Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Уроки под маты строителей: что не так с “башнями будущего” на Печерске

[07:40 07 декабря 2020 года ] [ Апостроф, 6 декабря 2020 ]

Центральный район столицы превращается в элитные трущобы.

В начале осени в Киеве произошло ЧП: в центральной части столицы по улице Иоанна Павла II в элитном жилом комплексе “Taryan Towers” вспыхнул пожар. К счастью, обошлось без пострадавших, ведь ЖК еще строится и не сдан в эксплуатацию. Это происшествие так бы и прошло двумя строчками в новостях, если бы не одно примечательное обстоятельство: во время ликвидации происшествия сотрудники ГСЧС столкнулись с проблемой подъезда к месту ЧП. Отдельного пожарного заезда не предусмотрено, а все другие были заблокированы припаркованными авто. Тем не менее, несмотря на явные проблемы, “башни” продолжают расти ввысь. Почему эта история — только цветочки, и какие “ягодки” ждут киевлян из-за бездумной застройки столицы, разбирался “Апостроф”.

Скандальный комплекс

“Taryan Towers” — проект инвестиционно-девелоперской компании TARYAN GROUP. Ее основатель — известный столичный предприниматель Артур Мхитарян. Первым проектом TARYAN GROUP был развлекательный комплекс TSARSKY, расположенный в самом центре Киева на Печерске. В декабре 2015 года в структуру TARYAN GROUP вошла строительная компания “Познякижилбуд”, которая является генеральным строительным подрядчиком.

В 2018 году “Taryan Towers” оказался в эпицентре громкого скандала. СБУ и Генпрокуратура возбудили против компании Мхитаряна уголовные дела. По мнению правоохранителей, строительство “Taryan Towers” не было согласовано с Минкультом, а это необходимо было сделать, ведь объект находится в центральной части города.

Тогда Мхитарян занял жесткую оборонительную позицию: записал видеообращение к президенту Петру Порошенко и заявил, что СБУ просто шантажирует его бизнес и вымогает 1 миллион долларов за возможность “порешать” вопросы. Более того, получать разрешение от Минкульта, по словам Мхитаряна, ему и не было необходимости, ведь стройка “Taryan Towers” находится за пределами земель историко-культурного наследия.

По итогу, после череды судебных разбирательств, СБУ закрыло все дела против TARYAN GROUP, а сам Артур Мхитарян посоветовал столичным властям определиться с землями исторического ареала.

“Я уверен в том, что Киеву нужен четко определенный исторический ареал, защищенный государством”, — заявил предприниматель.

По словам главы ОО “Культурное государство”, экс-сотрудника Минкульта Юрия Чурикова, на самом деле, ареал существует.

“Фактически ареал есть, просто если на карте проведена толстая жирная линия, то плюс-минус 200 метров в одну или в другую сторону уже становится не принципиально”, — говорит “Апострофу” эксперт.

Другое дело, что существуют сложности с выдачей разрешений на строительство.

“Разрешения юридически не могут быть выданы органами охраны культурного наследия. Не только Минкультом, — добавляет Чуриков. — Дело в том, что согласно статье 61 закона Украины “Об охране культурного наследия”, разрешения, согласования, выводы выдаются органами охраны культурного наследия согласно порядку, установленному Кабмином. А такого порядка не существует. Есть только порядок о проведении археологических исследований и выдача разрешений на земляные работы. А для других разрешений, например, на строительство, нет порядка. И даже если из Минкульта выходит какое-то письмо, то оно уже нарушает 19 статью Конституции, где сказано, что никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством”.

Впрочем, кроме разрешений Минкульта, существуют еще и государственные строительные нормы, которые необходимо выполнять застройщику вне зависимости от того, где возводится новый объект: на Печерске или на Троещине.

“Монстры” на Печерске

Комплекс “Taryan Towers” представляет собой композицию из трех гигантских 31-этажных башен, соединенных между собой стеклянным мостом на крыше. Застройщик обещает сдать в эксплуатацию 642 квартиры, детский сад-школу, бассейны и еще более 10 тысяч квадратных метров коммерческих помещений, где обоснуется собственный торговый центр. Правда ни одна из трех башен еще не достроена.

Когда попадаешь на территорию стройки, внимание сразу привлекает то обстоятельство, что будущий элитный комплекс практически примыкает к зданию школы №47 и все шумовые работы, включительно с крепкими выражениями рабочих, отчетливо можно слышать в классах учебного заведения.

Кроме того, стройка вплотную соседствует с хрущевками и общая композиция выглядит, прямо говоря, странно.

“Есть правило, что дом должен стоять от близлежащего по фасаду на расстоянии высоты фасада. Но если дом поставить боком, то норма уже не действует, — поясняет “Апострофу” известный столичный архитектор, активист Анатолий Фролов. — В странах ЕС учитываются интересы людей, проживающих на определенной территории. Например, мы сейчас видим четырехэтажный дом, который уже трещит. Квартиры в этом доме стоят, условно говоря, 3 тысячи долларов за метр квадратный. Если напротив строится новый многоэтажный дом, в нем себестоимость квадратного метра тысяча долларов, застройщик поднимает цену до 3 тысяч долларов для продажи. Где люди будут покупать квартиры? В новом доме, или в старом? Конечно в новом. Соответственно, квартиры в старых домах падают в цене”.

Соседство маленьких хрущевок с “башнями будущего”, как пафосно называет их на своем сайте застройщик, по словам местных жителей, создает массу неудобств. Одна из ключевых проблем — трафик. Та часть улицы Иоанна Павла II, которая проходит вдоль стройки, практически всегда “стоит”. Движение по ней не закрыто полностью, но из-за строительных работ и проезда крупногабаритных грузовиков, существенно затруднено.

