В Украинском центре оценивания качества образования подвели итоги внешнего независимого оценивания. В этом году участие в ВНО приняло 240 881 человек. Это на 26 тыс участников меньше, чем в прошлом году. Чуть более 80% участников — выпускники этого года.
Оказалось, что самые высокие результаты -160-200 баллов — показали школьники Киева и Львовской области. Причем Львовщина лидирует по украинскому языку и литературе (44,2% учеников), а также истории Украины (27,4%), а киевские школьники оказались самыми сильными по математике (42,7% участников тестирования), английскому языку (42,1%) и биологии (32,3%).
Одна из неожиданностей этого года — решение многих абитуриентов выбрать в качестве обязательной дисциплины историю Украины вместо математики. Если в прошлом году историю страны сдавало 64% учеников, то в этом — 72%. А вот количество участников ВНО, решивших сдавать математику, по сравнению с прошлым годом выросло всего на 5% — с 36% до 40,9%. Истересно, что самой “математической” оказалась Одесская область. Здесь математику в качестве обязательного предмета для ВНО выбрали более 52% участников тестирования. В Черновицкой области, к примеру, таких смельчаков оказалось чуть более 20%.
Хотя логично было предположить, что на волне разговоров о перспективах IT-сферы соотношение истории и математики будет другим. Впрочем, конкурс в отечественные вузы в этом году в очередной раз доказал, что украинцы не спешат думать о перспективах — среди самых желанных специальностей по традиции оказались право и международные отношения.
Директор Центра оценивания качества образования Вадим Карандий.отметил: “Наши выпускники, выбирая между этими двумя предметами, боялись выбирать математику, понимая, что по этому предмету результаты будут хуже. Однако в целом статистика результатов по истории Украины хуже, нежели по математике”.
Результаты оценивания знаний по другим предметам лишь доказывают “гуманитарный уклон” украинских школьников. Так, к примеру, в этом году участники ВНО показали высокие результаты во время тестов по украинскому языку и литературе, истории Украины. А вот положительной динамики относительно роста уровня учебных знаний по физике, биологии и химии нет.
Зато ВНО четко показало, что главный иностранный язык в стране — английский. Тесты по немецкому в этом году, к примеру, сдавало менее одного процента участников, С французским ситуация еще хуже — в качестве предмета для ВНО его выбрало 0,3% участников тестирования. На этом фоне особняком стоит Черновецкая область — если ни в одной области Украины количество сдающих ВНО по французскому не превышало 0,6%, то на Буковине оно составило 3,2%. Правда, треть всех выпускников, решивших попробовать свои силы в языке Дюма и Макрона, показали лишь начальный результат. Тогда как абитуриенты, решившие проходить тестирование по немецкому, в большинстве своем сдавали тесты с высокими результатами. Что касается русского языка как иностранного, то в целом его сдавали всего 0,78% выпускников. В тройке лидеров — Донецкая область (5,01%), Луганская (2,74%) и Одесская (2,22% участников теста).
Испанский же вообще сдавали лишь в шести регионах страны, причем ни в одном из них количество учеников, выбравших тест, не превысило 0,09%. Всего испанский по всей стране сдавало меньше ста человек. Кстати, результаты были довольно хорошими: 44% участников показали высокий уровень знаний. И все они — девочки.
Результаты ВНО в гендерном разрезе вообще интересны: девочки оказались гораздо сильнее мальчиков. Они сдали лучше все тесты, кроме химии.
В Украинском центре оценивания качества знаний уже рассказали, какие изменения ждут абитуриентов в следующем году. Так, основные изменения касаются теста по иностранным языкам. С 2018-го он станет двухуровневым. Тест уровня В1 будут сдавать выпускники общеобразовательный школ, тест уровня В2 — школ и классов с углубленным изучением иностранных языков. “Планируется, что появится новый вид деятельности, который не использовался — восприятие языка на слух — будет отдельный блок аудирования”, — отметил Карандий. О необходимости изменить формат проведения ВНО, в частности, ввести аудирование, эксперты говорят уже не первый год. Однако в недавнем интервью “ДС” министр образования Лилия Гриневич отметила, что аудирование — слишком дорогое удовольствие. Как именно и на какие средства будут вводить такой тип оценивания — пока неизвестно. Вполне вероятно, что это заявление сделано в ответ на критику о том, что система ВНО уже давно себя исчерпала. И конфликты, которые каждый год разворачиваются вокруг тестовых заданий, лишнее тому подтверждение.
Еще одно нововведение, которое собираются запустить со следующего года: итоговую аттестацию в форме ВНО будуть сдавать выпускники ПТУ и колледжей. А вот об идее введения ВНО в 4-м и 9-м классах чиновники пока молчат. Хотя, как писала “Деловая столица”, в школах уже вовсю начинают готовиться к тестам.