1. Приватизация “Укртелекома” стала вторым по успешности кейсом для Украины за все 28 лет Независимости. В 2011 году за 92,79% акций “Укртелекома” австрийский фонд Epic Telecom Invest заплатил в госбюджет 10,6 млрд гривен. По актуальному на тот момент курсу эта сумма соответствовала около 1,325 млрд долларов США. — это такой-то % того, что Украина получила за всю историю приватизации. Больше заплатили только за Криворожсталь во время повторного конкурса.
Цитата:
“В Украине фактически было три больших приватизации: первая — Криворожсталь, вторая — Укртелеком и облэнерго, и в 2017 году 3,2 миллиарда гривен за продажу энергетических компаний. Все остальное несущественные продажи”, — бывший и.о. председателя ФГИУ Виталий Трубаров.
2. Непривычно высокая сумма вырученных государством денег за “Укртелеком” особенно удивляла на фоне удручающих финансовых показателей и дополнительных инвестиционных обременений. В 2011 году при доходе в 8 млрд грн (1 млрд дол.) убыток компании составлял 137 млн грн. При этом “счастливый” покупатель обязался обеспечить выполнение целого ряда (больше 50) приватизационных обязательств. Сейчас очевидно, что компания была кратно переоценена.
Цитата:
“Укртелеком, некогда кормивший бюджет страны, стал для него обузой. В самые тучные для сферы связи годы — с 2005-го по 2009-й, когда доходы у всех игроков удвоились, — госкомпания теряла деньги. В 2008-м она показала убытки в 1,5 млрд грн, годом позже — 525 млн грн”, — журнал “Новое время” от 2 февраля 2018 года.
3. Спустя время покупатель разочаровывается в активе, который требует огромных инвестиций в техническую модернизацию, не приносит прибыли и сложен в управлении. — И в 2013 году перепродает “Укртелеком” SCM Рината Ахметова за $860 млн. Это на $465 млн дешевле, чем он был реализован в ходе приватизации.
Цитата:
“Сделка, как следует из …материалов арбитража, заключалась спешно (очевидно, по настоянию продавцов — МК). Желая себя обезопасить, покупатель предусмотрел возможность коррекции суммы по результатам детального due diligence Укртелекома. Предполагалось, что исправление всех скрытых проблем, если такие будут выявлены, возьмут на себя продавцы”. Михаил Кухар, экономист IMF Group Ukraine.
4. Не долго радовались такому внушительному дисконту и у Ахметова. Оказалось, что в договоре купли-продажи компания Raga (переименованный ранее “приватизатор” “Укртелекома” — компания EPIC) заявила о полном выполнении условий приватизационного договора 2011 года, заключенного с ФГИУ. Но, как показал проведенный “скмовцами” due-dilligence, ничего подобного сделано не было. Судя по всему, новый владелец “Укртелекома” понял, что переплатил, после чего СКМ попыталась расторгнуть сделку о покупке и потребовала вернуть ей предоплату в размере $100 млн. В любом случае следует зафиксировать, что Ахметов желал избавиться от этой гири еще в 2014 году, хотя при нем актив пусть и не стал сказочно прибыльным, но стал показывать позитивную динамику.
Цитата:
“Покупка осуществлялась без реальной возможности провести предварительный due diligence. Это объясняет, почему SCM Financial согласилась именно на такую структуру сделки: обширные заявления и гарантии от EPIC/Raga в пользу SCM Financial, а также рассрочка оплаты существенной части цены купли-продажи на два года после получения права собственности на акции Укртелекома. Мы хотели посмотреть за это время, выполнены ли все заявления и гарантии и есть ли у Raga и ее бывшей компании ЕСУ “скелеты в шкафу””, — директор по международным связям и взаимоотношениям с инвесторами компании СКМ Джок Мендоза-Вилсон. “Скелеты” позже нашлись в изобилии.
