Традиционно в Украине по амнистии из тюрем выходили в среднем 3-4 тысячи человек в год. После того, как к 2011 году страна пополнила первую десятку государств мира по количеству заключенных, выросло и число амнистированных — до 15 тысяч. Аннексия Крыма и оккупация части Донецкой и Луганской областей внесли свои коррективы в жизнь Украины и, естественно, отразилась на судьбах заключенных, отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы и ожидающих амнистии: в 2014 году по соответствующему закону на волю должны были выйти около 20 тысяч человек.
В прошлом году амнистия не состоялась, поскольку Верховная Рада затянула принятие закона “Об амнистии в 2015 году” до конца года. А уже в нынешнем году депутаты закон подержали, но президент применил право вето. И объективно, имел на то ряд оснований.
Первой и главной причиной такого решения, по мнению экспертов, является тот факт, что законопроект №4255 “Об амнистии в 2016 году”, принятый Верховной Радой 7 июля, был откровенно сырым и мог быть неоднозначно воспринят европейскими партнерами Украины в рамках Нормандского процесса. Мол, Киев готов амнистировать только “своих”, хотя обещал применить амнистию ко всем участникам событий на территории Донецкой и Луганской областей…
Несовершенный документ
Кроме того, закон был выписан так, что могли быть амнистированы те, кого амнистировать не следовало бы. Так, традиционно, под амнистию не подпадают те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Естественно, каждый раз в соответствующем законопроекте парламентарии акцентируют на этом внимание. Законопроект №4255, с одной стороны, не стал исключением. С другой стороны, в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады еще до голосования обратили внимание, что буквальное толкование некоторых норм законопроекта (в комплексной их взаимосвязи) свидетельствует, что амнистия, согласно этому документу, все же может применяться к лицам, совершившим даже особо тяжкие преступления. В частности, в пункте “е” статьи 9 законопроекта речь шла о том, что амнистия может применяться, к примеру, к осужденным за кражу, совершенную в особо крупных размерах или организованной группой, контрабанду, совершенную по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за это преступление, или должностным лицом с использованием служебного положения, блокирование транспортных коммуникаций, а также захват транспортного предприятия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, незаконное завладение транспортным средством, соединенное с насилием или если оно причинило крупный материальный ущерб, нарушение законов и обычаев войны… “Такое расширение круга лиц, к которым может быть применена амнистия, является необоснованным”, — говорилось в замечаниях к документу от Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.
Еще одним спорным моментом законопроекта “Об амнистии в 2016 году” стал тот факт, что в нем речь идет о возможности применения амнистии не только в отношении осужденных, но и в отношении обвиняемых. То есть, под амнистию, теоретически, могли бы попасть те лица, по отношению к которым судебные разбирательства еще идут. Это, по мнению юристов, противоречит положениям закона “О применении амнистии в Украине”, в котором черным по белому сказано, что амнистия — освобождение от отбывания наказания лиц, признанных виновными в совершении преступлений или уголовные дела по которым рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу.
В этой связи опасения от применения закона “Об амнистии в 2016 году” в том виде, в котором он был принят, тем более понятны, если учесть, что у Украины уже возникли проблемы с другим непродуманным законом — “законом Савченко”. По некоторым данным, благодаря ему начиная с декабря 2015 года из мест лишения свободы уже освободились более 6,5 тысячи человек, среди которых более 800 были осуждены за умышленные убийства. В целом же, по данным Государственной пенитенциарной службы, “закон Савченко” может быть применен к 40 с лишним тысячам осужденных.
Вместе с тем в Национальной полиции уже заявили об аресте за тяжкие и особо тяжкие преступления более 600 человек, которые вышли на волю по “закону Савченко”. По словам замглавы Нацполиции Вадима Трояна, среди совершенных ими после освобождения преступлений — 17 убийств… Теперь перед Верховной Радой стоит вопрос скорейшего внесения изменений в этот закон. Но сколько еще преступлений будет совершено до момента голосования за поправки — открытый вопрос.
Проблемная трактовка норм закона
Немаловажным нюансом в законопроекте “Об амнистии в 2016 году” остается и появление в нем такой категории амнистируемых как участники АТО. “Законом предусмотрено объявить амнистию и распространить ее действие в первую очередь на участников боевых действий, лиц, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимали непосредственное участие в антитеррористической операции”, — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. В принципе, появление отдельных категорий в законопроектах “Об амнистии” не является для Украины новшеством. К примеру, однажды парламентарии внести в перечень амнистируемых статью, позволяющую освободить осужденных в деле Скниловской катастрофы под Львовом. Вместе с тем в нынешнем законопроекте, по словам адвоката семей Небесной сотни Евгении Закревской, по факту депутаты проголосовали не за амнистию для бойцов АТО, а “за практически поголовную амнистию “ментам” за то, что они совершали до, в период Майдана и после тоже (за исключением тяжких и особо тяжких преступлений)”.
