Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Верификация Минфина: пять мифов о проверке соцвыплат

[08:04 04 марта 2016 года ] [ Лига. Бизнес, 3 марта 2016 ]

Министерство финансов приступило к проверке правильности начисления и получения социальной помощи. Что это значит?

Во вторник, 1 марта, Министерство финансов презентовало принципы проведения верификации (проверки) социальных выплат. Минфин планирует проверить, кто, сколько и на каких основаниях получает регулярные выплаты от государства. Первыми под прицелом оказались вынужденные переселенцы, кроме них, изучат ситуацию с пенсионерами и получателями других соцпособий.

Внимание государства к этой сфере более чем объяснимо: суммарно на все социальные льготы и пособия направляется более 363 млрд грн — 16% ВВП Украины. При этом есть подозрения, что изрядная часть этих средств расходуется неэффективно или попросту расхищается. “Пилотный проект проверки получателей пособий вынужденным переселенцам, стартовавший в июле прошлого года, уже позволил выявить ряд злоупотреблений, — говорит заместитель министра финансов Роман Качур. — К примеру, на одном адресе в Константиновке зарегистрировано 10,5 тысяч получателей социальной помощи”. По мнению министра финансов Наталки Яресько, проверка реципиентов соцвыплат только в 2016 году позволит сэкономить государству не менее 5 млрд грн. Роман Качур, не называя конкретных цифр, констатирует, что верификация соцпомощи, проводимая в развивающихся странах, сравнимых с Украиной по экономическому развитию, выявляла до 30-50% злоупотреблений при начислении и выплате социальной помощи. Проецируя эти данные на нашу страну, можно предположить, что объем нецелевого использования средств составляет 120-180 млрд грн ежегодно.

При этом вокруг намерения Минфина проверить правильность получения продолжается нагнетание паники и создается много мифов. Корреспондент ЛІГА.net  решил проверить наиболее резонансные опасения относительно предстоящей верификации социальных выплат.

Миф первый. Государство намерено сокращать соцрасходы

Социальные выплаты — защищенные статьи бюджета. По украинскому законодательству, урезать такие статьи правительство не имеет права, максимум — перераспределять средства между разными получателями. Поэтому фразу Наталки Яресько, что “верификация позволит сэкономить как минимум 5 млрд грн” не стоит понимать, что Кабмин просто сократит соцвыплаты на эту сумму. Сам Яресько уточняет, что цель проводимой проверки: повысить эффективность социальной помощи и адресность ее выплаты. С другой стороны, нельзя исключать, что если в ходе проверки будут выявлены хищения на десятки миллиардов гривень, в бюджете на будущий год социальные статьи расходов действительно сократятся.

Миф второй. Всем получателям придется посещать органы соцзащиты и заполнять дополнительные документы

Физическая проверка получателей соцпомощи де-факто уже проводилась. Причем в два этапа. Первый — когда вынужденные переселенцы и другие социально незащищенные граждане проходили регистрацию и перерегистрацию в органах соцзащиты в прошлом году. Второй — когда по настоянию Министерства финансов все выплаты переселенцам были переведены в Ощадбанк, и реципиентам пришлось лично оформлять открытие счетов в банке. “Деанонимизация получателей через оформление счетов в Ощадбанке позволила установить, что 51 — 74 тысяч человек не предоставили информацию или не явились в отделение, — рассказывает начальник управления верификации и мониторинга выплат Министерства финансов Андрей Рязанцев. — Это ориентировочно 2,7 млрд грн в год выплат непонятно кому”.

Поэтому нынешняя верификация по большей части будет проводиться без личных встреч получателя с соцработниками: Минфин намерен анализировать и сопоставлять базы данных различных госорганов и выявлять случаи нарушений. Например, по базе МВД уже установлено, что более 1,1 млрд грн соцпомощи было выплачено предъявителям паспортов, числившихся потерянными или украденным; 309 млн грн получили люди, имеющие на депозитах более 10 минимальных зарплат (более 13300 грн) и не имеющих права на соцпомощь. Приоритетом для Минфина при проведении верификации соцвыплат станет анализ реквизитов и информации о получателях из баз данных МВД, ПФ, ГФС и других органов, мониторинг направлений и сумм транзакций.

Миф третий. Государство намерено получить всю информацию о льготниках и их семьях, в том числе и о счетах в банках

Как поясняет Андрей Рязанцев, для проверки информации по большинству видов социальных выплат (а их насчитывается около 60), никакие сведения от банков не нужны. Большинство необходимых данных содержится в различных министерствах и ведомствах, и не относятся к банковской или коммерческой тайне. Сейчас Минфин намерен просто свести их в единый массив для комплексной проверки.

Дополнительные сведения о наличии вкладов и других накоплений в банках потребуется лишь при верификации трех видов соцпомощи: предоставление субсидий на оплату услуг ЖКХ, выплаты малообеспеченным семьям и помощь вынужденным переселенцам. О получателях других соцвыплат информацию от банков запрашивать не будут.



<a href=”http://liga.net/”>Источник</a>



<a href=”http://liga.net/”>Источник</a>



<a href=”http://liga.net/”>Источник</a>

Миф четвертый. Уличенных в незаконном получении льгот будут привлекать к уголовной ответственности

По словам Романа Качура, основное внимание при верификации Минфин будет уделять масштабным нарушениям, наносящим ущерб государству на миллиарды гривень — наподобие уже упоминавшегося случая регистрации на один адрес более 10500 получателей. Организаторы мошеннических схем (например, когда на один номер мобильного телефона зарегистрировано 50 и более реципиентов), возможно, будут привлечены к уголовной ответственности. Людям, без ведома которых их данные использовались для получения соцпомощи, уголовные дела не грозят.

По украинскому законодательству, по большинству видов помощи единственная возможная санкция — прекращение выплат. Лишь в некоторых случаях — возврат незаконно полученных средств. В любом случае, решение о приостановке, прекращении ли возврате выплат будет принимать не Минфин, а орган соцзащиты или суд.

Организаторы мошеннических схем будут привлечены к уголовной ответственности. Людям, чьи данные использовались для получения соцпомощи, уголовные дела не грозят 

Миф пятый. Создание системы верификации обойдется бюджету дорого, и будет неэффективной: никто не помешает жуликам через некоторое время снова подать документы на получение соцпомощи.

Создание системы контроля и мониторинга оплачивает не государство. Часть финансирования предоставили международные доноры, частично разработку и эксплуатацию ПО взяли на себя консультанты и IT-специалисты на волонтерских началах.

Верификация соцвыплат — не единоразовая акция, а периодический процесс. Ориентировочно, проверку предполагается проводить раз в квартал или раз в полгода. Уличенные в незаконном получении соцпомощи лица будут вноситься в отдельный реестр, и система сможет отслеживать их. Они не лишаются права снова подавать документы, но автоматически относятся к “группе риска” и подвергаются более тщательной проверке и контролю.

Иван ЗАЙЦЕВ


<a href=”http://liga.net/”>Источник</a>

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.