Текст “антиолигархического” законопроекта, блуждая по кабинетам ВР и правительства, преобразился до неузнаваемости. В результате олигархи заплатят на 40—60% ренты меньше, а вот украинцам стоит готовиться к повышению цен на продукты питания и связь. А бизнесу — к тотальным проверкам.
Повышение акцизов, новые налоги на землю и налоговый террор. Все это будет ждать простых украинцев, а также малый и средний бизнес с принятием так называемого “антиолигархического” законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс. Но вместо олигархов, как стало понятно после правок, принятых между первым и вторым чтением, залезть в карман в очередной раз хотят рядовым украинцам. В то время как олигархи, которые добывают полезные ископаемые, наоборот, будут платить в бюджет меньше.
Олигархи заплатят на 40—60% меньше
Главная идея законопроекта, как ранее говорили его авторы из президентской партии “Слуга народа”, — это повышение ренты на добычу железной руды. Мол, с чего это олигархи получают сверхприбыли, когда все полезные ископаемые принадлежат народу, которому в конечном итоге достаются гроши. Именно в контексте железной руды заговорили о Ринате Ахметове и окрестили законопроект “антиахметовским”.
Тем временем между первым и вторым чтением законопроект магическим образом превратился из анти-, в проолигархический. Чтобы разобраться, почему и как украинцев обвели вокруг пальца, обратимся к математике. Сейчас добывающие компании (производители концентрата и окатышей) платят с каждой тонны руды 11—12% от себестоимости необогащенной руды. По сути, речь идет о $3/т, независимо от мировых цен.
Новым законопроектом, который будут выносить в зал уже завтра, предлагается ввести гибкую шкалу ренты на руду. Ставка ренты привязывается к индексу цен на руду с 62-процентным содержанием железа (IODEX 62% FE CFR China). И составляет 3,5% от цены, если стоимость руды составляет $100 и меньше, 5% — если $100—200, и 10% — если $200 и больше. Именно в таком виде он принимался в первом чтении. Но ко второму чтению в документ внесли правки. А именно: появился понижающий коэффициент для предприятий, которые добывают железные и марганцевые руды, а также специальная формула, которая вычитает из расчета ренты стоимость логистических затрат на перевозку сырья из Украины в порт Циндао (Китай). Таким образом, по состоянию на сегодня, согласно законопроекту, который будет голосоваться уже завтра, с учетом нынешних цен на руду и новых правок к законопроекту, ставка ренты, которую должны будут платить олигархи за добычу ископаемых, станет даже меньше!
“Стоимость фрахта может составлять от $15 до $40. По данным на 5 ноября цена на руду составляла $97,6. Поэтому, с учетом коэффициента, а также вычета внутренней и внешней логистики, минимально $15, рентная ставка для горнорудных предприятий уже получается $2,2. Больше, чем сейчас, они будут вынуждены платить, только если цена будет выше $100. Если же взять максимальную ставку фрахта, то есть $40, то, чтобы рентная ставка была, условно, как сейчас — $3, цены на руду должны быть не меньше $120. То есть, по большому счету, между первым и вторым чтением законодатели снизили базу налогообложения на 40—60%. Учитывая, что обычная цена на руду составляет примерно $80—90, а все прогнозы указывают на то, что она будет меньше $100 в следующем году, можно уверенно говорить, что олигархи заплатят в бюджет меньше”, — сказал “Вестям” экономический эксперт Виктор Скаршевский.
Напомним, главным добытчиком железной руды в Украине является олигарх Ринат Ахметов. Подконтрольные ему предприятия добывают почти 65% от совокупной добычи в стране. Другими крупными “добытчиками” являются предприятия, подконтрольные бизнесменам Константину Жеваго, а также Александру Ярославскому. Не забыли между первым и вторым чтением включить интересы еще одного олигарха, ранее близкого к президенту Украины Владимиру Зеленскому, — Игоря Коломойского, поскольку правки коснулись и марганцевой руды, в добыче которой Коломойский является монополистом.
Просчитались или обманули
Чтобы понять, как так произошло и зачем нужны были пониженные коэффициенты и формулы, которые в конечном итоге сделают жизнь олиграхам проще, “Вести” обратились к главе комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилу Гетманцеву, который, собственно, и вносил эти правки. По его словам, логика такого решения состоит в том, что было бы неправильно облагать налогом расходы предприятий.
