Начиная со вторника, 13 августа, у многих украинских производителей, экспортирующих товары в Россию, возникли проблемы с растаможкой грузов на границе. Без каких-то предупреждений и объяснений россияне внесли украинские грузы в категорию рисковых и начали проверять их с особым рвением.
Результат — вчера, 14 августа, процесс растаможки почти полностью прекратился. Сегодня под руководством вице-премьера Юрия Бойко в правительстве пытались решить, как реагировать на ситуацию. Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Россией, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян рассказал Forbes, есть ли юридические основания для такого пристрастия российских таможенников к украинским грузам и как Украина будет реагировать на возникшие проблемы.
— Каковы, по оценкам правительства, масштабы проблемы и объем потенциальных потерь от проблем с растаможкой украинских грузов на российской границе?
— Пока мы не получили официальных подтверждений о проблеме ни с российской стороны, ни от украинской таможни. Да, действительно, есть ряд сообщений от украинских предпринимателей в отношении возникших проблем с прохождением таможенных процедур на территории РФ. Мы же хотим разобраться в ситуации не на основании сообщений из интернета, а на основании фактов.
— Forbes опросил многие компании, и они подтверждают, что грузы на российской границе не пропускают. Мнение бизнеса — не аргумент для Кабмина?
— Безусловно, мнение бизнеса весомо, но еще раз повторю: мы собираем и анализируем всю эту информацию, однако официальных подтверждений существования проблемы такого масштаба пока нет. Да, отдельные факты есть, но продукция все-таки поступает на территорию РФ. Ситуация находится на контроле у премьер-министра и досконально изучается Минэкономразвития.
— Как это отразится на позиции правительства в нынешней ситуации?
— Если дело действительно выглядит так, как описывает Федерация работодателей, потери Украины, действительно, могут быть значительными — до 10% нашего экспорта. Чтобы не допустить этого, сейчас мы договариваемся о проведении консультаций с Россией по этим вопросам. Они состоятся в кратчайшие строки.
— Но даже если консультации состоятся, к примеру, в понедельник, простой грузов на границе будет составлять уже шесть дней. А по данным производителей, даже без учета простоя потери от такой задержки при растаможке за пять дней могут составлять в среднем $50 на тонне. Украина может ввести какие-то ответные меры против России в качестве компенсации?
— Мы имеем право на них, но такие вопросы нужно решать взвешенно, в рамках нашего законодательства.
— В том числе, право на адекватные меры? Киев также может отнести российские товары в группу риска?
— Украина имеет право на защиту национального потребителя и производителя от некачественных товаров, поставляемых на наш рынок. Если будут на то веские основания, подтвержденные соответствующими уполномоченными органами Украины, то обязательно будут предприняты все необходимые меры. Национальные интересы Украины мы обязательно будем защищать.
Украина и Россия являются членами зоны свободной торговли в рамках СНГ и членами ВТО, а поведение страны в ситуации торгового спора регламентируется соответствующими соглашениями.
— Да, и согласно регламенту, с момента начала конфликта и до момента принятия решения в ВТО по нему могут пройти месяцы, если не годы. Есть ли вероятность, что Украина среагирует быстрее — если предстоящие консультации с Россией ни к чему не приведут?
— Это вопрос переговоров и консультаций, и решение будет принимать правительство. Но исключать такого развития событий нельзя: нельзя допустить, чтобы украинский товаропроизводитель испытывал проблемы с поставками, от которых страдали бы потребители и в РФ.
Ведь если раньше растаможка украинских грузов занимала один-два дня, то теперь появился риск — пять-семь дней. Эти затраты влияют на себестоимость продукции. Мы будем делать все возможное, чтобы очень важный для нас рынок сохранить и налаживать с ним нормальные торгово-экономические отношения.
— Есть ли юридические основания для такого блокирования грузов Россией?
— Этот вопрос следовало бы задать РФ.
— При каких обстоятельствах поставки считаются рисковыми?
— Согласно нормативно-правовой базе РФ, первый — это вероятность того, что импортер не соблюдает таможенное законодательство РФ или ТС, то есть не факт, а подозрение, основанное на данных из каких-то, оговоренных законом источников. Второй фактор — доказанный факт нарушения таможенного законодательства РФ или ТС.
— А какими должны быть риски, чтобы все товары из государства оказались в категории рисковых? По логике, речь должна идти разве что об эпидемии, о каком-то катаклизме…
— Подтверждений того, что в категорию рисковых попала вся продукция из Украины, нет. Но если в теории, то прежде чем отнести весь импорт из Украины к категории рискового, Федеральная таможенная служба должна была нас об этом проинформировать — и аргументировать свою позицию. Но никаких предупреждений со стороны России мы не получали.
Дарья МАРЧАК
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
08:00 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.