Европу уже давно не удивишь использованием солнечной энергии для потребностей частных хозяйств. В Германии рядовой гражданин, установив солнечную панель на крыше своего дома, получает ток для одновременного питания телевизора, компьютера, музыкального центра, холодильника, других электрических приборов, а также для освещения здания. При этом местное правительство всячески поощряет подобные начинания: предоставляются беспроцентные кредиты; компании-поставщики обязаны покупать произведенную электроэнергию по высоким ценам; производители солнечной энергии освобождаются от налогов; покупателям компенсируется из федерального бюджета разница в ценах. На этом уже научились зарабатывать: нередки примеры того, что владельцы фотоэлектрических панелей получают сотни евро ежемесячно.
Охота за гигаваттами
По итогам 2010 года суммарная установленная мощность фотовольтаики в Европе превышает 16 ГВт, в мире — почти 40 ГВт. По сравнению с предыдущим годом рынок солнечной энергетики Евросоюза вырос на 132%(!). Увеличение предложения на мировом рынке подталкивает производителей фотоэлектрических панелей к поиску новых рынков сбыта — прежде всего тех, чей потенциал превышает 1 ГВт: Германии, Италии, Испании, Японии, США, Франции. Инвесторы обращают внимание даже на такие неосвоенные рынки, как украинский, ведь кроме привлекательных ставок “зеленых” тарифов, мы являемся солнечной страной. У нашего государства хорошие показатели инсоляции (годового потока солнечной радиации), составляющей в среднем 1200 кВт•час на 1 м2, что значительно больше, чем в Германии — наибольшем рынке фотовольтаики в ЕС. Технически достижимый потенциал солнечной энергетики Украины оценивается на уровне 50 ТВт•час в год.
К развитию украинского рынка солнечной энергетики уже присматриваются мощные игроки мирового рынка. Так, во время круглого стола “Украинский рынок солнечной энергии: преодолевая препятствия к росту”, состоявшегося в конце марта в Киеве, менеджер по вопросам стратегии и государственной политики Sharp Energy Solution Europe Барбара Рудек поделилась своим видением блестящего потенциала Украины по внедрению фотоэлектрических технологий. “Украина может стать следующим рынком объемом свыше 1 ГВт, поскольку это оправданно благоприятными климатическими условиями и замечательными ставками „зеленых“ тарифов”, — заявила она.
Курс на альтернативную энергетику
В условиях значительного подорожания традиционных источников энергии — прежде всего природного газа — Украина выбрала путь популяризации возобновляемой энергетики. Как отметил заместитель начальника управления Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Виктор Кикоть, среди действующих на сегодняшний день механизмов стимулирования можно указать следующие: установление “зеленого” тарифа на произведенную из альтернативных источников электрическую энергию; обязательство оптового рынка электроэнергетики (ОРЭ) на законодательном уровне покупать весь объем произведенного тока из таких источников; формирование государственного фонда энергосбережения; налоговые и таможенные льготы; льготное кредитование; государственные субсидии. В целом НКРЭ на 2011 год ожидает объем генерации электроэнергии из возобновляемых источников на уровне 303,715 млн. кВт•час, из них произведенный солнечными мощностями — 9,234 млн. кВт•час.
По информации председателя секретариата парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Олега Дудкина, с принятием в декабре 2010 года нового Налогового кодекса Украины появилось немало льгот в налогообложении прибыли предприятий, полученной благодаря внедрению энергоэффективных технологий, а также освобождение от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Украины материалов, сырья и оборудования для получения энергии из возобновляемых источников.
Первый зампред Государственного агентства экологических инвестиций Иван Варга рассказал о долгосрочной перспективе фотовольтаики, рассматриваемой как важнейший источник энергии в мире: к 2050 году она, по прогнозам мировых экспертных организаций, может обеспечить 24% мирового производства энергии. И этот показатель может возрасти до 63% в 2100 году. Он обратил внимание на экологичность производства солнечной энергии, при котором более чем на 30% сокращаются выбросы СО2 при производстве тепло- и электроэнергии для бытовых потребностей.
Пятна на солнце
Однако даже при благоприятном “зеленом” тарифе рынок солнечной энергетики в Украине развивается пока очень медленно. По оценкам Барбары Рудек, в Украине необходимо около года проходить разнообразные административные процедуры, чтобы построить солнечную электростанцию мощностью 1 МВт, тогда как в Европе это займет лишь полгода. Это подтверждает Сергей Масличенко, ведущий менеджер по развитию бизнеса Департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР. По подсчетам банка, для воплощения отдельных проектов “нужно собрать около 122 разрешительных документов”.
Одной из проблем является отсутствие западного подхода к подготовке проектов, понимания всех их параметров. ЕБРР получил уже 37 инвестиционных заявок, из которых всего лишь четыре касаются солнечной энергетики. При этом местные девелоперы или подают неподготовленные проекты, или не могут обеспечить собственное финансирование (по крайней мере, 30%). Именно поэтому, кроме кредитования, банк осуществляет программы технической помощи, в частности с НКРЭ, а также начал программу кредитования домохозяйств. Впрочем, из-за существования различных барьеров финансирование этой программы начнется через год-два.
Нестабильное законодательство
“Почему при высоких ставках „зеленого“ тарифа его получили только шесть компаний солнечной энергетики?” — задает риторический вопрос Максим Сысоев, юрист адвокатской фирмы “Паритет”. При этом пять из них являются на самом деле дочерними структурами холдинга, который связывают с первым вице-премьером Андреем Клюевым, а шестая — вообще экспериментальный проект мощностью до 100 кВт.
