Вчера Украина сделала небольшой, но все-таки шаг в сторону Единого экономического пространства. Тем не менее, весь вопрос в том, будет ли иметь этот шаг хоть какое-то продолжение... Премьер-министр Украины Николай Азаров на встрече с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко в Киеве заявил: “Мы хотели бы предложить вам рассмотреть вопрос представительства Украины в Евразийской экономической комиссии и озвучить наше желание участвовать в ее работе на правах наблюдателя”. В итоге встречи Украина и Евразийская экономическая комиссия подписали два меморандума — о торговом сотрудничестве и о сотрудничестве в сфере технического регулирования.
Напомним, что Евразийская экономическая комиссия создана решением президентов России, Беларуси и Казахстана в конце 2011 года. Это единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Он имеет статус наднационального органа управления, что послужило главной, но далеко не единственной причиной того, что Украина не вступила в эту организацию, решения которой обязательны для исполнения на территории стран- членов.
Среди факторов, препятствующих реальному участию Украины во всех создаваемых на территории бывшего СССР экономических объединений, еще и многочисленные изъятия из правил торговли и ограничения, которые за все годы существования СНГ так и не удалось устранить. 23 сентября вступает в действие соглашение о зоне свободной торговли в СНГ, ратифицированное Украиной. Но изъятия и другие преграды для взаимного обмена товарами остаются.
“Украина сделала свой шаг в ратификации соглашения о ЗСТ в рамках СНГ, и с 23 сентября этот договор вступит в силу”, — отметил Азаров на встрече с Христенко, но при этом сказал и об омрачающих это событие факторах. “Мы хотели бы с учетом обычных процедур, которые, правда, затягиваются, в ближайшее время провести консультации о продлении срока действия соглашения о беспошлинных поставках труб в страны Таможенного союза на 2013 год”, — указал Азаров. Он также подчеркнул: “Надеюсь, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос либерализации специальной таможенной меры, защитной, в отношении импорта украинской карамели, применяемой в Таможенном союзе”. По словам украинского премьера, в Украине также разочарованы введением правительством России утилизационного сбора на автомобили, который коснулся и украинской продукции. “Мы подготовили и собираемся подать в Евразийскую экономическую комиссию заявление о начале пересмотра этой меры с целью либерализации и последующей полной отмены”, — сообщил украинский премьер.
Министр экономического развития и торговли Петр Порошенко на встрече с Христенко также поднял этот вопрос. “Мы очень надеемся, что на саммите глав правительств, который традиционно пройдет в Крыму, нам удастся сделать совместное заявление, и к этому времени — 28 сентября — у нас уже получится согласовать позиции по взаимному доступу продукции машиностроения в части координации утилизационного сбора и порадовать прогрессом”... Впрочем, Порошенко понимает, что ответное движение на его “хотелки” будет сделано далеко не сразу. “Я надеюсь, что в Ялте будут зафиксированы договоренности. Я с оптимизмом смотрю, что это удастся сделать до середины декабря. При наличии политической воли сторон будет вполне реально решить вопросы устранения или либерализации кардинальных защитных мер в отношении товаров производителей обеих стран”.
Будет ли проявлена эта воля с российской стороны? Ответ на этот вопрос можно поискать в ответном спиче Христенко. Он отметил, что цена украинско-российскому сотрудничеству в области торговли “десятки и десятки миллиардов долларов, и история этих отношений длинная — сотни лет”. “Создание регулярного диалога — это, — по словам Христенко, — эффективный и верный путь, по которому не специальным, а регулярным образом можно решать те вопросы, по которым уже создана прецедентная практика их рассмотрения и решения”. И, наконец, обещание: “В этом смысле, в рамках компетенции, которая у нас есть, мы заинтересованы в том, чтобы быстро и эффективно помогать, находить ответы на самые сложные вопросы. Я всегда говорю о том, что качество отношений между партнерами определяется не отсутствием вопросов между ними, а тем, что любой, пусть даже иногда очень тяжелый, вопрос может быть обсужден и по нему может быть найдено решение. Может быть, оно будет другим, чем то, на которое рассчитывают стороны, но всегда есть возможность любой вопрос выложить на стол. Мы создаем между Таможенным союзом и правительством Украины возможность для такого системного диалога”. Берем лупу и ищем в этих “упражнениях на заданную тему” политическую волю... Тщетно! Пока одни разговоры. Даже ничем не подкрепленные обещания тут же “съехали” на решения... которые могут быть совсем не такими, на которые рассчитывали или надеялись.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ
Комментарии
“Для Украины любое стирание экономических границ сегодня, прежде всего, играет в пользу “союзника”
Александр КЕНДЮХОВ, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов:
— Главная проблема украинской экономики — это структура национального производства. Морально и физически устарелая производственная база, которая сегодня имеется в Украине, к сожалению, не позволяет нам обеспечивать позитивный торговый баланс ни со странами СНГ, ни с ЕС. То есть при украинских производственных реалиях, которые к тому же являются энергоемкими, любое стирание экономических границ, прежде всего, играет в интересах “союзника”. В случае Зоны свободной торговли с СНГ — в интересах России, с ЕС — европейских стран. Чтобы выиграть от стирания границ, нам нужно создать новую производственную базу, сориентированную на экспорт.
В других случаях, если наше торговое сальдо от вступления в тот или другой союз не улучшается, а наоборот — ухудшается, возникает вопрос: есть ли содержание?
До 23 сентября Украина, очевидно, не успеет подготовить соответствующую производственную базу. Но все 21 год нашей независимости краткосрочные инициативы и цели доминируют над общенациональной экономической стратегией. Если так будет продолжаться и дальше, то вопрос “а в чем же содержание?” любого экономического интеграционного соглашения будет актуальным и через год, и через два, и через 20.
Пока в Украине будет отрицательное торговое сальдо, ни о каком улучшении для населения от тех или других “зон”, говорить не имеет смысла. Мы будем терять больше денег, чем будем получать от работы национальной экономики на мировом рынке.
“Иммунитет от торговых войн. однако...”
Ильдар ГАЗИЗУЛИН, старший экономист Международного центра перспективных исследований:
— Главным преимуществом соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС является возможность регулировать торговые споры. Можно назвать эти договоренности определенным иммунитетом от торговых войн.
Хотя, как по мне, все равно ключевые конфликты приходится разрешать на двустороннем уровне. Очевидно, что больше всего таких проблем будет возникать с Россией.
Преимущества этого соглашения в действительности, и это явно, для Украины не существенны. Известно, что на днях хоть каких-то договоренностей удалось достичь по “трубам”. Но остальные вопросы, как были неурегулированными, так и остались.
Прямого вреда от действия ЗСТ со странами СНГ я в данный момент не вижу.
Но если бы Украина не подписала это соглашение, возможно, отношения с РФ и странами СНГ ухудшились. В первую очередь, что могло случиться, — это были бы введены ограничения, относительно наличия украинских товаров на этих рынках.
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.