Как стало известно из инсайдерских источников, одна из таких попыток будет предпринята в непризнанной “Приднестровской Молдавской республике”, где в ближайшее воскресенье, 12 декабря, состоятся “выборы” ее “президента”.
Сами по себе эти выборы не обещают никаких сюрпризов. Москва уже согласовала на второй срок кандидатуру действующего главы ПМР Вадима Красносельского. Конкуренты, игравшие на недовольстве вымирающего и стареющего населения, успешно сняты с выборов, порога минимальной явки в ПМР нет вообще, а ЦИК — свой в доску, и все посчитает как надо. Единственный альтернативный кандидат, Сергей Пынзарь — техническая фигура, без шансов на победу. Но даже если бы Пынзарь победил, это ничего не изменило бы. Оба кандидата контролируются местным холдингом “Шериф”.
Казалось бы, все шло хорошо. Но в Москве, к большому неудовольствию “Шерифа”, решили использовать выборы для розыгрыша сложной комбинации, включающей и охлаждение молдово-украинских отношений. Которые, по мнению Кремля, слишком уж сильно потеплели после прихода к власти прозападной Майи Санду и ее партии PAS (”Действие и солидарность”, рум. Partidul Acțiune și Solidaritate).
Приднестровское двоевластие
В последние 15-20 лет реальная власть в ПМР довольно стабильно поделена между российскими силовиками и местным холдингом “Шериф”, бизнес которого тесно связан с Украиной. Формально холдинг пребывает вне политики, все его предприятия зарегистрированы в Молдове и работают через молдавскую таможню, так что претензий, связанных с “конфликтом”, к нему нет, и в переговорах об “урегулировании” он не участвует. Но реальная власть внутри Приднестровья принадлежит, в основном, именно ему.
“Конфликт” и “урегулирование” взяты в кавычки по той причине, что никакого конфликта давно уже нет. Ситуация вокруг ПМР устраивает все стороны, и “урегулировать” ее никто не собирается. Тандем признанной Молдовы и непризнанного Приднестровья давно и успешно превращен в “молдавскую прачечную” по отмывке и выводу за границу денег, полученных от продажи “неоплачиваемого” российского газа, и от других незаконных операций, прикрытых печатью молдавской таможни.
Российские силовики, ведущие из ПМР, и, далее, через Молдову и Румынию, спецоперации в ЕС, также связаны со структурами РАО ЕЭС и Газпрома, участвующими в отмывке средств через связку ПМР-Молдова, имеют от них свою долю в этом бизнесе и обычно стараются не мешать ему, избегая вмешательства во внутренние дела ПМР.
Попытку влезть в эти схемы, немного потеснив “Шериф” и ФСБ и получив свою долю, предприняла было СВР РФ, чьи креатуры, супруги Евгений Шевчук и Нина Штански, были протащены на должности “президента” и “главы МИД ПМР”. Но затея не увенчалась успехом. После провального президентства и поражения на следующих выборах семейку Шевчуков без лишнего шума эвакуировали через Молдову в Петербург, пристроив на теплые должности, а прежнее равновесие вернулось на круги своя. Такое двоевластие до самого последнего времени устраивало всех его участников.
Среди прочего, ФСБ, опиравшаяся в регионе на российских миротворцев, на МГБ ПМР, которая по факту является ее дочерней структурой, и на многочисленную агентуру, внедренную во все приднестровские ведомства, действуя в тандеме с МИД РФ, использовала ПМР для ползучей легитимации Абхазии и Южной Осетии, закольцованных, вместе с Нагорным Карабахом, в “содружество непризнанных”, признающих друг друга. Две оторванные от Грузии “республики” даже открыли в ПМР (а ПМР — у них) представительства, не став, правда, называть их посольствами. На это “Шериф” не возражал, поскольку такая деятельность не затрагивала интересы Украины напрямую и не мешала ему вести в ней бизнес.
