Но на чьей стороне играют политики — пока неясно: создаются все предпосылки для роста китайского импорта, в особенности продукции машиностроения. Возможность наращивания в таких условиях экспортного потенциала — под большим вопросом.
Курс на тесное экономическое партнерство с китайскими машиностроителями стал одним из наиболее заметных направлений во внешней торговой политике команды Виктора Януковича. Постепенно становится очевидно, что, говоря о 10-миллиардном торговом обороте (в 2010 г. он составил $6 млрд.), президент имел в виду именно увеличение негативного сальдо торговли с этой страной за счет лавинообразного роста импорта, а не о том, что Украина создаст новые возможности для продажи в Китай своих товаров. Причем давно стало понятно, что потребительский сегмент — уже далеко не цель номер один производителей из Поднебесной, их активно развивающаяся экономика требует новых рынков сбыта промышленной продукции — техники, машин и оборудования. И если до сих пор в Украине эти ниши в какой-то мере удавалось сохранять отечественным производителям, то теперь шансов сберечь за собой внутренний рынок у них все меньше.
Только за последние полгода чиновники подписали ряд инвестиционных соглашений с компаниями из КНР, которые дали зеленый свет вступлению последних на вотчину местных промышленников. Так, в апреле украинские власти договорились об участии Экспортно-импортного банка Китая в выделении финансирования на сумму $2 млрд. для строительства железнодорожной ветки “Воздушного экспресса”, которая должна соединить Киев с аэропортом “Борисполь”, и Большой окружной дороги вокруг столицы. При этом украинское правительство выдало госгарантии лишь на $372 млн., что дает основания предположить наличие особого интереса в этом соглашении со стороны китайцев. Скорее всего, остальная сумма будет выдана не живыми деньгами, а техникой и оборудованием, тем более что дорожно-строительные фирмы КНР до этого неоднократно выражали свое желание поучаствовать в постройке этих объектов. Разумеется, нет ничего крамольного в привлечении как таковых инвестиций из Китая, правда, важным условием участия в подобных масштабных проектах обычно, наоборот, является по возможности максимальная локализация, приобщение определенной доли местных ресурсов и средств производства.
Неожиданными стали соглашения с китайскими компаниями о строительстве гидро- и парогазовой электростанций в Украине. Первый проект предполагает сотрудничество в строительстве ГЭС с китайской Sinohydro Corporation, второй — постройку ПГЭС в г. Щелкино в Крыму. Как сообщили в Минэнергоугля, в ПГЭС в Щелкино китайская национальная машиностроительная корпорация Sinomach при поддержке Эксимбанка Китая инвестирует $1,5 млрд., и эта сумма, говорят в министерстве, включает поставку подстанций и высоковольтных линий. При этом украинские машиностроители являются известными в мире производителями парогазовых установок и оборудования для электростанций, опыт и технологии у которых, кстати, китайские производители в свое время и переняли.
От слов к делу правительство переходит и в открытии для китайских компаний украинского рынка горно-шахтного оборудования. Скоро первый транш из кредита на $1,03 млрд. получит государственная “Шахта им. Д.Мельникова” (входит в состав ГП “Лисичанскуголь”). Те $85 млн., которые получит шахта, Государственный банк развития КНР выделяет в рамках программы по техническому перевооружению украинских горнодобывающих предприятий. В соглашении закреплено условие: проводить модернизацию шахт будет китайская сторона.
Вполне возможно, что следующим соглашением с Китаем по отработанной схеме — предоставление льготного кредита при условии допуска на украинский рынок своих технологий — станет поставка железнодорожной техники. По крайней мере на днях “Укрзалізниця” уже заявила, что “китайские компании — лидеры транспортного машиностроения — готовы представить свою технику” (речь идет об электровозах, которых железная дорога собирается закупить на $2,5 млрд.). И, что уже закономерно, “китайские партнеры также выразили готовность к обсуждению предложений по источникам финансирования продукции”.
Похоже, китайцы осознали, что последний аргумент стал беспроигрышным в украинских реалиях. Вместе с тем политика по импорту дешевых технологий именно в тех отраслях, где более уместными были бы меры по импортозамещению, окончательно лишает Украину шансов поменять структуру экспорта и освободиться от клейма “сырьевого государства”. В геополитическом векторе Китая мы сейчас занимаем примерно то же место, что и страны Африки: выдавать льготные кредиты африканским правительствам в обмен на доступ к минеральным ресурсам и участие китайских компаний в инфраструктурных проектах КНР начала еще 10 лет назад. Цель достигнута: за это время товарооборот между Китаем и Африкой вырос более чем в 20 раз — до $120 млрд. Однако конкурентных производств на Черном континенте как не было, так и нет.
Как правило, способы привлечения инвестиций на предлагаемых Китаем условиях практикуют страны, не располагающие собственной промышленной и машиностроительной индустрией. При этом государства с собственным производственным потенциалом, в частности, Италия, Испания, Греция, несмотря на проблемы с бюджетным дефицитом, не спешат идти на такое сотрудничество с китайскими инвесторами и поддерживают внутренних производителей.
Екатерина ГРЕБЕНИК
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.