Частный собственник организовывает свой бизнес намного эффективнее, чем государство. Рентабельность “Укрзализныци” — всего 1-2%. На частных магистралях зарубежных стран этот показатель достигает 20%”, — объясняет причины для грядущей реформы “Укрзализныци” Игорь Шкиря, член комитета ВР по вопросам транспорта и связи. Уже к концу года эта организация со всеми шестью региональными железными дорогами Украины должна быть преобразована в акционерное общество. Это сделает компанию более прозрачной для управления, более привлекательной для инвесторов и более прибыльной для страны.
Похоже, Украина вступает на путь, на котором Россия, Китай и ряд азиатских стран уже хорошо освоились. Пока ключевые экономисты спорят, изжил ли себя капитализм на Западе или нет, страны БРИК и Персидского залива строят “свой капитализм” — государственный: симбиоз госсобственности и рыночных методов управления бизнесом. Именно госкомпании обеспечивают 80% капитализации фондового рынка Китая, 62% — России, 38% — Бразилии. Украина также стремится превратить свои устаревшие госпредприятия в госкорпорации, живущие по рыночным правилам. Вот только удастся ли это, будет зависеть от желания правительства довести соответствующие реформы до победного конца.
Рецепт успеха
Превращение традиционных госкорпораций в глобальных “акул” и “национальных чемпионов” — результат нового подхода государств к своим активам. Западный мир уже давно отдал свою экономику в руки рынка, но Китай, Россия и Бразилия привыкли к другому экономическому порядку. Порядку, где государство контролирует все. Со всеми вытекающими последствиями — неэффективностью управления, постоянной убыточностью и непрозрачной структурой.
И все-таки конкуренция и глобализация сделали свое дело. Даже страны — сторонники твердой руки изменили свой подход к управлению государственной собственностью. Правительства поняли, что им не нужны “нахлебники”, и решили попробовать смешать модели — оставить компании в госуправлении, но научить их работать так же эффективно, как рыночные.
Для начала правительства привели свои активы в формат акционерных обществ и назначили эффективный менеджмент. К примеру, Россия акционировала доставшийся еще с советских времен “Газпром” в 1993 году. Китайская нефтегазовая компания PetroChina изначально была создана как акционерное общество в 1999-м в рамках реструктуризации другого китайского энергетического гиганта — China National Petroleum Corporation.
Вынужденные обходиться без госпомощи и субсидий, компании начали выстраивать работу так, чтобы повысить продуктивность каждого актива. К примеру, российские компании скупали привлекательные предприятия, превращаясь в крупные конгломераты. Так поступали и “Газпром”, и “Роснефть”, и “Ростехнологии”. Китайские госкомпании сделали ставку на эффективность вертикально интегрированных бизнес-групп. Такие структуры работают в рамках одной отрасли, создавая холдинг из цепочки связанных предприятий, финансовых учреждений и исследовательских центров. А его уже, в свою очередь, контролирует Комиссия по надзору и управлению государственными активами (SASAC), управляющая всеми государственными активами в Поднебесной.
Однако грамотного топ-менеджера и набора хороших активов тоже мало. Для долгосрочного успеха нужно качественное корпоративное управление, залогом которого является наличие миноритарных акционеров. Владельцы мелких пакетов не способны определять ключевые решения компании, но могут обеспечить прозрачность их принятия и при необходимости — препятствовать, если они идут во вред бизнесу. Осознав это, правительства отказывались от владения 100% акций и вскоре после акционирования госкорпорации отправляли последнюю на IPO. При этом себе они оставляли контрольный или даже миноритарный пакет. В результате в некоторых госкомпаниях доля государства сегодня довольно незначительная (по классификации ООН, государственной считается любая компания с долей более 10%).
Это переосмысление не только освободило правительства от неэффективных структур. Оно создало в мировой экономике новый пласт успешных и уже очень мощных игроков. “Газпром” с капитализацией в $172,9 млрд. занимает 15-е место в рейтинге крупнейших публичных компаний Forbes Global 2000. PetroChina занимает 6-е место в мире по величине доходов и 4-е — по прибыли, а также является третьей по капитализации в мире ($320,8 млрд.). Бразильская нефтяная госкорпорация Petrobras занимает 5-ю строчку по уровню капитализации и 7-ю по прибыли.
Причем успехом могут похвастаться не только сырьевые компании. Китайская China Mobile имеет 650 млн. клиентов и крупнейшую в мире рыночную капитализацию среди телекоммуникацонных компаний — $206,1 млрд. Японская почтовая компания — Japan Post Holdings, частично приватизированная в 2005 году, — в 2010-м вошла в десятку крупнейших корпораций Fortune Global 500. Российский Сбербанк — третий по капитализации банк Европы. А компания Dubai Ports, принадлежащая государственной Dubai World, имеет 49 морских терминалов в 31 стране и является третьим крупнейшим портовым оператором в мире. Все они — доказательства того, что и государство может быть эффективным собственником. Главное — играть по рыночным правилам.
Время перемен
Украине, как и России, в наследство от советского прошлого досталось обилие государственных предприятий. НАК “Нафтогаз Украины”, под контролем которой 97% добычи нефти и газа в стране, “Укрзализныця”, “Энергорынок”, “Энергоатом”, “Укрпочта”… И если государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк занимают 2-е и 3-е места по размерам активов среди банков страны, то “Нафтогаз” мертвым грузом лежит на госбюджете из-за заниженных тарифов на газ для населения. Остальные “страдают” то ли нерентабельностью, то ли непрозрачностью, то ли и тем и другим вместе взятыми. Решать их проблемы правительство решило опробованным Пекином и Москвой методом.
