию относительно будущего спиртовой отрасли и не учло поправки второго.
Предмет спора — исключение из законодательства нормы о том, что решение о строительстве спиртзаводов и распределении спирта между субъектами хозяйствования принимает Кабмин. МинПА предлагало не исключать эту норму.
Алексей Павленко. Фото kmu.gov.ua |
“Действующие мощности в четыре раза превышают потребность рынка в спирте. Бесконтрольное появление новых заводов усугубит ситуацию. Незагруженные мощности не смогут конкурировать с новыми”, — отмечало аграрное ведомство.
Абромавичус в своей позиции непреклонен. По его словам, на рынке — 82 завода, но там нет конкуренции: с 2010 года они находятся в управлении ГП “Укрспирт”.
Такая модель управления отраслью привела к недопоступлениям в бюджет, сокращению в 2010-2013 годах объемов экспорта этилового спирта почти в десять раз и уменьшению притока валюты в страну. Еще одно последствие — повышение цены на спирт почти в два раза за последние четыре года.
Законопроект предлагает с 2020 года вывести производство спирта за пределы госмонополии. Это также вызвало протест Минагрополитики. Аргумент — заводы производят и экспортируют спирт по одной лицензии, полученной “Укрспиртом”.
После исключения этой нормы каждому предприятию придется получать отдельную лицензию стоимостью 500 тыс грн. По мнению главы МинАП Алексея Павленко, это создаст дополнительную нагрузку на проблемные заводы.
Ярослав Краснопольский. Фото unian.net |
На фоне этого “Укрспирт” оказался в центре скандала. Конкурс по выбору его руководителя закончился провалом. В финал вышли два человека с судимостями, что вызвало протесты со стороны сотрудников госпредприятия.
Премьер-министр Арсений Яценюк поручил Министерству аграрной политики и продовольствия отменить результаты конкурса и провести новый.
В парламенте — свои маневры. Депутаты начали бюрократический процесс разбирательств. Есть идея дать правовую оценку действиям первого заместителя главы Минагрополитики Ярослава Краснопольского.
“Я написал обращение премьеру, ГПУ, МВД и СБУ. Краснопольский был главой комиссии и отвечал за проведение конкурса”, — сказал ЭП член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Антоныщак, БПП.
К проведению конкурса привлекались международные рекрутинговые компании — Deloitte и HRM. Более подробно с участниками процесса и списком кандидатов на должность главы “Укрспирта” можно ознакомиться тут.
“Уже двое из рекрутинговых компаний отозвали свои подписи с результатов конкурса и сказали, что во время финального рассмотрения кандидатур на главу ГП их представителей там не было. В этом есть признаки преступления со стороны первого замминистра”, — считает народный депутат.
На днях состоялось заседание парламентского комитета по вопросам аграрной политики. Депутаты решили провести парламентские слушания по этому вопросу и запросить дополнительную информацию о деятельности предприятия и исполняющего обязанности директора “Укрспирта” Романа Иванюка.
Вся эта бюрократическая волокита напоминает попытку затянуть назначение главы ГП на неопределенный срок. “Пока не будет назначен новый чиновник, руководить предприятием будет Иванюк”, — говорит Антоныщак.
Романюк считается человеком президента. У формата, когда крупными компаниями управляют люди в статусе и. о., есть свои преимущества. Исполняющие обязанности — фигуры несамостоятельные, ими легко управлять. В первую очередь, эти бонусы ощущают те, кто их “поставил” на эту должность.
Галина КАЛАЧОВА
Что скажете, Аноним?
[07:10 07 ноября]
[18:58 06 ноября]
11:45 07 ноября
10:30 07 ноября
10:00 07 ноября
09:40 07 ноября
09:30 07 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.