Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Вынька-встанька

[15:03 10 июля 2012 года ] [ Бизнес, №28, 9 июля 2012 ]

Власти усилят давление на частные украинские компании, добывающие углеводороды

Руководство страны пытается мобилизовать средства компаний, занимающихся добычей нефти и газа в Украине. В мае Кабмин решил взимать плату с победителей конкурса на право заключения соглашения о разделе продукции в сфере добычи углеводородов. А в начале лета власти озаботились наполнением бюджета следующего года.

Уже 22 июня Президент Украины Виктор Янукович подписал принятый 24 мая Закон №4834 “О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно усовершенствования некоторых налоговых норм”.

Этот документ предусматривает новый порядок расчета размера платы за недропользование, который начнет действовать с 1 января 2013 г. Тогда же будет отменена рента за добычу углеводородов.

Официально подобные изменения Налогового кодекса инициировал Виталий Хомутынник, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Но он всего лишь обеспечивал продвижение документа в парламенте, а его текст подготовили специалисты Государственной налоговой службы.

По их расчетам, благодаря изменению ставок платы за недропользование и одновременной отмене ренты уже в следующем году в госбюджет должно будет поступить дополнительно 0,4 млрд грн. Расчет прост: отмена ренты лишает некоторые добывающие компании льгот в виде освобождения от уплаты этого сбора.

Ропот и покорность

Добывающие компании восприняли поправки в Налоговый кодекс крайне противоречиво. Нейтрально отнеслись к изменениям представители частных добывающих компаний.

“Анализ предложенных изменений Налогового кодекса в части налогообложения компаний, занимающихся добычей нефти и газа, показывает, что с 1 января 2013 г. налоги на добычу газа практически не возрастут, а налоги на добычу нефти и газового конденсата увеличатся на 3-4%. Таким образом, предлагаемые нововведения не окажут существенного влияния на экономические показатели нефтегазового бизнеса компании”, — сказал Алексей Тимофеев, генеральный директор компании “Смарт Энерджи” (энергетический дивизион корпорации “Смарт-Холдинг” Вадима Новинского; в Украине владеет добывающей компанией “Регал Петролеум”).

А вот представители государственных компаний подняли шум. Так, один из топ-менеджеров ДК “Укргазвибодування” на условиях анонимности поделился расчетами, согласно которым после вступления в силу новых норм Налогового кодекса эта компания заплатит в госбюджет на 1 млрд грн. больше, чем в 2012 г. “В следующем году мы должны были должны были перечислить в госказну около 600 млн грн. ренты и платы за недропользование, но после корректировки Налогового кодекса эта сумма достигла 1,6 млрд грн.”, — пояснил источник.

Кроме того, он отметил, что компании, добывающие газ, в 2013 г. перечислят в госбюджет около 5,1 млрд грн. вместо анонсированных ранее 2,7 млрд грн. Правда, о методике подсчета прогнозных показателей он предпочел не распространяться. “У нас и так на уплату налогов уходит около 70% доходов, а теперь у компании вообще не останется средств для развития добычи углеводородов”, — посетовал сотрудник ДК “Укргазвидобування”.

В свою очередь, эксперты отмечают, что большинство компаний, которые занимаются в Украине добычей нефти и газа, не обнародуют данные о финансовых показателях, поэтому достоверно не известно, насколько критично для них повышение платы за недропользование.

“Например, “НАК “Нафтогаз України” до сих пор не обнародовала данные о финпоказателях за 2011 г. Сотрудники компании оправдываются, что не получили данные от ПАО “Укрнафта”. Из-за отсутствия этих данных мы достоверно не знаем, какова сейчас себестоимость добычи газа и нефти, и, соответственно, не можем оценить, насколько критично увеличение налогообложения этих компаний”, — сказал Геннадий Рябцев, заместитель директора Научно-технического центра “Психея”.

В свою очередь, в ГНСУ, как уже говорилось выше, рост поступлений в госбюджет благодаря изменению начисления платы за недропользования оценивают гораздо скромнее — в 0,4 млрд грн. При этом фискалы настаивают: налоговая нагрузка на добывающие предприятия не увеличится, просто теперь платить будут все добывающие компании, а не только отдельные.