“Изменилось то, что добавилась формула, которая учитывает логистику. Но это вопрос очень дискуссионный. И я думаю этот вопрос будет еще рассматриваться в зале. Вместе с тем в любом случае оценка этой части законопроекта производится, исходя из нынешней цены на руду. Я напомню, что еще летом цена на руду была свыше $200. И если взять в расчет эту цену, то мы имели бы в бюджете плюс 20 млрд грн. Но, учитывая, что цены на руду упали, — сейчас разгоняется “зрада”, что это законопроект “проАхметовский”. Но логика была как раз в том, что если цена больше — он платит больше, если цена меньше — он платит меньше”, — сказал “Вестям” глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
По правде говоря, такую логику понять можно. Единственное, что смущает — это сам факт составления бюджета на 2022 год с учетом налоговой базы, рассчитанной, исходя из пиковых исторический значений цен на железную руду. Когда очевидно, что ситуация на финансовых и сырьевых рынках имеет циклический характер. И в ВР попросту не могли этого не знать.
Но если задача была застраховать олигархов от негативной ценовой конъюнктуры в будущем, то она была выполнена на 100%. “А почему вы считаете, что это неправильно? Он (Ринат Ахметов. — Ред.) должен останавливать предприятия, но платить ренту? Я считаю, что если цена ренты упадет существенно, то он должен платить меньше. А если он зарабатывает больше, то он должен платить больше. А если он работает себе в минус, то как он может платить больше ренту? И фамилии тут ни при чем”, — сказал “Вестям” Гетманцев.
Еще одно изменение, относящееся к крупному бизнесу, — повышение ставки экологического налога за выбросы вредных веществ в воду — в 8 раз с 2029 года и за выбросы СО2 — в три раза, до 30 грн за тонну. Для сравнения, в сентябре цена квот на выбросы СО2 на европейской энергетической бирже (European Energy Exchange AG) достигла €61,52/т. По сравнению с ними, украинские предприниматели как ничего не платили, так и не будут.
“Принятие этого закона вообще не решает никаких вопросов с наполнением бюджета. А тех 30 млрд грн, которые под большим вопросом, но которые включены в расчеты правительства при расходах бюджета в более чем 1,3 трлн грн, радикально ничего не решат”, — сказал “Вестям” Скаршевский.
Налог на огород, проверки и дороже связь
А вот остальные нормы, которые не имеют никакого отношения к олигархам, могут больно ударить по среднему и малому бизнесу, мелким частным инвесторам, а также привести к росту цен на продукты питания, подакцизную продукцию и мобильную связь. Так, в частности, фермеров хотят обязать платить специальный налог за каждый арендуемый ими гектар. Высчитывать налог предлагают по специальной формуле: МНО=НДО×S×К×М/12, где НДО — это нормативная денежная оценка 1 га земельного участка; S — общая площадь участка; М — количество времени, в течение которого земля находится в аренде; К — коэффициент, который составляет 0,05. Учитывая среднюю НДО сельхозземель в Украине, которая на начало года составляет 28 тыс. грн, фермерам ежегодно придется платить порядка 1,4 тыс. грн с каждого гектара.
В то же время для физлиц-предпринимателей четвертой группы, а именно крупным сельхозтоваропроизводителям, коэффициент К будет учитываться в половинчатом размере — 0,025. И заплатят они в среднем 700 грн с гектара в год.
К слову, еще в 2020 году Главное научно-экспертное управление ВР заключило, что введение подобного налога приведет к увеличению налоговой нагрузки на селян и малых фермеров, но при этом не изменит ситуацию для средних и крупных сельхозпроизводителей. “Условно говоря, украинцы теперь будут в пять раз больше платить за землю”, — так прокомментировал “Вестям” эту норму первый заместитель председателя комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк. Добавив, что сохранилось право налоговой на проверки бизнеса в любое время, а также запрет на выезд заграницу директорам предприятий, у которых есть налоговый долг.
Но и это еще не все. “Ресурсный” законопроект предусматривает и увеличение рентной платы за радиочастоты, что в конечном счете негативно отразится на ценах мобильной связи для украинцев. Сами же операторы уже предупредили, что это также обернется замедлением развития телеком-отрасли в Украине. Так, как отметили в “Киевстаре”, из-за индексации рентной платы и нерешенности вопроса о повышающих коэффициентах компания вынуждена будет платить 125 млн грн ежегодно дополнительных налоговых платежей, что эквивалентно обеспечению связью 4G как минимум 150 сел.
Антон ДРАНИК
Украине нужен такой президент как Путин. Чтобы порядок навел в стране.
Когда то было иначе? Здесь все время при власти только жадная сволота. Даже голодраное зеленое быдло быстро научилось воровать.
Что скажете, Аноним?
[19:48 05 ноября]
Інтерв’ю із заступником глави місії МВФ в Україні Тревором Лессардом
[11:11 05 ноября]
18:50 05 ноября
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.