Выборы 4 июня 1989 г., выигранные “Солидарностью”, открыли дорогу радикальным экономическим и политическим преобразованиям в Польше. Остальные страны Центральной и Восточной Европы последовали за ней. В декабре 1991 г. был распущен СССР.
Казалось, все страны идут в одном направлении — к демократии, верховенству права и капитализму. Но через пару лет траектории стали расходиться. Те, кто присоединился к ЕС, добились демократии и капитализма. Белоруссия вернулась к диктатуре и квазисоциализму. А в России президент Владимир Путин устранил демократию, политизировал капитализм, а недавно атаковал демократическую, но плохо управлявшуюся Украину.
Разнятся и экономические показатели разных стран. За весь период с 1989 по 2013 г. ВВП на душу населения в Польше более чем удвоился, а в Венгрии вырос лишь на 22%. В Словакии увеличился на 83%, а в Чехии — на 48%, что меньше, чем в Болгарии. В Эстонии этот показатель вырос на 90%, а в России — на 18%.
Как объяснить эти отличия в развитии постсоциалистических экономик, в том числе и сравнительный успех Польши?
Первый фактор, на мой взгляд, таков: чем быстрее и радикальнее происходят изменения экономической системы, тем быстрее оказывается рост в долгосрочной перспективе.
Шоковая терапия, пионером которой Польша стала в 1990 г. и которую — в еще более радикальной форме — позже провела Эстония, оказалась куда лучше затянутых, отложенных или непоследовательных реформ. Например, конвертируемость валюты Польша ввела среди других мер по либерализации и стабилизации экономики меньше чем через четыре месяца после прихода к власти нового правительства (где автор статьи был министром финансов. — “Ведомости”). Украина потратила на это почти четыре года.
Характер получившегося капитализма крайне важен. В Польше и большинстве других стран Центральной и Восточной Европы успехи частных фирм, как правило, не зависят от политических связей и знакомств ее владельцев и менеджеров в чиновничьих кругах. В России и на Украине это критически важный фактор.
Политизированный или кумовской капитализм не только нечестен, но и неэффективен. Он душит конкуренцию и стимулирует экономическое поведение, направленное на поиск источников ренты. Ровное игровое поле с одинаковыми правилами игры для всех — это вопрос не только этики, но и эффективности.
Второй фактор: для экономического роста важно состояние государственных финансов. Одна из причин плохих показателей Венгрии — чрезмерная роль государства в экономике, дополненная постоянным дефицитом бюджета, периодическими финансовыми кризисами и большим госдолгом. Бюджетная ситуация в Польше далека от идеала, но проблемы не заходили так далеко.
Третий фактор: долгосрочный экономический рост замедляется, когда страны переживают глубокую рецессию. Причинами могут быть внешние шоки, процикличные политические меры, как это было в прибалтийских странах, Болгарии и на Украине, или нерациональная выдача кредитов крупнейшими госбанками, как в случае Словении.
Из всех постсоциалистических экономик только Польша после 1989 г. избежала рецессии экономики. Цикличность удалось сгладить благодаря осторожной монетарной и надзорной политике. А проблему с выдачей кредитов по политическим причинам Польша решила, проведя масштабную приватизацию финансового сектора в 1998-2000 гг.
Прошлые успехи не всегда предвещают удачу в будущем, и Польша не исключение. Тому есть три причины. Во-первых, старение населения. Занятость сокращается, растет доля пожилых, неработающих людей. Во-вторых, по объему частных инвестиций Польша делит последние места в регионе с Венгрией. В-третьих, судя по совокупной факторной производительности (СФП), в последние годы существенно замедлился рост общей эффективности, который был главным драйвером польской экономики.
Все эти негативные тенденции можно нейтрализовать дальнейшими реформами. Например, Польша может нарастить занятость среди молодежи и пожилых. Повышение пенсионного возраста до 67 лет было шагом в правильном направлении. Но нужно сделать больше. Например, остановить или даже развернуть вспять рост минимального размера оплаты труда.
Частные инвестиции можно стимулировать, убирая регулятивные и бюрократические барьеры и увеличивая норму сбережения. К сожалению, в прошлом году была фактически конфискована часть активов пенсионных фондов [для покрытия суверенного долга]. Это неверное решение.
Наконец, чтобы подстегнуть рост производительности, Польша должна завершить приватизацию, реформировать государственные университеты, бороться с социальными ловушками, которые затрудняют людям смену деятельности на более производительную, и усилить конкуренцию, особенно в сфере социальных услуг и IT.
Конкурирующие между собой политики редко выдвигают правильные решения вовремя (правда, при политической монополии это происходит еще реже).
Одна из причин в том, что в демократических странах на политиков давят различные группы, требующие большего вмешательства со стороны правительства и сопротивляющиеся реформам по корыстным или идеологическим соображениям.
Польша не исключение. Необходимо большее общественное давление со стороны тех, кто следит за деятельностью политиков и верит, что свободный рынок, верховенство права и гражданское общество — лучшие лекарства от социальных проблем. Лично я вовлечен в этот процесс в надежде, что Польша еще раз всех удивит.
Лешек БАЛЬЦЕРОВИЧ, бывший министр финансов Польши, автор плана шоковой терапии 1990 г.
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.