26 мая начинается Х форум “Деловой России”, с чем выходите на него??
— Начнем с того, что форум — это праздник, и он проходит в День предпринимателя. Его будет отмечать каждый четвертый работник в России, 5,6 млн компаний.
— Поздравляю. Но вклад бизнеса, чьи интересы представляет “Деловая Россия”, не впечатляет, если сравнивать с другими развивающимися рынками.
— Действительно, доля частного бизнеса в экономике многих зарубежных стран составляет 50% и более, а количество занятых работников не четверть, как у нас, а треть или больше.
— Примерно 15 последних лет только и слышно о том, что МСП надо развивать и поддерживать, но сдвигов нет. Вы возглавили “Деловую Россию” в прошлом году. Почему не растет доля МСП в экономике?
— Я бы не сегментировал — есть просто бизнес. Разделение бизнеса на малый, средний, большой, семейный, индивидуальный, на какой хотите — это, на мой взгляд, сужает повестку “Деловой России”. Для меня это все звенья единой системы: каждый малый бизнес должен стать средним, и должен к этому стремиться, средний — национальным чемпионом, чемпион — экспортером, глобальным лидером.
— Нет, все-таки имеет смысл разделять бизнес на категории, иначе не понятно, как сравнивать и на что ориентироваться.
— Давайте не вешать ярлыки.
Российский бизнес — никакой не средний, он — выдающийся, исключительный.
Я в “Деловой России” ни одной компании среднего бизнеса не знаю; они у нас просто не приживаются. Те, кто относит себя к средним, обычно очень быстро сдуваются, как воздушные шары.
— Представители бизнеса очень много говорят о недостаточности господдержки. Без нее никак?
— Если говорить о финансовой господдержке, то в 2013-2014 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено порядка 135 млрд рублей. Средства немалые.
Бизнесу в первую очередь нужны условия для своего развития: возможность реализовывать стратегии на долгосрочном горизонте, административная, налоговая стабильность. Наконец, бизнесу нужно ощущение уверенности в завтрашнем дне, безопасность.
Вот эти вещи, конечно, волнуют и всегда волновали предпринимателей, именно это они всегда обсуждают. И в рамках форума, в том числе, мы будем это обсуждать на секции, посвященной взаимодействию бизнеса и государства.
— Это ключевая проблема — взаимодействие бизнеса и власти?
— Нет. Ключевая проблема связана с вымиранием одной стороны, то есть, собственно, предпринимательского сообщества — нас становится все меньше. Доля МСП в экономике растет, и будет расти, но предпринимателей становится меньше. Сейчас всем нужна комфортная, спокойная работа, твердая зарплата.
Кроме того, многие реализуют себя как предприниматели, но не в России, а за рубежом. И это все не очень здорово.
Это свидетельство того, что у нас в обществе нет правильного образа предпринимателя. Профессии предпринимателя не хватает общественного признания. В Америке, которую есть за что критиковать, существуют, например, истории успеха, которые популяризируются везде и всюду. В России тоже немало историй подобного рода.
Купцы и промышленники развивали города, осваивали новые территории, стояли у истоков социальной и транспортной инфраструктуры.
К сожалению, теперь их роль была предана забвению.
— Вы считаете, что нежелание заниматься бизнесом — массовое явление в России?
— Это так. Чтобы идея начала реализовываться, ключ в замке зажигания кто-то должен повернуть, необходима инициатива. Если ее нет, то можно иметь великолепный инвестиционный климат, иметь государство, заботливо сдувающее с тебя пылинки, но все равно ничего не случится. Предприниматель — это первое и самое важное звено. Далее — нужна команда. Если ты один, то у тебя, скорее всего, ничего не получится, потому что один в поле не воин.
— Сейчас еще можно вдохнуть вторую жизнь в предпринимательское движение? Или этим надо было до кризиса заниматься?
— Время всегда правильное. Ведь в том числе и благодаря кризису на предпринимательстве сейчас так фокусируются усилия. Логика поддержки несырьевой экономики становится, можно сказать, жизнесохраняющей.
— Когда обваливается рубль и говорят, что отечественные экспортеры будут только в выигрыше — в какой степени это справедливо?
— Есть несырьевой экспорт — это тонка тема. Про него много говорят, реально же, в чистом, понятном виде его не существует.
Например, легко продать алюминий. Сделать цены ниже на 5%, чем, например, китайский конкурент, и ты победил, забрал часть рынка. Все просто: одинаковый товар — вопрос цены. Конечно, если мы говорим про нефть или газ, то здесь процесс немножко сложнее, — особая транспортировка, ряд других вопросов.
Но когда мы начинаем говорить про технологичные продукты: машины, лекарства, оборудование, станки, — их просто так вообще не продашь. Здесь нужна инфраструктура, нужны механизмы гарантийного обслуживания, продвижения и т.д. Несырьевой экспорт требует значительно больших усилий. Еще 3-4 года назад наши компании, в той же “Деловой России”, говорили: ну, какая там Бразилия, зачем идти туда с нашим товаром? Во-первых, российский рынок и так большой. Во-вторых, это сложно и дорого. А что происходит сейчас? Ювелирная компания “Алмаз-Холдинг” строит сеть по продаже ювелирных изделий, сотни магазинов в Китае. “Абрау Дюрсо” выводит российское виноделие в США, Великобританию, Таиланд, Индонезию, в тот же Китай. Сегодня самые разнообразные российские товары уже есть на всех континентах.
— Сейчас вводится реестр проверок компаний. Это издержки госкапитализма? В чем смысл этой новации и поможет ли она бизнесу избавиться от избыточного контроля?
— Объясню на примере: я, как проверяющий, прихожу к вам в редакцию и замечаю, что вы пользуетесь несертифицированным диктофоном. Вы мне даете взятку и я ухожу, нигде не фиксируя эту проверку. В реестре проверок не остается записи. Смысл реестра как раз в том, чтобы вывести проверки из серой зоны в контролируемую. В реестре должна появиться запись: была проверка, вынесено предписание “заменить диктофоны”. Реестр создаст рамку, которая не позволит масштабировать подковерные проверки. Я не вижу здесь повода для скепсиса, это маленькое технологичное решение, не панацея.
— Кредиты бизнес сейчас берет?
— В основном, нет, сейчас это дорого. Бизнес сокращает инвестпрограммы. Конечно, говорить про модернизацию экономики при текущих уровнях ставок по кредитам сложно. Но есть и решения: заработал фонд поддержки промышленности, субсидируются ставки, — кредит становится дешевле. Конечно, не таким, как хотелось бы. К примеру, в Японии или Сингапуре можно взять кредит под 3-4%. Сейчас для нас это недостижимо. Однако 9-11% годовых — это уже то, чем с чем можно работать.
Рустем ФАЛЯХОВ
Еще при Адаме Смите было замечено что любой значимый рынок стремится к монополизации. На постсоветском пространстве после эпохи дикого капитализма наступает цивилизованная фаза, когда на рынке остаются преимущественно крупные сетевые торгаши. Розничная торговля продуктами давно прошла эту фазу, сейчас подтягиваются рынки поменьше. Фактически мелкий бизнес выживет только на тех сегментах где сетевому ритейлу неинтересно: малые поселения или очень специфический товар. А сейчас на этот процесс наложились еще и внешнеполитические проблемы: схлопнулись объемы импорта; отрезали кредиты, из которых зачастую формировали оборотку; китайские торгаши закрывают мелкие специфические сегменты через посылторги типа алиэкспресс.
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.