Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

В ожидании церковной капитуляции Виктора Януковича

[17:49 25 января 2011 года ] [ Комментарии, № 3, 21 января 2011 ]

Для лечения общественных проблем власть избрала не терапевтические методы, а радикально хирургические — ампутацию проблемных областей вместе со здоровыми и функциональными органами.

Заявление предстоятеля УПЦ Киевского патриархата патриарха Филарета о том, что сегодня в Украине реализуется план по поглощению и уничтожению УПЦ КП, нельзя обойти молчанием хотя бы потому, что в его юрисдикции находится около трети всех православных приходов страны. Дополняя слова патриарха, можно сказать, что разрабатывается этот проект в недрах РПЦ, которая открыто заявляет о недопустимости существования конкурентов на своей “канонической территории”. Реализация же плана возложена на пророссийски настроенных политиков в Украине, в том числе на Януковича.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Наиболее примитивный, но, по мнению нынешней власти, самый действенный способ деморализации духовенства и верующих Киевского патриархата. “Третий Рим” свято верит, что если местная власть при поддержке “центра” начнет методом кнута и пряника проводить работу с клириками, суля тем спокойную жизнь, материальные и иные блага, духовенство не сможет устоять перед соблазнами. Однако обоюдное перетекание приходов из одной православной юрисдикции в другую наблюдается ежегодно. За год около десятка общин меняют “крышу”, причем уходят и из-под влияния Московской патриархии в Киевскую. РПЦ и чиновникам сложно контролировать этот процесс, так как решение принимает не местный священник или архиерей, а сама религиозная община.

ПРОТЕСТ ГЕНПРОКУРАТУРЫ

За время существования УПЦ КП было две попытки отменить его регистрацию через внесение соответствующих протестов Генпрокуратурой. Первая состоялась в 1993 году, в то время как ее возглавлял Виктор Шишкин и буквально за несколько недель до того, как он был уволен с должности генпрокурора. Второй раз опротестовать регистрацию УПЦ КП попытался генпрокурор Михаил Потебенько накануне выборов в Верховную Раду в 2002 году, когда он баллотировался по списку Компартии. Оба раза эти протесты были отклонены как беспочвенные и ничем юридически не обоснованные. Новая власть, имея тотальный контроль над ГПУ, все же может решиться наступить на грабли своих предшественников. Но судебные препирательства в религиозном вопросе втянут в него западные правозащитные организации и судебные инстанции. Зная о жестком отношении к соблюдению прав свободы совести и религиозных убеждений, любой европейский суд примет решение в пользу угнетаемой стороны.

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ

Нынешняя власть усиленно пытается копировать административный аппарат РФ, в том числе в структуре государственно-церковных взаимоотношений. Ликвидация в процессе админреформы Госкомнацрелигий тому подтверждение. Его полномочия будут переданы Государственной административной службе при Министерстве юстиции. Госкомнацрелигий выполнял в Украине роль определенного буфера и арбитра в межконфессиональных отношениях и следил за тем, чтобы не нарушались права ни одной из религиозных организаций. Ликвидация комитета — это попытка приблизиться к российской модели, где государственные преференции имеет лишь одна структура-фаворит — РПЦ.

БОЛГАРСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Во время прошлогоднего визита Московского патриарха Кирилла в Украину представители одесской епархии УПЦ МП предложили другой сценарий “ликвидации раскола по болгарскому сценарию”. Что это под собой подразумевает? После падения коммунистического режима в 1992 году Болгарская православная церковь разделилась в связи с тем, что получила огласку информация о том, что болгарский патриарх Максим был фактически поставлен на престол коммунистической властью и лично Тодором Живковым с нарушением норм церковного устава. Поэтому в Болгарии была сформирована “альтернативная” БПЦ. Несмотря на вмешательство всего православного мира в болгарскую ситуацию, раскол в БПЦ так и не был преодолен. Пока в 2004 году болгарские власти не приняли новый закон, согласно которому каждое религиозное исповедание могло быть представлено исключительно одной организацией. То есть если православные — то одной церковью, мусульмане — одним объединением, и т.д. Таким образом, когда этот закон вступил в силу, были отобраны храмы и имущество у альтернативной “Болгарской патриархии” в пользу БПЦ. Хотя последствия раскола не преодолены и по сей день.