В пользу этого мнения адвокат привела несколько фактов. Во-первых, по ее словам, список преступлений, “инкриминируемых “беркутам”, следователям и прочим “ментам” по делам Майдана” не был вынесен депутатами в исключения, которых амнистия не касается. Во-вторых, в самом законе не указывается, что преступление должно быть совершено исключительно в период АТО “и вообще хоть как-то связано с АТО”. И в-третьих, учитывая, что к моменту принятия этого закона у 90% правоохранителей времен Януковича (тем более сотрудников “Беркута”) уже имеется статус участника АТО, они с легкостью могут избежать справедливого наказания за совершенные преступления.
Кроме того, по словам директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика, принятие законопроекта в таком виде, в котором за него проголосовала Рада, могло поспособствовать попыткам “списать правонарушения и преступления военных”, к примеру, того же “Торнадо”. Поскольку в одной из норм документа речь идет о возможности амнистировать не только осужденных, но и об обвиняемых (судебные разбирательства по которым все еще продолжаются). “Мне сложно объяснить преследование отдельных волонтеров и добровольцев из АТО со стороны и ГПУ, и СБУ, и других ведомств. Но в целом, списать глобальные правонарушения и преступления военных формирований сейчас политически нецелесообразно”, — считает он.
С таким мнением соглашается и руководитель центра “Третий сектор”, политтехнолог Андрей Золотарев, который отмечает, что государство не может позволить отдельным военным или группам военных использовать не только монополию на насилие, но и монополию на правосудие. “Тот же процесс над “Торнадо”… В нем нет никакой политики, исключительно криминал”, — напоминает Золотарев.
Кроме того, решение президента о вето и предложение доработать документ (что, в последующем, предполагает и его переголосование), может быть результатом неких договоренностей с Генеральной прокуратурой, считает адвокат Сергей Телешев. “Я думаю, что есть много подозрений для тех или иных лиц [участников боевых действий], которые теоретически попадают под амнистию. При этом они, возможно, участвовали в более тяжких преступлениях, чем инкриминируемые им до сегодняшнего дня. Поэтому нельзя исключать, что президент пока ветировал закон об амнистии с подачи генпрокурора. Ведь именно ведомство Луценко или подчиненные ему прокуратуры, в том числе военная прокуратура, занимаются расследованием указанных преступлений”, — отметил адвокат.
Амнистию не отменили, а отложили
Критикам же решения президента по закону об амнистии, вероятно, лучше всего ответила волонтер фонда “Вернись живым” Ольга Решетилова: “Мы против преследований участников АТО и добровольцев. Мы знаем о злоупотреблениях военной прокуратуры… Мы много чего знаем. Но нельзя допустить смешивания заказных или надуманных дел с делами реальных мародеров, контрабандистов, насильников и убийц. А такие, к сожалению, есть и среди участников АТО. Разбираться в каждом отдельном деле — это сложный путь. Но он единственно правильный”.
По ее словам, ситуация с законом об амнистии — “тот редкий случай, когда хочется поблагодарить президента” за непопулярный, но важный шаг.
К тому же, по словам политологов, несмотря на то, что президент впервые за последние годы ветировал закон о проведении амнистии, это не значит, что она не состоится. В частности, Андрей Золотарев считает, что главе государства стоило бы применить персональную амнистию к конкретным осужденным. “Так бы ему удалось достичь двух целей. С одной стороны, показать, что он не поддался политическому давлению и ветировал законопроект, содержащий спорные нормы. А, с другой стороны, продемонстрировать, что к людям, которые случайно оказались на скамье подсудимых, нет вопросов в плане преступных намерений, и амнистировать их”, — заявил политолог.
В свою очередь Виталий Кулик отмечает, что некоторые осужденные получат свою амнистию, несмотря на сегодняшнее вето, с некоторым символизмом — ко Дню Независимости страны. Вместе с тем, по его мнению, это не снимает вопрос правового урегулирования на уровне закона, который требует доработки. На сегодняшний день текста документа с предложениями президента на сайте Верховной Рады еще нет. Но политолог убежден: проект нового законопроекта “Об амнистии в 2016 году” с более точными формулировками долго ждать не придется.
Т. УРБАНСКАЯ, И. ШЕВЧЕНКО
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
10:30 25 ноября
10:00 25 ноября
09:50 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.