В начале июля должна начать свою работу Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Согласно новому закону “О государственной службе”, эта комиссия будет выбирать государственных секретарей министерств и государственного секретаря Секретариата Кабинета министров, которые будут отвечать за всю кадровую политику и за реформы в министерствах. В зависимости от того, кто будет контролировать госсекретарей, тот, по сути, и будет контролировать работу ведомств. Последние события вокруг формирования комиссии уже демонстрируют, что власть пытается установить контроль над этим органом уже на стадии его формирования. Среди прочего, это происходит путем внедрения в состав комиссии представителей “карманных” общественных организаций для того, чтобы сделать работу этого органа как можно более непрозрачной.
Согласно закону “О государственной службе”, Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы должна быть создана уже в начале июля. В ее состав войдут 12 участников: по одному представителю от Президента, Верховной рады, Кабинета министров; руководитель Национального агентства по вопросам государственной службы, представитель Государственной судебной администрации Украины, руководитель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции; по одному представителю от всеукраинского объединения профсоюзов и всеукраинского объединения работодателей, а также четыре представителя от общественных организаций. Комиссия образуется Кабинетом министров, который утверждает ее персональный состав.
Главной задачей комиссии на первом этапе будет само избрание государственных секретарей в Кабмин. Как объяснила “Апострофу” председатель подкомитета по вопросам государственной службы и службы в органах местного самоуправления Алена Шкрум, на госсекретаря в министерстве лягут все кадровые вопросы, а также реализация политики конкретного министра. Именно поэтому перед комиссией будет стоять непростая задача выбрать на эти должности аполитичных людей. “Пока они назначаются на пять лет, но идея состоит в том, чтобы они работали бессрочно. В Великобритании, например, государственные секретари увидели смену 15 различных министров. Они должны руководить государственной службой, но если человек будет делать это плохо, то его освободят от занимаемой должности”, — пояснила Шкрум “Апострофу”.
Поскольку для госсекретаря министерства будет нелегко бесстрастно реализовывать политику каждого следующего министра, не исключено, что между этими должностными лицами будут возникать конфликты. Разрешать их будет та же комиссия. Поэтому становится очевидным, какое огромное влияние будет иметь этот орган на госслужбу. Как пояснил председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, отбор госсекретарей через комиссию — это одно из крупнейших системных изменений процедуры назначения государственных чиновников. Именно от нее зависит, состоится ли в Украине настоящая реформа государственной службы. “Государственными секретарями должны стать люди, которые будут в состоянии сказать “нет” министру, если он будет давать незаконные указания. Это должны быть люди достаточно независимые, чтобы поставить барьер популизму и решениям, направленным на наполнение партийной кассы”, — отметил Филипчук.
Несмотря на то, что в комиссию войдут представители различных ветвей власти, это совершенно не означает, что она будет по-настоящему сбалансированной или независимой. К примеру, участника от Верховной рады должен выбирать парламент по представлению профильного комитета. А парламентское большинство состоит из двух политических сил, среди которых количественно преобладает президентский “Блок Петра Порошенко”. Как рассказала “Апострофу” Алена Шкрум, кандидатом от парламента был рекомендован руководитель секретариата Конституционного суда Украины Ярослав Василькевич, который уже встречался с представителями всех парламентских фракций. Однако вопрос о его делегировании даже еще не включен в повестку дня парламента. “Самопомич” имела к нему много вопросов. Голосование состоится в ближайшее время”, — пояснила Шкрум “Апострофу”.
Понятно, чьи интересы будет представлять представитель президента в комиссии. В отношении представителя правительства также нельзя говорить о какой-либо независимости, поскольку правительство назначалось парламентским большинством, на которое президент имеет влияние через свою фракцию. И в конце концов, премьер-министр Владимир Гройсман является человеком президента. В состав комиссии входит также глава Нацагентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко, который был назначен еще в июле 2014 года правительством Арсения Яценюка.
Обеспечивать прозрачность работы комиссии должны четыре представителя общественности. Они будут не только противостоять назначениям кандидатов, запятнавших себя на предыдущих должностях, но также информировать общество о том, что происходит в работе комиссии. Сейчас отобрано 20 общественных организаций, которые смогут выдвинуть по одному своему кандидату. Затем эти 20 кандидатов должны выбрать четырех человек, которые непосредственно войдут в состав комиссии.
Как рассказал “Апострофу” Константин Ващенко, сначала выдвинуть своих кандидатов хотела 81 организация, но только каждая четвертая сумела пройти квалификационный отбор, который, впрочем, проходил по “чисто формальным признакам”. Более того, недавно во время заседания рабочей группы по наработке законопроекта для внесения изменений в закон “О государственной службе”, в котором участвовал и представитель президента в парламенте Артур Герасимов, представители общественности заявили, что среди отобранных организаций есть и “карманные”.