Битва лоббистов

Еще до того как Президент подписал Закон №4834, против этого документа резко выступил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. 27 мая он направил главе государства письмо, в котором сообщил, что изменение принципа начисления платы за недропользование обусловит увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании: “Это повлечет сокращение добычи углеводородов на территории страны и усилит ее зависимость от импорта энергоресурсов”.

Недруги министра уверены: на самом деле г-н Бойко попросту пытался добиться, чтобы глава государства дал “добро” на сохранение налоговых льгот для добывающих компаний. Это и неудивительно, ведь помимо группы “Приват” влияние на менеджмент некоторых государственных добывающих компаний имеет близкий к главе Минэнергоугля Дмитрий Фирташ, собственник группы компаний Group DF.

Через месяц после письма г-на Бойко с открытым письмом к Виктору Януковичу обратился также Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине. Недовольство американца вызвали в первую очередь правила налогообложения компаний, которые добывают углеводороды в рамках СРП.

В частности, он настаивал на отмене пункта, согласно которому часть ставки платы за недропользование будет использоваться при определении долей распределения продукции между инвестором и государством. По мнению г-на Зукоски, данные нововведения могут поставить под сомнение заключение СРП компаниями Shell и Chevron.

Но Президент письмам просителей не внял и Закон подписал. Правда, он все же поручил правительству разобраться с ситуацией в сфере налогообложения добывающих компаний. Парламентские лоббисты как ГНСУ, так и добывающих компаний отреагировали на слова главы государства молниеносно.

Во вторник, 3 июля, Виталий Хомутынник зарегистрировал в парламенте проект закона №10687 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно изменений ставок некоторых налогов и сборов)”.

Этот документ предполагает лишь минимальные правки Налогового кодекса в части платы за недропользование. В частности, согласно законопроекту, минимальный размер платы за добычу газа предлагается увеличить с 595 грн./тыс.куб.м до 599 грн./тыс.куб.м, а за добычу на больших глубинах — с 318 грн./тыс.куб.м до 322 грн./тыс.куб.м.

На следующий день лоббисты интересов добывающих компаний предприняли ответный ход. Комитет ВР по вопросам правовой политики направил в парламент для рассмотрения во втором чтении проект закона №10224 от 16.03.12 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно Государственной налоговой службы в связи с проведением административной реформы)”.

В окончательной редакции этого документа появились предложения внести изменения в статьи Налогового кодекса, касающиеся платы за недропользование.В частности, документ отменяет авансовые платежи при внесении этой платы и существенно изменяет ставки платы за недропользование для добычи газа и принцип расчета ее размера.

Так, ставка платы для газа, добытого на небольших глубинах, повышена с 17% до 25%, а для газа, добытого на глубине более 5 км, — с 9% до 14%. При этом отменяется минимальный размер платы, который сейчас зафиксирован в Налоговом кодексе. В то же время ставки платы за недропользование для газа, предназначенного населению, а также добытого на континентальном шельфе, наоборот, снижаются.

Если такой газ добыт на небольших глубинах, ставка платы составит 20% вместо 28%, а если голубое топливо добыли на глубине более 5 км — и вовсе 14% вместо 25%. В свою очередь, для газа, добытого на шельфе, ставку платы за недропользование предлагается снизить до 11% (вместо 15%).

В итоге, размер платы за недропользование для государственных компаний, которые добывают газ для нужд населения, существенно уменьшился, тогда как частные добывающие компании вынуждены будут существенно увеличить отчисления в госбюджет.

Кроме того, законопроект учел и пожелания лоббистов иностранных инвесторов. Из него изъята норма о включении части ставки платы за недропользование при определении долей распределения продукции между инвестором и государством.

5 июля народные депутаты проголосовали за принятие Закона (проект №10224) в целом. Пока этот документ не подписал спикер Владимир Литвин, и, соответственно, он не может быть передан на подпись Президенту. Весьма вероятно, что руководство ГНСУ попробует использовать эту “заминку” в продвижении документа, чтобы постараться убедить главу государства вернуть его на рассмотрение в парламент.

Отметим, что Закон не предлагает изменений ставок платы за недропользование при добыче нефти, но на льготах для истощенных месторождений поставлен крест. Ведь документ предусматривает, что для нефти, добытой на истощенных участках, предполагаться использовать коэффициент 0,95 — т.е. платить придется всего на 5% меньше, чем за добычу на обычных участках. Так что планы мытарей заставить “Укрнафту” раскошелиться, похоже, сбываются.

