На этот раз череда разоблачений коснулась злоупотреблений в дорожной отрасли, первопричины которых, по моему убеждению, возможно, и берут свое начало на местном уровне, но заканчиваются очень высоко в Киеве.
Ситуация такова, что из-за чрезмерных аппетитов нечистых на руку управленцев и дельцов в области был полностью провален строительный сезон. При выделенных средствах на ремонт разбитых дорог большинство тендеров или просто не состоялись, или были сорваны. А тендерам, которые все-таки были доведены до логического завершения, еще предстоит дать оценку. Как и желанию главных дорожников поскорее “освоить” деньги, что не имеет ничего общего со строительством дорог.
Именно этим сейчас занимаются детективы из Национального антикоррупционного бюро Украины и сотрудники Николаевской прокуратуры.
Полагаясь на уже собранные доказательства, могу сказать, что это только начало. С очищения Николаевской области должно начаться полное очищение коррупционной цепочки во всем Государственном агентстве автомобильных дорог Украины (”Укравтодоре”). И пока готовился материал, стало известно о смене главы ведомства: на место предыдущего руководителя Евгения Бараха назначен бывший министр транспорта Польши Славомир Новак. Первым тестом для него как раз и станет кадровая политика: сохранение или очищение структуры от Бараха и его людей?
История одного тендера
Наверно, начать нужно с того, что проблема разбитых дорог в Украине сегодня, пожалуй, самая злободневная, и волнует она каждого человека. Но, к сожалению, есть люди, которые так и не осознали, что пора заканчивать воровать и начинать строить.
Идя на выборы, я обещал своим избирателям сделать все от меня зависящее для того, чтобы эту ситуацию исправить. И, честно говоря, за время своего депутатства уже использовал все рычаги, имеющиеся в запасе у нардепа.
С начала года мы боролись за то, чтобы было выделено как можно больше средств на наши дороги: написали десятки писем и обращений в министерства, встречались с министрами, вице-премьерами и премьер-министром Украины, чтобы донести до них всю критичность ситуации, инициировали петицию к президенту с ходатайством о ремонте трассы Н-11, которая входит в список “дорог позора” Украины и проходит по моему округу. Эту автодорогу местные жители не раз перекрывали с требованием немедленно отремонтировать. И наша петиция тогда собрала более 26 тыс. голосов людей сельской местности. Но с каждой новой отпиской и неудачей я все больше убеждался в необходимости ликвидировать этот “ручник” и перевести Украину на автоматическое распределение средств, добившись создания Дорожного фонда. И 6 октября в Верховной Раде, наконец, был принят соответствующий законопроект в первом чтении.
Наши же “хождения по мукам” в т.г. только к лету дали результаты. И самое интересное, когда средства были выделены (а в общей сложности удалось саккумулировать рекордную для области сумму в 614 млн), мы столкнулись с новой проблемой — с откровенным воровством и злоупотреблениями. “Проснулись” те, кто не просто хотел строить дороги, а по старому/доброму методу “освоить” деньги. И как раз на примере одного тендера по ремонту двух участков (всего 10 км) дороги Н-11 “Николаев—Днепр” можно оценить всю картину в целом.
В начале июня 2016 г. в “Укравтодоре” произошла смена руководства, и к исполнению обязанностей руководителя приступил Евгений Барах, который так и не избавился от приставки “и.о.”, будучи смещенным с должности 19 октября. Именно он в разгар строительного сезона, в июле и перед объявлением результатов первого запланированного тендера (а всего было 19) принял решение о смене руководства Службы автомобильных дорог Николаевской области, которое, получив деньги, как раз только набирало обороты в проведении работ.
Сняв руководителя, Барах прислал в область своего советника Николая Шульгу, перед которым стояла одна-единственная задача — “правильно” провести тендер по ремонту Н-11. И с этого момента началась буквальная “ломка” процесса.
Дело в том, что в первоначальном варианте итогового протокола тендера среди допущенных к акцепту предприятий значились фирмы ЧП “Південьдортех” с наименьшей ценой в 62 млн, затем “Альтком” — с ценой в 86 млн и ООО “СК Дорлидер” — с ценой в 102 млн. И вероятным победителем тогда была компания, предложившая наименьшую цену, так как экономика, прежде всего. Но приехал новый начальник с новой задачей “сверху” и принялся вмешиваться в процесс. Он, не стесняясь, прямо указывал тендерному комитету, что его это не устраивает, и что должна победить донецкая фирма, на которой он, кстати, раньше работал.