5. В 2015 году “Уктелеком” подписывает меморандум с ChinaDevelopmentBank (CDB) о кредитовании инвестиционных проектов по модернизации на сумму в 400 миллионов долларов. После года работы, за время которой удалось освоить только 10% от заявленной суммы, проект “заморозили”. В “Укртелекоме” об этом говорят с неохотой, но по неофициальной версии китайцы решили подождать завершения судебного процесса между Фондом госимущества и компанией ЕСУ, владеющей телеком-оператором, который длится с 2017 года.
Цитата:
“ Должен признать, что эти факторы (судебные разбирательства. — Ред.) оказывают негативное влияние…Естественно, спор ООО ЕСУ (мажоритарного акционера “Укртелекома”) с Фондом госимущества о выполнении приватизационных обязательств оказывает негативный эффект”, — Юрий Курмаз, директор “Укртелекома”.
6. В 2017 году Фонд госимущества (ФГИУ) неожиданно обратился в суд с целью расторгнуть договор купли-продажи 92,79% акций “Укртелекома” и взыскании $81,9 млн пени (за просрочку исполнения обязательства по внесению инвестиций). Причина иска очень похожа на ту, которую использовала SCM как повод для расторжения договора с Raga Establishment Ltd — невыполнение приватизационных обязательств. Это позволит сделать предположение, что тяжба с ФГИУ по поводу невыполнения приватобязательств задумывалась юристами Ахметова как способ дополнительной аргументации для судов иностранных юрисдикций. Но после заключения мирового соглашения и принятия обязательств по выплатам она может приобретать иной смысл — если не удается вернуть “Укртелеком” первому покупателю, то можно попробовать провернуть это с первым владельцем. Ведь реприватизация и возврат даже 10,6 млрд грн (по нынешнему курсу — 425 млн дол.) делает потери для SCM не настолько катастрофичными. А ведь есть еще и оптимистический (для Ахметова) сценарий, согласно которому компенсацию можно проиндексировать — в связи с курсовой разницей, например. И тогда к возврату будет подлежать не 10,6, а все 32 млрд грн (1,325 млрд дол.).
Цитата:
“Мы наверняка получим судебный процесс на крупную сумму, которую не сможем выплатить. Кому мы продадим его потом за 11 миллиардов гривен? Нужен компромисс”, — Игорь Белоус, экс-глава ФГИУ.
7. 1 октября 2019 года стало известно, что компании Raga Establishment Limited и SCM Financial Overseas Limited официально и окончательно урегулировали между собой спор относительно продажи “Укртелекома” в 2013 году. Таким образом, Ахметову не удалось отказаться от сделки по приобретению предприятия. Точная сумма грядущей доплаты доподлинно не известна (обе стороны конкретики избегают), однако можно предположить, что это весьма существенная цифра, вполне возможно близкая к цене продажи “Укртелекома” СКМ в 2013 году. И это за компанию, чей доход в 2018 году составил всего около 260 млн дол., а прибыль — менее 20!
Цитата:
“В рамках мирового соглашения будут прекращены все судебные и иные процессы между Raga и SCM, а также их аффилированными лицами”, — пресс-служба СКМ.
8. Финансовые хитросплетения вокруг “Укртелекома” имеют еще один весьма важный аспект — кредиты первоначального покупателя перед украинскими госбанками. В связи с тем, что у Epic не было достаточно денег, были выпущены облигации на сумму 4,2 млрд грн (по тому курсу $525 млн), которые выкупили государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Погашение долго оттягивалось и к 2015 году не было закончено. Часть обязательств (2 млрд грн) была переведена на “Укртелеком” под гарантии рассчитаться до середины марта 2017 года. Но погашение ценных бумаг так и не состоялось. Это важно с точки зрения перспектив судебной активности ФГИУ — возврат “Укртелекома” в госсобственность будет означать, что государство будет должно эти деньги само себе.