“Сейчас “Укрзализныця” — не компания, а государственная администрация железнодорожного транспорта. Некий суррогат между госорганом и хозяйствующим субъектом”, — рассказывает о проблемах этой структуры Александр Кава, один из разработчиков законопроекта по “Укрзализныце” и координатор реформы транспортного сектора Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины.
Теперь предприятие ждет опыт “Российских железных дорог”. Сегодня эта компания находится в госсобственности. После того как она приняла форму АО, изменилась система управления, а “дочки” РЖД понемногу стали переходить в частные руки. “Первая грузовая компания” (РФ) — дочернее предприятие “Российской железной дороги” — была продана в октябре 2011 года более чем за $4 млрд.”, — говорит Андрей Буковский, и.о. начальника главного управления по реформированию и корпоративному развитию “Укрзализныци”. По примеру “РЖД” уже до конца года “Укрзализныця” выделит и передаст в ведение Фонда госимущества Украины (ФГИУ) непрофильные активы, а на основе ее шести железных дорог и специализированных предприятий также будет создано акционерное общество. Оно будет полностью государственным, с запретом на приватизацию или IPO.
Но цель — не продать и привлечь инвестора, а сделать структуру прозрачной и понятной — и для собственника, и для кредиторов. “Сейчас не существует единого юридического лица. Работают шесть разрозненных железных дорог. Невозможно посчитать ни общую прибыль, ни убытки “Укрзализныци”. Компания громоздкая и недостаточно прозрачная”, — говорит Буковский. В результате даже международные финансовые организации отказались ее кредитовать. В 2008-2009 годах ЕБРР и Всемирный банк приостановили финансирование “Укрзализныци”, требуя создания единого субъекта в форме АО.
Удовлетворив это требование, Киев не только вернет себе благосклонность кредиторов (финансирование уже восстановлено), но сможет значительно повысить эффективность работы компании. А в перспективе выйти в плюс. “На 100% государственное АО “Укрзализныця”, которая будет строить и поддерживать ж/д инфраструктуру, будет окружено сателитами — “дочками”, в некоторых из них инвесторы смогут приобрести пакеты акций”, — говорит Буковский. Частный инвестор сможет полностью купить новосозданные предприятия или учреждать СП совместно с “Укрзализныцей”.
По такой же схеме должны “расчленить” другого неповоротливого и убыточного госгиганта — НАК “Нафтогаз”. Уже скоро Верховная Рада должна рассмотреть два законопроекта о реорганизации “Нафтогаза” — один от Кабмина и альтернативный от блока НУ-НС. Но Кабмин так уверен в прохождении именно своего проекта закона, что уже начал подготовку к реорганизации. Глава Минтопэнерго Юрий Бойко пообещал провести тендер на поиск компании, которая оценит стоимость украинской ГТС. В рамках министерства создана рабочая группа, которая проводит подготовительные работы по выходу одной из “дочек” “Нафтогаза” на зарубежные фондовые рынки. На IPO может быть выведена выделенная в отдельную структуру газодобывающая компания. Продав ее миноритарный пакет акций, государство получит себе в компаньоны частных акционеров и $5-10 млрд. инвестиций. Остальные предприятия, входящие в “Нафтогаз” — “Черноморнафтогаз”, “Укртранснафта” и другие (всего в госкорпорацию входит 11 различных структур без учета теплогенерирующих предприятий и зарубежных филиалов), отправятся на приватизацию. Всего от их продажи Кабмин планирует выручить $10-12 млрд.
Если планы реструктуризации этих двух компаний воплотятся в жизнь, они станут первыми ласточками госкапитализма в Украине. Реструктуризация “Нафтогаза”, к примеру, снимет с государства груз, на содержание которого, по словам Виктора Януковича, нужно выделять $1 млрд. ежемесячно.
Правда, стоит признать и тот факт, что несмотря на мировой успех госкапитализма, многие его бывшие сторонники теперь сомневаются в его перспективности. Так, участники “Форума Россия 2012”, проходившего на прошлой неделе в Москве, пришли к мнению, что стратегия госкапитализма морально устарела и полностью себя дискредитировала. По их мнению, таким странам, как Россия, требуются серьезные структурные реформы для привлечения дополнительных иностранных инвестиций.
Елена СНЕЖКО, Юлия ГЕЙДЮНАС
За 6 дней февраля 2012 года грузоотправители выполняли планы по среднесуточной нагрузке на 75%, в результате чего железные дороги Украины недогрузили 1,5 млн. тонн грузов. При этом в январе среднесуточная нагрузка составила 97,8% плана. Об этом говорится в сообщении Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця), переданном УНИАН. В частности, на Одесской железной дороге за 6 дней февраля погружено 236,728 тыс. тонн грузов, или 54,8% от планового показателя. Не выполняется план погрузки нефти и нефтепродуктов, черных металлов, металлолома, цемента и руды. Юго-западная железная дорога выполнила план по погрузке на 63,8%. Недогружены строительные, лесные грузы, металлолом, нефтепродукты и цемент. На Львовской железной дороге в феврале план погрузки выполняется на уровне 56,4%. Не выполнены объемы погрузки цемента (в связи с приостановкой строительства), лесных грузов и металлолома (из-за непредъявления груза в связи со сложными погодными условиями). На Приднепровской железной дороге отставание от плана за 6 дней февраля составило 433 тыс. тонн. Недогружены черные металлы, руда, цемент,
http://ukrrudprom.ua/digest/Vd_garmat_do_zalznits_abo_podatok_na_Mggrya.html
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.