Но аннексия Крыма и война на Донбассе все сильно изменили. С одной стороны, новая власть Украины стала с большим подозрением смотреть на любой сепаратизм. С другой, ФСБ и МИД РФ стали испытывать сильные соблазны использовать ПМР и для частичной легитимации ЛДНР, в рамках все той же, уже хорошо отработанной, абхазско-южноосетинской схемы. Правда, боязнь подвести ПМР под жесткие санкции со стороны Украины и потерять свою долю доходов долгое время удерживала их от таких экспериментов, но сейчас этому, похоже, приходит конец.
Тотальная мобилизация
Все изменилось в связи с началом подготовки России к прямому нападению на Украину. По сути, Кремль объявил тотальную мобилизацию ресурсов, способных так или иначе ухудшить положение Украины, или способствовать ее изоляции на любом из возможных направлений. Под эту мобилизацию попало и Приднестровье. Примерно месяц назад из инсайдерских источников стала приходить информация о том, что Россия намерена протащить на приднестровские выборы не только своих наблюдателей и наблюдателей из Абхазии и Южной Осетии, что было бы вполне обычным делом, но и наблюдателей из ЛДНР. Таких утечек становилось все больше. Информацию об этом стали сливать и некоторые телеграмм-каналы.
Разумеется, ни официальных подтверждений, ни официальных опровержений на эту тему нет и не может быть. Но из сопоставления и суммирования циркулирующей информации складывается довольно ясная картина.
Молдова не признает и никогда не признавала “выборы” в ПМР, но год за годом закрывала глаза на участие в них российских, абхазских и южноосетинских “наблюдателей”. Все они проникали в Молдову как “туристы”, прикрываясь, как правило, российскими паспортами, хотя в отдельных случаях случались и более экзотические варианты. Меньшую часть их них, слишком открыто демонстрировавших цель своего приезда, и приезжавших непосредственно к выборам, регулярно отлавливали в аэропорту Кишинева и отправляли назад. Но большинство приезжало чуть загодя и маскировалось немного лучше, не сообщая настоящую цель визита. Все эти люди затем легко проникали в Приднестровье, благо, что линия разделения с ним с молдавской стороны не охраняется вообще. Такое отсутствие барьеров является официальной позицией властей Молдовы, демонстрирующей, якобы, “единство страны” — и дающей возможность приднестровским спецслужбам свободно оперировать по всей молдавской территории, похищая неугодных им людей, для последующих пыток и заключения в Тирасполе.
С приходом к власти Майи Санду и формированием парламентского большинства и правительства PAS появилась надежда, что подобная практика прекратится. Но сложная ситуация в энергетике и набирающее силу недовольство новой властью, против которой консолидировались все, кто желал бы удержать Молдову в российской орбите (а их в Молдове немало) вынуждают Кишинев к большой осторожности и сдержанности. Очень похоже на то, что на нынешних “выборах” молдавские пограничники предпочтут вообще не замечать “наблюдателей”, направляющихся в ПМР. И в Москве приняли решение расширить круг “смотрящих за выборами”, включив в него функционеров из ЛНР и ДНР, провезя их через кишиневский аэропорт под прикрытием все тех же российских паспортов, и вскрыв эти консервы уже в Тирасполе.
Эта идея, чреватая жесткими санкциями со стороны Украины, вызвала шок в руководстве “Шерифа” — но в Москве стали настаивать. Красносельскому, съездившему туда перед выборами для согласования деталей, напомнили о $7 млрд, отмытых через ПМР при помощи газовых махинаций, но формально висящих в неопределенности, в виде долга, застрявшего где-то между Газпромом, Молдовой и Приднестровьем. Напомнили также и о том, что все отмывочные схемы, реализуемые через ПМР, основаны на российских деньгах и российском же газе, и что при желании Москва эти схемы легко прикроет, превратив непризнанную полуреспублику в никому не нужную, нищую дыру — не только для рядовых жителей, как это обстоит сейчас, но и для местных хозяев жизни. Естественно, что все эти аргументы были адресованы не Красносельскому, зицпрезиденту с непомерным самомнением, увлеченно применяющему статью об уголовной ответственности, с реальными сроками за “оскорбление главы государства”, а реальной приднестровской власти: хозяину “Шерифа” Виктору Гушану и его ближайшему окружению. Их сопровождали и деловые предложения, того самого сорта, от которых по выражению дона Вито Корлеоне, “невозможно отказаться”.