Таким образом, пока результат “рентной войны” следующий: в обмен на увеличение платы за недропользование для нефтедобывающих компаний (в первую очередь “Укрнафти”) и частных добытчиков газа г-н Бойко добился снижения отчислений в госбюджет в следующем году для ДК “Укргазвидобування”.

Как считали

Элементы математики

После отмены ренты плата за недропользование должна увеличиться в разы. Ведь из 15 млрд грн., которые в этом году заплатят в бюджет добывающие компании, на отменяемую в 2013 г. ренту приходится львиная доля. Согласно Закону №4834, в следующем году за добытую тонну нефти компании будут платить государству 39% ее рыночной стоимости (для месторождений, где приходится бурить скважины глубиной более 5 км, ставка составляет 17%).

Показатель рыночной стоимости нефти ежемесячно утверждает Минэкономразвития. Данных на июль пока нет, но в мае министерство определило рыночную стоимость 1 т нефти в 6847 грн. Исходя из этого, можно прикинуть, что плата за недропользование при добыче 1 т нефти с глубины, не превышающей 5 км, составит почти 2700 грн., с глубины более 5 км — почти 1200 грн.

Новый расчет платы за недропользование при добыче природного газа более сложен — он учитывает не только глубину месторождений, но и конечного потребителя газа. Последнее связано с восьмикратной разницей в цене голубого топлива, поставляемого для нужд населения и промышленности.

С 1 января следующего года минимальный установленный размер платы за газ, предназначенный населению, составит 89 грн./тыс.куб.м, промпотребителям — 318 грн./тыс.куб.м.

Если газ добыт на территории континентального шельфа, в госбюджет необходимо заплатить не менее 54 грн./тыс.куб.м (15%). Не забыли чиновники и о компаниях, которые будут добывать нефть и газ в рамках соглашений о разделе продукции. За каждую добытую тонну нефти они должны будут перечислять государству 2% ее стоимости, а за каждую тысячу “кубов” газа — 1,25%.

Остальная часть ставки платы за недропользование будет использоваться при определении долей распределения продукции между инвестором и государством. Ранее добыча в рамках СРП платой за недропользование не облагалась. Также предусмотрено введение авансовых платежей платы за недропользование в размере 30% начислений.

Кроме того, теперь Налоговый кодекс предполагает штрафы за несвоевременное внесение платы за пользование недрами. В случае задержки платежа ГНСУ может начислять пеню за несвоевременное внесение платы за пользование недрами— в размере половины суммы задолженности.

Механика процесса

Операция “Истощение”

Сейчас от уплаты ренты освобождаются компании, которые добывают углеводороды на истощенных месторождениях, а также на участках, которые характеризуются повышенной сложностью горно-геологических работ и т.п. Считается, что эту ситуацию с выгодой для себя использует группа “Приват”, контролирующая крупнейшую нефтедобывающую компанию страны ПАО “Укрнафта”.

Также под определение “истощенных” подпадает ряд месторождений, на которых добывает газ и нефть государственная компания ДК “Укргазвидобування”. Менеджмент госкомпаний, в том числе и “Укрнафти”, неоднократно заявлял об истощении месторождений.

А в июле прошлого года благодаря парламентскому лобби добывающие компании сумели добиться включении в Налоговый кодекс ст.258, которая обнуляет ставку ренты для истощенных месторождений.

Стремление добытчиков не платить ренту за добытые нефть и газ неудивительно. Ведь сейчас размер ренты в разы превышает ставки платы за недропользование.

Размер ренты определяется по формуле с учетом рыночной стоимости углеводородов и выравнивающего коэффициента, который рассчитывает Минэкономразвития. Так, в мае за каждую добытую тонну нефти на глубине, не превышающей 5 км, компании платили 2327 грн., на больших глубинах — 861 грн.

В свою очередь, за 1 тыс.куб.м. газа, добытого на небольших глубинах, компании в мае платили 562 грн., на глубине более 5 км — 280 грн. В то же время ставка платы за недропользование составляет 148 грн. за каждую добытую тонну, для газа — 42 грн. за 1 тыс.куб.м. Почувствуйте разницу.

Максим КАМЕНЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.