Осенью прошлого года “Эксперт” предсказывал грядущий дефицит лома в стране в связи с введением нового электросталеплавильного производства (см. “Пинчукэлектросталь”). Но всё оказалось еще хуже. Главная причина — металлурги ведут согласованную политику, удерживая низкие закупочные цены, а ломовики в ответ сокращают заготовки. Правительство подыгрывает то одной, то другой стороне, но всё же больше металлургам.
Еще в 2007 году заготовители вторсырья собрали и реализовали в Украине 8,3 млн тонн черного металлолома. Кризис в 2008-м привел к падению сбора до 6,1 млн тонн в год. Но потом, вплоть до 2011 года ломовики снова набирали темпы.
Однако в прошлом году они из-за снижения внешних заказов стали закупать меньше металлолома. Если в 2011-м металлурги закупили 6,7 млн тонн, то в 2012-м — только 5,9 млн тонн. А это антирекорд последних 15 лет.
Начальник отдела маркетинга государственного предприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Юрий Добровольский рассказывает, что металлурги частично заменяли лом жидким чугуном. По его прогнозам, в 2013-м меткомбинаты продолжат такую практику. “В нынешнем году выплавка чугуна вырастет на миллион тонн, при этом закупки лома металлургами снизятся до 5,7 миллионов тонн”, — прогнозирует он.
Правительственная подножка
Камбин в прошлом году пытался помогать металлургам, в частности, мешая вывозить металлолом. Уже более девяти месяцев многие ломовики не могут получить лицензию на свою деятельность или продлить ее. Лицензия выдается на пять лет. “Раньше этот вопрос министерство решало оперативно. Два раза в месяц заседала комиссия и принимала решение на основании актов обследований, выданных на местном уровне. Сейчас участники рынка месяцами дожидаются решения комиссии, хотя по законодательству на это отведено 14 дней”, — объясняет председатель наблюдательного совета объединения “УАВтормет”, генеральный директор ООО “Укрметко Лтд” Валентин Макаренко.
Кроме того, в прошлом году Камбин постановлением от 3 мая ввел годовую квоту на экспорт металлолома в 0,9 млн тонн. Это немало: в 2009-м ломовики вывезли рекордные за семь лет 940 тыс. тонн. Но прошлогодняя квота так и не была распределена между участниками рынка. “Это привело к сильному падению экспорта, было вывезено лишь 367 тысяч тонн лома по контрактам, заключенным еще в 2011 году”, — комментирует генеральный директор ломозаготовительной компании “Керамет” Владимир Бублей. Теперь, когда возобновлена работа Минпромполитики (см. “Трижды воскресшее”), есть опасение, что выдача лицензий и распределение экспортных квот снова затянется, поскольку полномочия перейдут к новому органу, который еще не работает. В “Укрпромвнешэкспертизе” ожидают, что экспорт лома в нынешнем году составит меньше прошлогоднего — около 300 тыс. тонн.
Результаты такой государственной политики выгодны только металлургам. “Среднегодовая закупочная цена на лом в 2012 году снизилась почти на 53 доллара — до 318 долларов за тонну”, — отметил Добровольский. В итоге страна прошла некий порог. Дело в том, что в Украине очень высок вклад физических лиц в заготовку лома. Если цены на него падают, “физики” из процесса выходят. По подсчетам “Укрпромвнешэкспертизы”, в прошлом году промышленность испытала дефицит лома на уровне 400 тыс. тонн, а с рынка ушло более ста ломозаготавительных компаний.
Макаренко уверяет, что недополученная страной валютная выручка от запретов на вывоз лома составляет свыше 215 млн долларов.
Вялая поддержка
Правда, власть попыталась, хоть и с запозданием, помочь и ломовикам. С 1 января вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, принятые 24 мая 2012 года. Он освобождает физлиц, участвующих в заготовке лома, от соответствующего подоходного налога (правда, глава Минфина Юрий Колобов уже предложил эту норму отменить). С нового года также начала действовать пошлина на импорт лома в пять процентов от таможенной стоимости. Но, по словам участников рынка, эти новшества еще толком не заработали. “Мы написали письмо в Министерство доходов и сборов с просьбой объяснить, как отныне будут администрировать этот вид налога, поскольку от региональных налоговых служб получили ответ: ”чекаємо роз’яснень””, — говорит Валентин Макаренко. По его данным, ждут объяснения и таможенные органы. В общем, их недоумение можно понять, ведь сегодня в стране действуют две пошлины: на экспорт лома 11,6 евро за тонну, а на его импорт — пять процентов.