Приднестровская карта в рукаве у кремлевских шулеров
Хотя приднестровцы через свое лобби в Москве все еще пытаются отбиться от ЛДНРовских наблюдателей, прилагая к этому максимум усилий, вопрос с их внезапным появлением в Тирасполе можно считать практически решенным. После того, как они отработают на выборах и вернутся в Кишинев, чтобы воспользоваться международным аэропортом, их могут, в принципе, и выслать из Молдовы с запретом на въезд. Но это ничего уже не изменит — скандал будет запущен. При этом Москва рассчитывает именно на максимально громкий скандал, так что, по крайней мере, часть утечек об ЛДНРовском участии, насколько можно судить, организована ей самой.
В свою очередь, Приднестровье, в лице “главы МИД ПМР” Виталия Игнатьева, по неофициальным каналам заверяет молдавскую сторону в том, что никаких наблюдателей из ЛДНР не будет. В этом весь смысл операции: “белые ходоки” из ОРДЛО должны возникнуть внезапно, в самый последний момент, как черти из табакерки, и произвести максимально оглушительный эффект. Есть, конечно, шанс, что ЦИК ПМР откажется регистрировать их как наблюдателей именно от ЛДНР. Но, во-первых, как говорил товарищ Сухов, “это вряд ли”, ибо предложения, от которых невозможно отказаться, верхушке “Шерифа” уже сделаны. А во-вторых, есть эффективные приемы и для обхода такого отказа. Например, регистрация в качестве наблюдателей из России в сочетании с широкой раздачей интервью понаехавшим в ПМР российским журналистам в образе представителя одной из “братских республик”.
Москва при этом рассчитывает достичь сразу нескольких целей.
Во-первых, поставить Игнатьева, которого и так, мягко говоря, не жалуют сейчас в Молдове, в максимально неловкое положение, надолго заблокировав любые переговоры ПМР с правительством Санду. Такая блокировка — часть плана по организации для Санду и ее PAS тупика по максимальному числу направлений. Во-вторых, добиться максимальной изоляции Приднестровья со стороны Украины. В-третьих внести неприятную нотку недоверия в отношения Кишинева и Киева. В сумме эти пункты должны лишить Тирасполь всякого пространства для маневра, оставив ему единственную возможность: опираться на Россию, надеясь, что та придет ему на выручку. А это, в свою очередь, позволит создать в тылу Украины надежную группировку, которую можно будет бросить в бой в момент российского нападения, не оставив руководству ПМР шансов уклониться. В иной же ситуации риск уклонения, даже с учетом присутствия в ПМР формально-российского военного контингента, может быть довольно велик. Ведь в настоящее время 100% рядовых и сержантов российской группировки и 30-40% ее офицеров по факту — местные жители, с российским гражданством, частью законтрактованные напрямую, частью призванные в армию ПМР как граждане ПМР, и уже оттуда законтрактованные в армию РФ взамен ПМРовской срочной службы.
В случае, если успех операции против Украины превзойдет все ожидания и российский десант пробьет через украинскую территорию коридор, открыв Приднестровью выход к морю, Москве можно будет подумать даже о признании или полупризнании ПМР в новых границах, и о создании треугольника ПМР-ДНР-ЛНР, для совместного давления на Украину. В этом случае разрыв связей с Молдовой или, по крайней мере, прекращение их на какое-то время, тоже будет очень кстати. В случае меньшего успеха, его можно будет выдать за полную неудачу и слить ПМР вовсе, вывезя российский костяк миротворцев и верхушку МГБ ПМР — благо полоса тираспольского аэродрома отремонтирована и способна, в принципе, принимать самолеты в дневное время. Вопрос только в разрешениях на их пролет над украинской территорией и на вход в формальное воздушное пространство Молдовы, которые, в случае реальных военных военных действий в регионе, никто, естественно, спрашивать не станет. Местную же часть россиянских служивых просто бросят, и они, по большей части, токсично растворятся в “объединенной Молдове” — в чем, собственно и заключен смысл такого слива. Но чтобы такое растворение наверняка сработало, отношения между Кишиневом и Тирасполем должны быть если не испорчены окончательно, то, по меньшей мере, как можно сильнее разрушены в их прежнем виде, взаимовыгодном и высокодоходном. В противном случае стороны могут кулуарно договориться о сохранении в том или ином виде “полупризнанной” серой ПМР ради попытки возрождения в новой ситуации хотя бы части старых черно-серо-белых схем совместного обогащения, либо изобретения новых.