Далее последовали дискуссии о том, какая из компаний “хорошая”, а какие — “плохие”. И это было единственным аргументом, когда победителем тендера в день приезда министра инфраструктуры Владимира Омеляна в Николаев 17 августа признали “Альтком” с ценой на 40% выше наименьшего предложения! Причем до сих пор остается загадкой, кто внес данные о победителе в электронную систему Вестника государственных закупок, поскольку секретарь тендерного комитета — единственный, кто должен был это сделать по закону, не смог войти в систему! Ясно одно: решение было принято в Киеве и без тендерного комитета. Большинство членов комитета отказались идти на нарушение закона и подписывать итоговые протоколы по указке сверху. Подписанного протокола тендерным комитетом даже с их замечаниями до сих пор просто не существует! И ожидаемо, что после оглашения результатов тендера большинство членов тендерного комитета были просто уволены. А в результате спровоцированного таким образом кадрового обвала в ведомстве и недоверия к новому руководству, Служба не смогла толково провести больше ни одного из оставшихся 18 тендеров.
Скажите, какой сигнал мы даем бизнесу такими действиями? Получается, что “порешать” и договориться снова лучше, чем соблюдать закон? А ведь, если бы все было по закону, за эти сэкономленные средства мы могли бы построить дополнительно на 40% больше дорог. Притом что фирма, которую просто кому-то захотелось назвать “плохой”, сегодня успешно строит дороги в Херсонской области, и это мало кого волнует.
Преступная кадровая политика и.о. главы “Укравтодора” при попустительстве министра
Отбросив лирику, стоит сказать, что после огласки в СМИ и пристального внимания правоохранительных органов за развитием событий Служба автодорог Николаевской области долго не подписывала договор с “Альткомом”. Несмотря на то, что победитель был объявлен еще 17 августа, официальная информация о состоявшемся тендере и его результате в виде заключения договора появилась только 22 сентября. А детективы НАБУ, нужно отдать им должное, оперативно отреагировали и по моему обращению, а также по обращению Антимонопольного комитета Украины и факту заключения этого договора начало расследование попытки растраты средств при проведении тендера.
Тем временем не лучшим образом сложилась ситуация с остальными запланированными работами в области на т.г. Из общей суммы собранных на ремонт николаевских дорог 614 млн грн дорожными службами области по состоянию на сегодняшний день использовано чуть больше 50 млн. При этом около 90 млн, выделенных из местных бюджетов в рамках софинансирования работ, вряд ли смогут пустить в оборот в полном объеме до конца года, львиная доля (около 75 млн) использована не будет. Как, собственно, и средства из государственного бюджета — около 350 млн в конце года попросту сгорят. И с начала 2017-го нужно будет снова обивать пороги и просить правительство выделить средства, объясняя при этом, почему ничего за год не сделали.
Николаевская область прослыла своими скандалами и звучит уже не первый месяц на всю страну отчасти, возможно, и в силу нашего небезразличия к ее проблемам. Хочу поблагодарить людей, которые не сломались и приняли решение отстаивать закон, вплоть до увольнения. Это, можно сказать, пока основная наша победа, которая дает силу дальше бороться и вселяет надежду.
Еще одну немаловажную причину последнего “дорожного” скандала я вижу в наличии конкуренции между фирмами, и это плюс. Конечно, сегодня это грязная конкуренция, но не будь ее, мы бы не смогли дать оценку ни цене, ни качеству, ни схеме, по которой продолжают работать наши дорожные службы. Все прошло бы тихо, как проходило до этого всегда. И нужно отдать должное предыдущей команде, которая добилась хоть какой-то конкуренции и привлекла бизнес в Николаевскую область. Новая же команда “добилась” того, что из областей наоборот уходят достойные компании, хорошо зарекомендовавшие себя. Одна из них — предприятие “Битунова-Украина”, покидает Николаевщину с долгом в 4,2 млн, с ними просто не рассчитались за выполненные работы. Теперь им через суд следует становиться в очередь и выбивать долги.