Аналитики уверяют: некоторые отечественные заготовители прибегают к поставкам лома из-за рубежа. Это порой оказывается выгоднее, чем заготавливать ржавое железо внутри страны. И наиболее подходящей страной с этой точки зрения является Румыния. “Ее ежегодные поставки лома на внешние рынки составляют два с половиной миллиона тонн. Мы также могли бы его ввозить, учитывая фактор зреющего дефицита лома в Украине и России”, — отмечает Добровольский. По его словам, до сих пор почти 95% всего импортного лома поставлялось к нам из Казахстана. Но эта страна скоро может переориентировать потоки в Россию, поскольку та к 2015 году с существующих 19 млн тонн планирует нарастить электросталеплавильные мощности на 15 млн тонн.
До сих пор Украина не слишком усердствовала в поставке заграничного вторсырья. В прошлом году импорт упал до 116 тыс. тонн. Это примерно два процента потребляемого меткомбинатами лома. По информации с рынка, продукцию закупил преимущественно Енакиевский меткомбинат (входит в “Метинвест” Рината Ахметова).
Но, согласно данным Гостаможслужбы, в январе этого года поставки увеличились в сравнении с декабрем на 36% (до 26 тыс. тонн): к “Метинвесту” присоединился “АрселорМиттал Кривой Рог” с 15 тыс. тонн. По словам Валентина Макаренко, “Интерпайп” также намерен обратиться к импортным поставкам.
Как стало известно “Эксперту”, “Метинвест” объявил заготовителям, что будет закупать ежегодно не менее 10—20 тыс. тонн зарубежного вторсырья, но повышать цену на внутреннем рынке не намерен. Наш журнал обратился за комментариями в пресс-службу холдинга, там пообещали непременно ответить, но слово не сдержали.
Удивляет то, что металлурги готовы переплачивать за импортный заменитель отечественного втормета. Так, в январе они приобретали его в среднем за 390 долларов, в то время как внутренняя цена не превышала 311 долларов за тонну.
Ржавое будущее
Если Минэкономразвития не прекратит регулировать отрасль ломозаготовки в ручном режиме, а металлурги продолжат давить на заготовителей, дефицит лома будет нарастать. В этом году он увеличится до 600 тыс. тонн. Упорство обеих сторон — ломовиков и металлургов — закончится резким скачком цен на лом внутри Украины в долгосрочной перспективе, уверен Валентин Макаренко. И страна превратится в активного нетто-импортера старого железа.
Оставшиеся ломозаготовители, а их примерно три тысячи, будут либо укрупняться, либо сворачиваться. Тем, кто получает маржу ниже 40 долларов на тонне, грозит распродажа площадок. Так поступила в 2010 году крупнейшая компания МАИР российского бизнесмена Виктора Макушина. Он продал ОАО “Житомирвтормет”, а также николаевское ЗАО “Втормет”. По данным с рынка, последнее предприятие выкупила севастопольская компания “КВВ Групп”. В январе этого года она завершила сделку по приобретению “Волыньвтормет”, константиновского “Втормета” и “Полтававтормета” у Ахметова. Ему они достались вместе с заводом “Запорожсталь”.
Пионерское дело
В Евросоюзе и США экспорт металлолома ничем не ограничен, упрощены процедуры лицензирования. Например, в Германии и Италии разрешение на ломозаготовительную деятельность можно получить просто по почте. Зато там почти нет непрогнозируемых скачков цен на вторсырье. Заготовителей европейских стран снабжают так называемым свежим ломом машиностроители. У нас же бомжи всё еще подбирают остатки устаревшего металлофонда, делая погоду на рынке. Объяснение простое: наши промышленники в замену оборудования вкладывают гораздо меньше денег, чем западные коллеги, поэтому и не появляются прогнозируемые запасы крупногабаритного лома.
А иностранным заготовителям стабильность позволяет инвестировать в свою деятельность и расширять бизнес. Например, они активно закупают шредеры — измельчители, применяемые при утилизации автомобилей и крупногабаритной бытовой техники. Получаемое сырье охотно потребляют электросталеплавильные комплексы. В странах еврозоны насчитывается 60 таких машин, в США — 250. В Украине их только две — у компании “Евро Финанс Лтд” и предприятия “Донецксталь”. Одна такая машина стоит примерно 2,5 млн долларов.
Наталья КАБАШ
Что скажете, Аноним?
[07:00 28 ноября]
[17:10 27 ноября]
08:30 28 ноября
08:20 28 ноября
08:10 28 ноября
07:40 28 ноября
07:30 28 ноября
17:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.