Цитата:
“ Итак, перспектива непогашения задолженности перед Укрэксимбанком и Ощадбанком и причиненный этим ущерб государству в особо крупных размерах становится реальностью. Даже в случае принятия судебных решений в пользу госбанков возможности для принудительного погашения задолженности исчерпаны, ведь в ООО “ЕСУ” отсутствует имущество.
Единственный способ погашения долга — реституция: возвращение из бюджета частному собственнику выплаченных во время приватизации 10,575 млрд грн и возвращение долга банкам этими деньгами. Такой вариант не стыдятся открыто обсуждать в госбанках”, — Павел Фролов, консультант аппарата Верховной Рады.
Цитата:
“Договор между Ощадбанком и Укртелекомом остался действующим, а значит — подлежит выполнению. Но в тексте этого решения (Верховного Суда. — Ред.) не идет речь о взыскании долга”, — Марина Кислощаева и Михаил Федоренко, юридическая компания Юскутум.
9. Согласно заявлениям премьер-министра Алексея Гончарука, в 2020 году правительство планирует выручить от приватизации 5-6 млрд грн. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. Но если “Укртелеком” будет все-таки реприватизирован (как того, скорее всего, хотят в SCM), то даже неиндексированная сума в 10,6 млрд грн в два раза перекроет возможные поступления от продажи госпредприятий в следующем году. Для госбюджета возникнут непредвиденные дефициты. Если в судах докажут, что Украина должна вернуть бывшему собственнику все 1,325 млрд дол. (по нынешнему курсу 32 млрд грн), то ситуация для государственных финансов окажется весьма стрессогенной.
Цитата:
“Искать дополнительные средства для расчетов с владельцами реприватизированных компаний будут именно у налогоплательщиков. Дополнительных источников поступлений на горизонте не наблюдается. Особенно если учесть тот факт, что планы новой приватизации, в случае запуска процессов возврата предприятий государству, скорее всего снова провалятся. Инвестор в здравом уме не понесет деньги в страну, где тебе сначала что-то продадут, а потом, как наладится дело, — заберут обратно. И нам не видать тех же 5 млрд грн от самой приватизации, а тем более — 50 млрд долларов прямых иностранных инвестиций”, — Тарас Семенюк, економічний експерт.
10. Овчинка выделки не стоит. 2018 год ПАО “Укртелеком” завершило с чистой прибылью 19 млн дол. (474 млн грн), что на 45,1% меньше, чем по итогам 2017 года (864 млн грн). При этом чистый доход оператора за год сократился на 2,3% — до 6,449 млрд грн (даже в гривнах на треть меньше чем до приватизации в 2011 году, в долларах падение составляет более чем 3 (!) раза). Кроме того, снизился также показатель EBITDA (доналоговая прибыль. — Ред.) — на 12%, до 1,618 млн грн, маржа EBITDA — на 2,7 процентных пункта, до 25,1%. Капитальные инвестиции компании при этом сократились на 36,2%, до 604 млн грн. Не забываем о двухмиллиардном бремени долгов перед госбанками, которые с 2015 года висят именно на “Укртелекоме”.
Обмен этого “хозяйства” даже на 10,6 млрд бюджетных гривен иначе как благотворительной помощью для самого богатого человека Украины назвать будет сложно. И если “Укртелеком” не нужен ему, то зачем он государству? Ведь никакого реального эффекта от реприватизации, кроме отпугивания потенциальных инвесторов, оно не получит.
Цитата:
“Объем иностранных инвестиций в Украину сокращается с 2013 года, а о кредитовании в зарубежных банках украинский бизнес давно забыл. Факторов много: коррупция, продажные суды, несовершенное законодательство, отсутствие работающей системы защиты прав инвесторов, ограничения на вывод капитала, АТО. Все это вызывает резонную осторожность инвесторов, которые ждут позитивных сигналов от украинского государства и экономики”, — Михаил Круглов, журналист.
Юрий СМИРНОВ
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.