В Украине пока что действует базовое законодательство по гарантированию “зеленых” тарифов. Несмотря на то, что он установлен до 2030 года, у компаний нет гарантий, что он сохранится, ведь в постановлении НКРЭ содержатся условия, на основании которых он может быть отменен. Например, из-за “предоставления неправдивой информации”. Кроме того, нет гарантии, что “зеленый” тариф будет применяться с момента введения объекта в эксплуатацию, а не с момента его утверждения в НКРЭ. Процедура лицензирования и подготовка самой документации занимают довольно много времени: только покупка земли под электростанцию может длиться более двух лет.
Еще одним вызовом для иностранного инвестора является так называемое правило местной составляющей: с 1 января 2012 года “зеленый” тариф могут получить только те объекты, которые используют модули, в стоимости производства которых удельный вес материалов и сырья украинского происхождения составляет не менее 30%. Однако на сегодняшний день отсутствует не только порядок расчета украинской составляющей, но и само понимание, как ее рассчитывать. Как говорит юрист CMS Cameron McKenna Виталий Радченко, в Украине сейчас просто нет производителей такого огромного количества техники для альтернативной энергетики, так что это квотирование применяться не должно.
В парламенте уже зарегистрирован законопроект, которым отменяются требования “местной составляющей” для ветроэлектростанций с агрегатами мощностью от 2 МВт, поскольку у нас их просто не производят. По словам партнера компании “Рентехно” Дмитрия Лукомского, Украина может повторить опыт Индии, в которой в свое время требования по поддержке производителя практически остановили развитие рынка. Поэтому отмена “местной составляющей” была бы лучшим решением. В конце концов, проблему можно решить, приняв подробный порядок расчетов, проекты которого пока циркулируют внутри НКРЭ.
Законодательные нормы отсутствуют и в другой части — подключения к энергосетям. Вопрос осложняет отсутствие единого порядка подключения и порядка компенсации затрат инвестора на строительство (реконструкцию) тех частей сети, которые должны передаваться местным операторам (облэнерго) или НЭК “Укрэнерго”. Сроки в 20—25 лет, которые предлагается установить для компенсации затрат на подключение, неоправданны. НКРЭ должна разработать и принять единый порядок присоединения объектов солнечной энергетики к сетям, а при утверждении инвестиционных программ облэнерго — учитывать эти затраты.
Льготы, но не для всех
Пока же, несмотря на развитие производства солнечных панелей на территории Украины, их импорт остается более выгодным вариантом для инвесторов. Налоговый кодекс устанавливает, что оборудование для производства энергии из возобновляемых источников освобождается от импортной пошлины и НДС — при условии, что соответствующие товары с аналогичными показателями не производятся в Украине. Однако для получения таких преференций импортеру нужно пройти сложную процедуру согласования с Министерством экономического развития и торговли. Кабмин должен принять отдельное постановление о внесении изменений в соответствующий Перечень оборудования (постановление КМУ №444 от 14 мая 2008 года). При этом речь идет о включении отдельной партии такого оборудования (!).
Согласно ст. 158 Налогового кодекса, от налога на прибыль освобождается 50% прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов предприятий, которые включены в реестр Государственного агентства Украины по энергоэффективности и энергосбережению (НАЭР). И даже этот механизм поддержки доступен не всем — единственными включенными в реестр предприятиями являются ОАО “Завод полупроводников” (Запорожье) и ПАО “Квазар” (Киев). И чтобы попасть в этот реестр, потребуется еще ряд справок.
Без государства не обойтись
По словам исполнительного директора консалтинговой компании Fuel Alternative Юлии Березовской, рынок солнечной энергетики Украины “большой, но пустой”. Ведь при заявленных 2 ГВт мощностей солнечной энергетики были реализованы всего лишь 7,8 МВт. По ее подсчетам, чтобы достичь показателя в 7% солнечной электроэнергии в общем потреблении (согласно действующей Энергетической стратегии до 2030 года), необходимо построить более 4 ГВт фотоэлектрических мощностей.
Очень серьезным препятствием является также сравнительно высокая цена солнечных модулей в Украине, средняя стоимость которых выше в 1,5 раза, чем в Китае, и почти на 20% — чем в Европе.
По данным Международного энергетического агентства, в 2009 году совокупная мировая господдержка “зеленой” энергетики и биотопливных программ составила 57 млрд. долл., из которых 37 млрд. были израсходованы на научные разработки. К 2035 году общая сумма государственных инвестиций вырастет до 205 млрд. долл., или до 0,17% мирового ВВП.
Если бы Украина расходовала столько же средств, механизм “зеленого” тарифа стал бы привлекательным и для рядовых граждан. Для развития нужно также сделать рынок открытым для зарубежных компаний. Ведь каждая вложенная гривня будет способствовать развитию местного инновационного производства, созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений. К сожалению, несмотря на задекларированную государственными органами поддержку, в Украине не хватает не только реальных инвестиционных проектов, но и системной работы для поощрения таких проектов.
Роман НИЦОВИЧ, Ирина ПЕТРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[10:13 29 ноября]
[07:00 29 ноября]
[23:14 28 ноября]
13:30 29 ноября
13:00 29 ноября
12:30 29 ноября
12:00 29 ноября
11:30 29 ноября
10:30 29 ноября
10:00 29 ноября
09:40 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.