“Каждая улица имеет свою скорость. Есть придомовые улицы, есть микрорайонные, районные и городские магистрали. А если строятся высотки рядом с магистральной улицей, она превращается в микрорайонную и авто там уже двигаются со скоростью 30-40 километров в час, на скорости 60 километров в час там уже не проедешь. А что самое главное в дороге? “Выбросить” поток авто, чтобы люди не стояли в пробках”, — добавляет Фролов.

Уже сейчас из-за недавно построенных ЖК “Престиж холл”, “Бульвар фонтанов”, “Французский квартал” на узких улочках микрорайона образуются постоянные пробки, а количество выхлопных газов во много раз превышает все допустимые нормы. Жители жалуются, что летом дышать становится очень сложно, и страшно представить, что будет, когда сдадут в эксплуатацию этих три огромных здания.

Уже сейчас территория вокруг строительства заставлена припаркованными автомобилями. Догадаться что будет после того, как “Taryan Towers” сдадут в эксплуатацию 642 квартиры, несложно.

“По нормам, на каждую квартиру рассчитывается одно авто. Но как обычно, делает застройщик: берет справку от “Киевтранспарксервиса” о том, что часть автомобилей, которая не вмещается в гаражи, будет размещена на ближайших площадках. А ближайшая площадка может быть где-то на окраине Киева”, — отмечает Анатолий Фролов.

Очевидно, что затрудненный трафик будет создавать препятствия для проезда пожарных авто, если в микрорайоне вдруг произойдет ЧП.

Во-вторых, в микрорайоне, где воздвигаются “башни будущего”, может возникнуть проблема с коммуникациями.

“Часто не перекладываются коммуникации и, если из большого дома потечет канализация, она войдет в небольшой дом и разорвет все коммуникации. Но город за этим не следит, — сетует Фролов. — А подойдите к паспорту строительства и попробуйте позвонить по всем номерам, которые там указаны. Ни один не работает, кроме отдела продаж”.

Простые решения

Почему же так получается, что в столице появляются гигантские башни, вопреки строительным нормам и здравому смыслу?

“На сегодняшний день в Верховную Раду вошли застройщики. Например, Анна Бондарь, Дмитрий Гурин, Дмитрий Исаенко. Все они разбросаны по партиям, и если вдруг у кого-то из них возникает проблема с законом, они быстро его корректируют. Посмотрите как часто меняется закон о градостроительной деятельности. Возникла проблема — закон исправляется”, — резюмировал Анатолий Фролов.

Более того, по словам эксперта по земельным вопросам, активиста Георгия Могильного, если очень хочется, то построить новый объект с нарушениями можно и не меняя закон.

“На таком расстоянии и с такой плотностью строить этот объект нельзя было. Там вообще выше 27 метров строить нельзя. Но в Минрегионе застройщик согласовал свою высотность в соответствии с пожарными нормативами. То есть согласовывается определенное отклонение от нормативов. Если бы не было согласования в Минрегионе, этого высотного строительства не было бы. Потому как отклонение от нормативов, ДБНов (государственные строительные нормы — “Апостроф”) разрешается, в случае их согласования. А согласование через Минрегион всегда было коррупционной и прибыльной лазейкой, — поясняет эксперт. — Там есть научно-технический совет Минрегиона. Это коллегиальный, совещательный орган. Фактически он не принимает решений, но если они согласовывают что-то коллегиально, то замминистра берет и все подписывает. Главное, что потом виноватых нет. На самых важных местах стоят коллегиальные органы, а члены коллегиальных органов ведь не несут ответственности за свои голосования. Чиновники говорят: мол, профессионалы в комиссии рассмотрели, а мы просто подписали согласование”.

По словам директора аналитико-исследовательского центра “Институт города” Александра Сергиенко, в столице — масса объектов, которые строятся вопреки строительным нормам и здравому смыслу, но проблема эта появилась не сегодня.

“Корнями эта ситуация уходит во времена правления Черновецкого (мэр Киева в 2006-2102 годах — “Апостроф”). Смотрите, Генплан был утвержден в 2002 году и с 2002 по 2006 год в него было внесено 8 изменений. После того, как поменялась власть и пришел Черновецкий, с 2006 по 2010 годы в него внесли 1143 изменения. И львиная доля касалась изменения целевого назначения земли. А параллельно вносились изменения и в программу развития зеленых зон столицы. Фактически переориентировали зеленые зоны в земли для жилищного строительства и строительства торгово-офисных центров. Но одно нарушение порождает целую цепь других. Когда земля уже выделена под строительство, составляется проект. Он должен соответствовать строительным нормам. И наши нормы запрещали строить, например, дома выше 72 метров, но их все равно строили, “благодаря” взяткам”, — говорит “Апострофу” Сергиенко.

По мнению эксперта, решать проблему придется не один десяток лет. Если, конечно, ее вообще будет кто-то решать.

“Расхлебывать все это будут уже следующие поколения, ведь если нарушен Генплан, то полностью нарушена система обеспечения города водой, канализацией, дорогами, парковочными местами. Генплан разрушен, и чтобы возобновить баланс социально-инженерной инфраструктуры, нужны десятилетия”, — резюмировал Сергиенко.

А пока же из некогда тихого и спокойного района Печерск превращается в элитные трущобы. Неподалеку от метро “Лыбедская” как грибы после дождя растут все новые и новые высотки. И это касается не только центра города — застройщики уже добрались до “спальников”, где впихивают огромные здания всюду где только можно, и нельзя. Похоже, что остановить это хаотическое и абсолютно бездумное строительство банально некому...

Артур ГОР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.