Между тем, Молдова сегодня и без того очень сильно приднестровизирована. Значительная часть ее граждан тяготеет к России — в том числе, часть румыноязычных граждан и даже тех, кто уже запасся румынскими паспортами. Гагаузия — так та вообще совершенно пророссийский регион. Растворив в этой сложной смеси еще и Приднестровье, Москва сможет создать очень удобную для себя площадку с видом и проходом на Балканы. Ну а если Молдова при этом начнет сближаться с Румынией, членом ЕС и НАТО, мало-помалу растворяясь в ней, это тем более станет подарком для Кремля.
Такое растворение ПМР в Молдове вовсе не означает маргинализации выходцев из ее структур. Структуры “Шерифа” будут, в основном, просто сохранены в неприкосновенности, поскольку они уже легализованы в Молдове. МолдГРЭС в собственности РАО ЕЭС, вероятно, тоже останется и будет худо-бедно работать. Уволенные контрактники из миротворцев мало-помалу будут трудоустроены в различных военизированных структурах, в основном охранных, которые без особых проблем могут быть созданы в Молдове, и замкнуты, через различные прокладки, на российские ЧВК. И сотни тысяч жителей ПМР с российскими паспортами тоже никуда не денутся и будут искать свое место в новой реальности.
А со связкой МВД и МГБ ПМР все вообще получается очень интересно. Сейчас в Тирасполе началось перетекание низового состава из МГБ в МВД. Костяк МГБ сохраняется в основном из тех, кого намерены забрать в Россию. А кадры МВД ПМР, в случае слива ПМР, будут, по большей части, легализованы в МВД Молдовы. Все условия для этого уже имеются. Оба ведомства давно поддерживают тесные отношения — благо, всегда есть отмазка, что, мол, борьба с уголовной преступностью “вне политики”. Конечно, формально структуры МВД ПМР будут расформированы, но откуда прикажете брать кадры для молдавской полиции на территории бывшего Приднестровья? Какое-то количество “варягов”, конечно, пришлют из Молдовы — но ведь не всех же. Их просто негде будет взять в нужном количестве. А это значит, что большая часть кадров приднестровского МВД, не засвеченных уж очень явно в чем-то совсем уж гнусном, будет успешно переаттестована/перекована и вернется к привычной работе. В тех же зданиях и, в значительной мере, в тех же коллективах, что и раньше. Включая и переведенных в МВД бывших сотрудников МГБ, с их старыми связями с теми, кого эвакуируют в Россию.
Кстати, существенная часть сотрудников МГБ, в первую очередь, “мышки-наружки” из оперчасти, и ранее формально числилась либо в МВД, либо вообще в сторонних организациях. Их, к примеру, было довольно много в школах, в роли трудовиков и физруков, они также были тренерами в детских секциях, причем реально работали, кто-то на полставки, а кто и на полную, так что коллеги могли и не знать ничего об их второй, настоящей жизни.
Оба этих сценария достаточно неприятны и для Молдовы, и для Украины. На самом же деле возможных сюжетов больше, поскольку между “воюем” и “не воюем”, а также “сдаем” и “не сдаем” есть и масса промежуточных вариантов.
Разумеется, один лишь факт участия наблюдателей из ЛДНР в выборах приднестровского “президента” сам пор себе не возымеет таких масштабных последствий. По замыслу московских режиссеров, он должен стать первой костяшкой домино в цепочке дальнейших, взаимосвязанных событий и в их привязке к развитию ситуации в подвергшейся нападению Украине.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
13:00 26 ноября
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
11:50 26 ноября
11:15 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.