Отметим, что 13 июня 17 общественных организаций обжаловали отказ номинационной комиссии в предоставлении им возможности выдвигать своих кандидатов. При этом, как стало известно “Апострофу”, около сорока организаций, подавших документы, были зарегистрированы по одному и тому же адресу, а некоторые из них использовали одну и ту же печать. Представитель Реанимационного пакета реформ Денис Бродский рассказал “Апострофу”, что власть уже не первый год пытается приобщить к общественности “карманные” структуры. Он убежден, что организации, которые пытались оспорить решение, не имеют никакого отношения к госслужбе. “За последние два года можно по пальцам пересчитать все общественные организации, которые действительно работали над новым законом о госслужбе, проводили многочисленные консультации. Я знаю всех людей, которые занимались реформой госслужбы, а сейчас появляются какие-то 17 организаций, которых я никогда в глаза не видел”, — комментирует Бродский.
Впрочем, он убежден, что работа комиссии будет сбалансированной, если удастся выбрать действительно независимых представителей общественности. “Поэтому все так и норовят на эти четыре места запихнуть своих. Так, чтобы вроде кто-то был от общественности, но на самом деле являлся человеком от Администрации президента или от Кабмина, или от от еще кого-то, кто хочет получить дополнительное влияние на комиссию “, — рассказывает Бродский “Апострофу”.
Константин Ващенко признает, что власть пытается повлиять на работу комиссии, но убежден, что благодаря присутствию представителей общественности все же удастся достичь баланса: “Президент или правительство будут оказывать влияние, но решение будет приниматься большинством, в котором треть являются представителями общественности”. Согласно закону “О государственной службе”, полномочия членов Комиссии будут продолжаться в течение четырех лет или до окончания полномочий органа, который они представляют.
Однако с образованием комиссии борьба за влияние на назначение госчиновников в Украине не завершится. В апреле в парламенте были зарегистрированы два законопроекта о внесении изменений в закон о госслужбе в части назначения глав областных и местных администраций. Соавтором одного из таких законопроектов является представитель президента в парламенте Артур Герасимов. Отбор глав местных администраций Герасимов предлагает поручить специально образованной при президенте комиссии, которая на треть будет состоять из представителей правительства. Законопроект Герасимова не предусматривает участия представителей общественности, но депутат обещает, что в состав комиссии они попадут. Артур Герасимов пояснил, что подчинение комиссии президенту призвано предупредить сепаратизм в Украине.
“Если мы хотим предотвратить движения в пользу России, то мы должны сделать так, чтобы звено областных и местных государственных администраций работало как армейская структура”, — пояснял Герасимов депутатам во время заседания рабочей группы по наработке законопроекта для внесения изменений в закон о госслужбе. Ему оппонировала соавтор другого законопроекта Алена Шкрум. Ее документ также регулирует назначение руководителей местных государственных администраций. Шкрум предлагает, чтобы председателей РГА и их заместителей выбирали комиссии, образованные при главах областных администраций, а затем Кабмин подавал президенту кандидатуры претендентов для их дальнейшего назначения. Депутат предлагает, чтобы до 1 января 2017 года назначение губернаторов происходило по старой системе, а затем этим будет заниматься Комиссия по вопросам высшего корпуса, как сегодня предусмотрено законом о государственной службе.
“Согласно 118 статье Конституции Украины, исполнительную власть в областях осуществляют местные государственные администрации, поэтому для меня очевидно, что председатель РГА и председатель ОГА — это исполнительная власть. А если это исполнительная власть, то понятно, что Кабмин может иметь какие-то рычаги влияния на их назначение”, — заявила Шкрум. Депутат не понимает, в чем заключается угроза сепаратизма, о которой говорил Герасимов, если представление на назначение руководителей местных администраций подает правительство, а президент в конечном итоге может отказаться назначать конкретного кандидата. Однако, если глав местных администраций может выбирать комиссия при президенте, состав которой также утверждает глава государства, то правительство фактически будет отстранено от этого процесса. По словам Шкрум, Главное научно-юридическое управление ВР уже признало законопроект Артура Герасимова не соответствующим Конституции. Впрочем, поскольку соавтором этого законопроекта является представитель президента в парламенте, очень высока вероятность того, что коалиция поддержит именно этот документ. Однако, как отметила Алена Шкрум на заседании рабочей группы, пока ни за один из законопроектов в парламенте голосов нет.