И если переходить от частного к общему, первопричиной запуска всех вышеперечисленных и губительных процессов я считаю кадровую политику уже бывшего и.о. главы “Укравтодора” в лице Бараха, смещение которого не должно спасти его от ответственности. В частности его единоличное решение о смене начальника Службы автодорог Николаевщины, после чего не только вскрылись злоупотребления, но и заметно застопорились все работы в области, а местами и вовсе были парализованы. А также единоличное, без согласований с исполняющим на тот момент обязанности губернатора области и профильных служб, в разрез общественному мнению, назначение “через колено” исполняющим обязанности руководителя ДП “Николаевский облавтодор” Вячеслава Шуличенко. По факту его злоупотреблений спустя всего лишь месяц открыли уголовное производство за попытки вымогать откаты от подрядчиков. И это если говорить в разрезе николаевских событий, боюсь даже представить масштабы последствий его кадровой политики по всей Украине.
Так же непонятна позиция министра инфраструктуры Владимира Омеляна, который устранился от решения проблемы и пинает на то, что происходящее по линии “Укравтодора” — это ответственность Бараха. Но такого не может быть! Думаю, это свидетельствует о том, что министр либо не может навести порядок, либо он в одной схеме с тем, кто проворовался. И в таком случае порядок должны навести правоохранительные органы. Просто жаль потерянного времени...
Чего только стоит последнее заявление Омеляна по ситуации с ремонтом участков Н-11 на Николаевщине: “Мне Николаев уже иногда снится. В этом регионе можно снимать сериал, ведь это очень интересный регион с точки зрения политико-экономических отношений между различными группами. Да, мы переломили ситуацию, ремонт начался. Действительно, было потеряно очень много”.
Разве так должна работать система и приниматься решения? Процессы не нужно подстраивать под интересы “различных групп” и не нужно “ломать ситуацию”. Не должно быть ручного принятия решения, а процессы необходимо выстраивать так, чтобы не зависеть от этих групп. И главным принципом должен быть закон, а в нем — прописаны все процедуры и правила, за каждое отхождение от которых необходимо привлекать к ответственности.
И потому я категорически не согласен с выводом премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который он сделал во время обсуждения сложившейся ситуации в Николаевской области на заседании Кабинета министров. Он посчитал, что основная проблема происходящего в регионе кроется на местах. Нет, это не так, и слова министра Омеляна только подтверждают то, что рыба начала гнить с головы!
Николаевщина как катализатор очищения всей дорожной отрасли Украины
На днях, 6 октября, Николаевщина получила нового губернатора, После длительного периода безвластия в области на должность главы Николаевской облгосадминистрации был назначен народный депутат Алексей Савченко. И очень символичным, по моему мнению, является то, что это первый губернатор, приказ о назначении которого был подписан по результатам проведения конкурса. То есть это первый в Украине руководитель области, который был фактически избран, а не назначен в связи со вступлением в силу нового закона “О государственной службе”.
В одном из первых своих заявлений Савченко определил курс Николаевской области — в направлении инфраструктурного прорыва, который он планирует совершить уже в следующем году. И я уверен, что без полного очищения дорожных служб региона от коррупции это невозможно. Потому еще одним символическим событием, которое припало на его первый рабочий день, — проведение обысков в облавтодоре, а через несколько дней — уже и в Службе автодорог области.
Курс взят верный, нам необходимо расчистить эти “авгиевы конюшни”, привлечь к ответственности виновных, извлечь урок и запустить процесс, выстраивая систему, которая будет работать не по указке, а по закону. Я думаю, у нас есть все необходимое для того, чтобы стать примером и катализатором очищения всей общегосударственной структуры дорожной отрасли. Есть и понимание причин проблемы, и политическая воля.
Конечно, стоит признать, что нынешний год уже провален, нам пора основательно готовиться к следующему, дабы не допустить подобных ситуаций. Ведь вы только вдумайтесь, сегодня мы привели в пример лишь один тендер, победителем которого по надуманным причинам признали фирму, предложившую цену на 40% дороже, тогда как в бюджете т.г. на ремонт дорог заложено 19 млрд грн! Представляете, о коррупции каких масштабов идет речь?
Мы должны сделать все возможное, чтобы эта история не закончилась разоблачениями на николаевском уровне. Это резонансное дело должно вскрыть истоки проявления коррупции и пресечь непоправимые последствия. Тем более что сегодня парламент обсуждает проект нового бюджета и вновь распределяет средства, в том числе на ремонт дорог.
Андрей ВАДАТУРСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[18:15 24 декабря]
[14:43 24 декабря]
[11:15 24 декабря]
08:10 25 декабря
07:50 25 декабря
07:40 25 декабря
07:30 25 декабря
18:00 24 декабря
17:30 24 декабря
17:10 24 декабря
17:00 24 декабря
16:30 24 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.