Чтобы предотвратить энергетический коллапс после разрушительного землетрясения и выведения из строя нескольких АЭС крупнейшие японские автомобильные компании — Toyota, Honda и Nissan — остановили производство на своих заводах внутри страны.
На украинском рынке результаты вынужденного простоя скажутся не сразу, а со значительным временным лагом: примерно через месяц-полтора отечественные автолюбители почувствуют перебои с поставками некоторых моделей авто.
Дело в том, что система логистики автомобилей из Японии достаточно долгая — она подразумевает поставки продукции в Украину через Евросоюз.
“ Автомобили, предназначенные для реализации в нашей стране, дистрибуторы забирают с промежуточных европейских складов. В настоящий момент эта вся цепочка является заполненной, но уже через пару месяцев отдельные модели в каких-то конкретных комплектациях и цветовой гамме могут оказаться в дефиците. Особенно на фоне того, что срок возобновления производства в Японии остается пока непонятным”, — поясняет директор компании информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
По его словам, будет наблюдаться нехватка отдельных моделей, которые импортируются в Украину напрямую с японских автомобильных заводов. “Такие модели есть в ассортиментной линейке практически у каждого производителя”, — уверяет он. В группе риска — наиболее популярные японские модели среднего и высокого ценового сегментов. Таких как Toyota Prado, Toyota Land Cruiser, Honda Accord, Infinity EX, Nissan Murano.
В то же время генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко утверждает, что продукция большинства японских автомобильных компаний, которая импортируется в Украину, собирается преимущественно на европейских заводах. К примеру, Nissan — в Европе, Honda — в Турции.
Исключение бренды премиального ценового сегмента, к примеру, Lexus Toyota, которые поставляются на украинский рынок из Японии напрямую.
Действительно расположение заводов японских автомобильных компаний по всему миру сможет частично нивелировать их дефицит. Однако, как уточняет Олег Омельницкий, модели, произведенные на разных предприятиях, не являются взаимозаменяемыми. Соответственно, уже сейчас эксперты понимают, что на авторынке в 2011 году “японцам” придется очень не сладко.
Олег Назаренко отмечает, что до землетрясения и цунами японские автопром акцентировал свое внимание на поставах автомобилей в Соединенные Штаты Америки. С учетом того, что на американском рынке в последнее время существенно обострилась конкуренция между японскими автопроизводителями, особенно между компаниями Toyota и General Motors, стоит ожидать, что местный автомобильный гигант теперь с огромным удовольствием воспользуется проблемами своих основных конкурентов. “Можно прогнозировать, что именно рынок США сильнее всего ощутит на себе удар из-за остановки производств на японских предприятиях”, — полагает эксперт.
Что касается развития ситуации на европейском и украинском рынке, то она, по мнению Олега Назаренко, во многом будет зависеть от продолжительности действия природных катаклизмов в Японии, а также скорости восстановительных работ на разрушенных объектах.
“Насколько мне известно, непосредственно автосборочные заводы не пострадали, однако разрушенными оказались более мелкие предприятия по производству комплектующих, а также припортовые платформы, посредством которых осуществлялась логистика товаров из этой страны. Однако если заводы по производству комплектующих можно легко восстановить, то с припортовыми платформами (логистическими причалами) все гораздо сложнее. Возобновление цепочки логистики (отгрузки и поставок продукции из Японии) может растянуться минимум на полгода”, — делится своими опасениями эксперт.
Ситуация на украинском рынке может развиваться по двум сценариям. С одной стороны, события в Японии спровоцируют нехватку автомобилей конкретных марок и моделей автомобилей в Украине. Особенно тех, которые заказываются на заводах, и автомобилей премиум-сегмента. Следовательно, можно ожидать, что покупатели переметнутся на другие автомобильные модели.
И, логично, что из-за вынужденной остановки производственных мощностей японцы, безусловно, потеряют некоторую часть рынка в этом году. Во-первых, потому, что Украина не является приоритетной страной для японских автопроизводителей, ориентированных, прежде всего, на рынки США, Европы и РФ. Во-вторых, в спину им дышат автомобильные конкуренты из других азиатских стран — Кореи и Китая.
По оценкам AUTO-Consulting, японские бренды сейчас удерживают хорошие позиции на украинском рынке — большинство из них входит в десятку самых продаваемых автобрендов. Например, Toyota занимает 4-е место (в феврале 2011 г. было продано 607 таких автомобилей). Nissan — на 5-м месте (506 шт. — продажи за февраль), Honda — на 15-м (в минувшем месяце их продали 239 шт.).
В выигрыше от природных катаклизмов окажутся корейские автопроизводители, которые в последнее время усиленно наращивают присутствие собственных брендов на рынке Украины. Для сравнения: по итогам февральских продаж Hyundai находится на 3-ем месте, KIA — на 6-м месте, Chevrolet — на 9-м.
С другой стороны, по мнению Назаренко, может проявиться тенденция в активизации деятельности торговых спекулянтов, массово скупающих сейчас японские товары, чтобы затем в условиях создавшегося дефицита подороже их перепродать. К тому же, в ожидании дефицита на японскую продукцию цены на нее могут возрасти. Но это уже относится не только к автомобилям.
Елена АРКАДЬЕВА
Что скажете, Аноним?
[07:00 25 ноября]
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
07:40 25 ноября
07:30 25 ноября
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.