Однако в Украине реализовать такой сценарий невозможно по ряду причин. Во-первых, в отличие от Болгарии в Украине церковные общины формируются в первую очередь как инициатива самих верующих, то есть “снизу”, получая благословение архиерея той религиозной структуры, которую они хотят представлять. В Болгарии другая система. Там приходы создаются по инициативе самой церкви, то есть “сверху”, как церковные филиалы. Во-вторых, в Украине не поднимается вопрос о личном отношении верующих к тому или иному настоятелю церкви (нравится или не нравится — дело вкуса каждого). В-третьих, основные православные организации Украины в отличие от Болгарии несоразмерны по количеству верующих, насчитывающих миллионы людей с каждой стороны. В-четвертых, подобное аукнется всем конфессиям, что может вылиться в настоящий религиозный хаос.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Он предполагает юридическое закрепление конституционным парламентским большинством в Основном Законе единоличного права УПЦ МП представлять православную церковь. Однако такой вариант еще менее вероятен, чем болгарский сценарий. Причины те же. А главное, власть не рискнет пойти на ликвидацию международной демократической нормы по реализации свободы совести, так как это чревато открытым конфликтом с ЕС и США. Ей придется выбирать между удовлетворением амбиций УПЦ МП и сотрудничеством с МВФ, который контролируется ведущими мировыми странами, за счет кредита которого сегодня сохраняется бюджетный баланс Украины. Да и у нас нельзя под российскую кальку перекроить конфессиональную карту страны распоряжениями чиновников или законом Верховной Рады — в Украине в отличие от России нет доминирующей конфессии. Ни УПЦ МП, ни УПЦ КП, ни УГКЦ не имеют полного доминирования во всех регионах страны. Таким образом, желания пророссийски настроенных украинских властей несоразмерны с их возможностями. Хотя РПЦ серьезно рассматривает вопрос о возвращении полного контроля над УПЦ МП путем создания патриаршего подворья в Киеве и добавления к московскому титулу Кирилла слов “и патриарха Киевского”.

ЦЕРКОВНЫЕ ТЕРЗАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

Судя по заявлениям Януковича, он тоже находится на распутье. С одной стороны, Москва ожидает от него полной капитуляции в религиозном вопросе, требуя любыми способами “преодолеть раскол”. С другой стороны, РПЦ, пытаясь ликвидировать самостоятельность УПЦ МП и вмешиваясь в религиозную жизнь Украины, фактически лишает украинского Президента любых рычагов влияния на церковные отношения. И Виктор Федорович скорее на инстинктивном уровне, несмотря на внушенную ему предрасположенность к российскому варианту православия, всячески пытается сопротивляться этим вмешательствам. В 2010 году во время юбилея митрополита Владимира Президент назвал его своим духовником и близким к семье человеком. Что может означать одно: он не позволит изменить статус предстоятеля УПЦ МП и отодвинуть его на второстепенные роли. Но насколько долго он сможет сопротивляться давлению Москвы, покажет лишь время.

Несомненно Янукович является глубоко верующим человеком. Однако к вере он пришел довольно поздно, в конце 90-х годов, будучи губернатором Донецкой области. И, к сожалению, тогда он попал под влияние тех духовников, которые были ярыми противниками любой автокефалии. Похоже, теперь Виктор Федорович в силу отсутствия базовых религиозных познаний, ориентируясь исключительно на манипуляции отдельных авторитетов, полагает, что симпатия и поддержка любой другой конфессии — это грех, который неминуемо приведет его в ад. В связи с чем хотелось бы рассказать анекдот. Когда один христианин попал в рай, ангел устроил ему экскурсию райскими кущами, постоянно указывая: там у нас католики, там протестанты, там буддисты, там мусульмане. Но дальше перешел на шепот. Праведник спросил, а почему, мол, говорим шепотом? На что ангел ответил: “А там у нас русские православные. Они думают, что здесь они одни...”.

Будни нынешнего “Третьего Рима”

На фоне доминирующего православного консерватизма патриарх Кирилл выглядит, скажем так, слишком уж модернистским (сближение с католиками, прозападность, попытка “хиппизировать” проповедь Иисуса Христа для молодежи с помощью рока, не чужд дорогим вещам и т.п.). Не нравится людям и его чрезмерная близость к власти, о которой патриарх Кирилл постоянно твердит. Хотя ныне предстоятель РПЦ вынужден лавировать между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, которые в 2012 году сойдутся в поединке за высший государственный пост. Да и как тут нужно умудряться лавировать, когда Путин во время общения с гражданами России заявляет, что у православных больше общего с мусульманами, чем с католиками. Конечно больше, потому что и на Курбам-байрам и на праздник Рождества Христова в Москве пришло, по официальным данным, одинаковое число верующих мусульман и православных — 70 тысяч и 80 тысяч соответственно.

Ярослав КОЦЮБА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.